Указания к проведению артикуляционной гимнастики

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка;

на одном занятии не следует давать больше двух-трех упраж­нений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь по­сле того, как будут усвоены предыдущие;

все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются);

некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработа­лась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;

при затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу;

выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательно­сти, указанной логопедом;

инструкции следует давать дробно, например: «Улыбнись; по­кажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком [д-д-д]». Проверять выполнение ребенком упражнения следует также поэтапно. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение;

если логопед поставил ребенку звуки, надо их постепенно вво­дить в речь, т. е. учить правильно употреблять звук в слогах, сло­вах, а затем во фразовой речи.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепля­лись, становились более прочными. Лучше ее проводить в начале занятия, в течение трех - пяти минут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более про­стых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоцио­нально, в игровой форме.

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым мо­жет быть только одно, второе дается для повторения и закрепле­ния. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые иг­ровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в та­ком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

Артикуляционную гимнастику можно проводить только видя, как выполняет упражнение каждый ребенок. Воспитатель организует работу следующим образом:

а) рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;

б) показывает его выполнение;

в) упражнение выполняют все дети;

г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям он не совсем удается, он проводит с этими последними дополнительно индивидуальную работу или дает задание родителям отработать движения дома (по одной-две минуты 2 раза в день – утром и вечером).

Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

5. Язык широкий.

6. Язык узкий.

7. Чередование широкого и узкого языка.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка вверх и вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опушенном кончике): отодвигать его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам.

Для примера подробно разберем первые два упражнения.

«Построить забор»

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обна­жая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, воспитатель про себя произносит звук [и].)

Методическиеуказания.

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

«Трубочка»

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.


2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить, ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5 - 2 см от губ) и взять ее губами.

После отработки упражнений первого комплекса воспитатель, в зависимости от рекомендаций логопеда, подбирает комплексы для соответствующих групп звуков и проводит их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: