Содержание
þ Комплексы упражнений
þ Указания к проведению артикуляционной гимнастики
þ Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата
þ Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц].
þ Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ].
þ Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [л], [л'].
þ Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [р], [р'].
Комплексы упражнений
В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована.
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.
I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.
II. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков.
III. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков.
IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [л], [л'].
V. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [р], [р'].
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.
С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик.
Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук.
В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:
а) гласных; б) взрывных согласных; в) носовых и сонорных; г) губных и язычных; д) взрывных и щелевых; е) переднеязычных и заднеязычных. Эта работа проводится с использованием игровых приемов и способствует развитию у ребенка не только органов артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха.






