Комплекс артикуляционной гимнастики. для свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц]

для свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц]

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точ­ные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он на­ходится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке [ц] сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие холодной воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

«Загнать мяч в ворота»

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методическиеуказания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воз­душная струя была прерывистой.

«Наказать непослушный язык»

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удержи­вать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном вы­дохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхае­мый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднес­ти ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способст­вует выработке направленной воздушной струи.

«Сделать язык широким»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было на­пряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к уп­ражнению «Наказать непослушный язык».

«Кто дальше загонит мяч?»

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воз­душную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край язы­ка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Почистим зубы»

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зу­бами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кон­чиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, что­бы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: