Социально-культурный сервис в широком и узком смысле. Ориентации на изучение и удовлетворение запросов потребителей. Социально-культурный сервис в рамках прикладной культурологии

Социально-культурный сервис не может быть понят как традиционное для культпросветработы культурное обслуживание, ори­ентированное на технократические показатели посещаемости, вместимости, пропускной спо­собности и т.д. В современных условиях очевидна ограниченность этого подхода. Социально-культурный сервис (в широком смысле слова) - это система создания, предоставления и потребления социально-культурных услуг (услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма) /1, с.119-120/. Социально-культурный сервис может рассматриваться и в узком смысле. Понятие "сервис" означает оказание качественных (чаще комплексных) услуг, удов­летворение потребностей отдельных личностей или групп на основе пла­тежеспособного спроса (см.: 2, с. 16-18).

Социально-культурный сервис в узком смысле – реализация социокультурных услуг за плату. Социально-культурная услуга в этом случае - своеобраз­ный по форме и назначению товар, удовлетворяющий социально-культур­ные потребности и существующий не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Социально-культурный сервис в узком смысле - система экономически обоснованного создания, предоставления и потребления социально-культурных ус­луг. Иначе говоря, это - часть культуры, которая производит свободно реализуемые на рынке услуги, или тот сектор экономики, где в качестве товара выступают социально-культурные услуги.

Сравнительно недавно учреждения, предоставляющие культурные услуги, ориентировались, прежде всего, на валовые показатели, на объем социально-культурных услуг. При этом изучение потребностей, запросов населения проводилось, но результаты изучения мало влияли на набор предлагаемых услуг. Не имея возможности выбора, люди оказывались, по сути, перед необходимостью использования возможностей весьма узкого «принудительного ассортимента», что было чревато дегуманизацией сознания и деятельности.

Появление понятия «социально-культурный сервис», на наш взгляд, отражает новый характер культурных отношений в современном обществе.

Прежде всего, социально-культурный сервис предполагает новый тип взаимосвязи, взаимодействия человека и культуры, возникающий в процессе культурной деятельности и отражаемый пересечением прикладной культурологии и сервисологии.

Прикладная культурология – отрасль знания, ориентированная на практическое решение проблем сближения человека с культурой (социализация, инкультурация, самореализация личности в культурной деятельности), а также на регулирование деятельности учреждений культуры – субъектов социально-культурной деятельности (3, с. 56-97).

Социально-культурный сервис имеет сходные задачи, будучи функцией (направлением деятельности) различных социальных институтов – форм практической организации культурной жизни в ответ на социально-культурные потребности людей. Поэтому весь массив знаний, интегрируемый в рамках понятия «социально-культурный сервис» целесообразно рассматривать в рамках сервисологии и прикладной культурологии.

Именно пересечение прикладной культурологии и сервисологии ответственно:

за теоретические основы социально-культурного сервиса;

за практические рекомендации по использованию технологий и практик сближения с культурой человека, удовлетворяющего свои социально-культурные потребности на основе платежеспособного спроса;

за оптимизацию деятельности различных субъектов культуры, предоставляющих социально-культурные услуги и формирующих культурные отношения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Услуги населению. Государственный стандарт РФ // Мир качества. – 1998. – № 15.

2. Пятая научно практическая конференция проф.-преп. состава (Труды СПбТИС. – вып. 5). - СПб,1997.

3. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. – СПб, 1999.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

В чем необходимость различать понятие «социально-культурный сервис» в широком и узком смысле?

В чем новизна подхода к культурным отношениям людей, зафиксированного в понятии «социально-культурный сервис»?

Какие основания позволяют рассматривать социально-культурный сервис в рамках прикладной культурологии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: