Понятие социально-культурной услуги. Основные направления социально-культурного сервиса. Особенности и понятия сферы туризма.
Социально-культурный сервис можно понимать в широком смысле слова – создание, предоставление и потребление социально-культурных услуг: услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма (См.: Госстандарт РФ Р 50646-94 «Услуги населению»)
Социально-культурные услуги – это услуги, по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей, по физическому развитию и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.
Социально-культурный сервис в узком смысле – это реализация социально-культурныхуслуг на основе платежеспособного спроса. Исходя из такого понимания социально-культурного сервиса, можно выделить следующие компоненты системы социально-культурного сервиса:
зрелищный сервис (услуги театров, кинотеатров, концертных залов, цирков и т.д.);
музейно-выставочный сервис (услуги музеев, выставочных галерей, залов и т.д.);
|
|
информационный сервис (услуги рекламных центров, СМИ и т.д.);
клубный сервис (услуги базовых организаций, объединяющих людей по интересам, национальностям, профессиям и т.д.);
сервис в сфере активного отдыха и развлечений (парки, казино, дискотеки, залы игровых автоматов и т.п.);
образовательный сервис (услуги организаций по обучению всех видов и уровней);
физкультурно-спортивный сервис (услуги учреждений физкультуры и спорта);
оздоровительный сервис (услуги учреждений здравоохранения, курортов и т.д.);
туристский сервис (предоставление пакетов услуг туристского комплекса).
Охарактеризуем туризм более подробно.
Туризм - компонент системы социально-культурного сервиса, связанный с предоставлением туристских услуг. Характерная черта туристской услуги – комплексность туристского продукта или права на тур.
Тур – комплекс услуг по перевозке, размещению, организации питания, отдыха, развлечений, знакомства с туристскими объектами. Здесь совокупные действия транспортных средств, предприятий размещения, питания, учреждений развлечений и отдыха, организаций и фирм, демонстрирующих, знакомящих с памятниками культуры и истории, с природными объектами, фирм, производящих и распространяющих туры, создают комплекс туристской индустрии, предоставляющей туристские услуги.
Комплексность туристских услуг, взаимосвязанных к тому же со всеми другими компонентами системы социально-культурного сервиса (помимо экскурсионно-познавательного, в зависимости от целей существуют: образовательный, оздоровительный, лечебный, спортивный и т.д. туризм), определяет значение туризма в экономике. Многие страны (Испания, Италия, Куба и др.) строят свою экономику на туризме. Тем не менее, в сфере туризма действует основополагающий принцип: необходимо гармоничное сочетание культурного и экономического начала при преобладании культурной ориентации.
|
|
Как показывает опыт, добиваются успеха туристские фирмы, озабоченные поисками более полного удовлетворения социально-культурных потребностей, перспективами показа новых, малоизвестных и незаслуженно забытых туристских объектов. Туристские фирмы, занятые погоней за одними только экономическими показателями - теряют потребителей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
Выделите 10 основных характеристик социально-культурной услуги?
Каким компонентом социально-культурного сервиса могли бы Вы дополнить предложенный в пособии список?
Каковы особенности туризма как части сферы социально-культурного сервиса?
ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 1
Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. – СПб, 1999.
Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования. – М., 2002.
Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.
Киселев Г.С. Человек, культура, цивилизация на пороге третьего тысячелетия. – М, 1999.
Киселева Т.И., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. – М, 1993
Марков А.П., Бирженюк Т.М. Основы социально-культурного проектирования. – СПб, 1997
Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. – М., 1999.
Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. – Омск, 1992
Проблемы и перспективы развития сферы сервиса. – Материалы конференции, 23-24 апреля 2001 г. – СПб, 2001. – Ч.1. и 2.
Социально-культурный сервис и туризм. Вопросы истории, теории и технологии: Сб. научных трудов. – СПб, 2001.
Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под.ред.акад. Ю.П.Свириденко. – М., 2000. – Т. 1.
Услуги населению. Государственный стандарт РФ // Мир качества. – 1998 - №15
Федцов В.Г. Культура сервиса. Учебное пособие. – М, 2000
Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигма, методология, теория. – М, 2000.