Междисциплинарный характер теории социально-культурного сервиса. Предмет теории социально-культурного сервиса. Аспекты теории социально-культурного сервиса.
В современных условиях есть все основания утверждать, что на пересечении прикладной культурологии и сервисологии формируется отрасль знания, изучающая сущность, закономерности возникновения, развития и функционирования социально-культурного сервиса как специфического явления в сфере культуры – теория социально-культурного сервиса. Предметом теории социально-культурного сервиса является деятельность по созданию и предоставлению социально-культурных услуг в ответ на потребности людей.
Теория социально-культурного сервиса как отрасль знания имеет различные аспекты, определяемые подходом, точкой зрения, с которой рассматривается явление.
Культурологический аспект предполагает вопросы:
специфики социально-культурного сервиса как особого типа культурных отношений;
места и роли социально-культурного сервиса в структуре образа жизни, свободного времени;
|
|
социальных функций социально-культурного сервиса;
внутренней классификации социально-культурного сервиса;
исторической динамики явления: зарождение, становление развивающегося явления, тенденций и периодизации истории.
Социологический аспект имеет в виду:
социальные институты и общности, производящие не распространяющие социокультурные услуги;
социально-демографический состав, типологии потребителей услуг;
способы, формы организации, функционирования и регулирования социально-культурного сервиса в системе культурного потребления.
Социально-психологический аспект рассматривает:
характер социально-культурных потребностей, определяющих культурно-сервисную активность людей;
социально-психологическую динамику социокультурных потребностей;
социально-психологические аспекты функционирования системы социально-культурного сервиса (становление СПК организаций и т.д.)
Социально-педагогический аспект предполагает:
диагностику состояния индивидов и групп, вовлеченных в сервисное взаимодействие;
цели и задачи организации социально-культурного сервиса, ориентированного на возвышение потребностей и культурное развитие потребителей услуг;
средства, способы, методы, способствующие оптимизации сервисного взаимодействия за счет «человеческого фактора».
Управленческий аспект объединяет:
цели и задачи руководства организациями социально-культурного сервиса на всех уровнях;
экономику социально-культурного сервиса;
информационно-методическое и кадровое обеспечение сферы социально-культурного сервиса.
|
|
Правовой аспект имеет в виду:
основы законодательства, регулирующие отношения в сфере социально-культурного сервиса;
юридический статус потребителей и производителей (продавцов) социально-культурной услуги;
вопросы лицензирования деятельности и сертификации услуг.
Специально-сервисный аспект включает вопросы:
специфика и закономерности сервисного взаимодействия;
особенности сервисного взаимодействия в процессе продажи и предоставления услуги;
зависимость сервисного взаимодействия от социально-демографических и психологических характеристик основных типологических групп потребителей социально-культурных услуг.
Теория социально-культурного сервиса – составная часть прикладной культурологии, специализирующиеся на проблематике формирования, удовлетворения и возвышения социокультурных потребностей, создания и предоставления социально-культурных услуг, удовлетворяющих эти потребности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
Чем обусловлены междисциплинарный характер теории социально-культурного сервиса?
С какими отраслями научного знания взаимодействует теория социально-культурного сервиса?
«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Цель, структура и особенности курса «История и теория социально-культурного сервиса». Взаимосвязь с другими учебными дисциплинами. Значение в подготовке специалиста по сервису и туризму.
Рассматривая «Историю и теорию социально-культурного сервиса» как вузовскую учебную дисциплину, можно определить ее цель следующим образом: дать будущим специалистам организаторам социально-культурного сервиса и туризма научно-обоснованное представление о сфере их будущей профессиональной деятельности, вооружить знанием процессов зарождения, развития и функционирования социально-культурного сервиса в современных условиях.
Курс состоит из 2 частей:
«История социально-культурного сервиса в России и за рубежом» изучает возникновение соответствующих социально-культурных потребностей людей, происхождение и исторический опыт общественных институтов и частных инициатив, возникающих для удовлетворения этих потребностей, функционирование системы социально-культурного сервиса в различных исторических условиях.
«Основы теории социально-культурного сервиса» строятся на изучении структуры социально-культурных потребностей людей, возможностей их развития, возвышения и удовлетворения в условиях досуга и межличностного общения.
Изучение дисциплины дает будущим специалистам возможность:
- развить и углубить знания, полученные по курсу «Введение в
специальность»;
- узнать исторические факторы, социально-культурные условия, позитивный опыт развития основных сфер социально-культурного сервиса на различных этапах истории России и за рубежом;
- понять специфику социально-культурного сервиса как оказания услуг культуры, образования, спорта, здравоохранения и туризма.
Выпускник должен владеть знаниями истории и теории предмета, дающими умения и навыки анализа конкретных социально-культурных ситуаций и организации социально-культурного сервиса с учетом актуальных потребностей людей и в соответствии с тенденциями современного развития сферы социально-культурного сервиса в условиях рыночной экономики.
Таким образом, курс излагает культурологический, социологический, социально-психологический и социально-педагогический аспекты. Управленческий и правовой, специально-сервисный аспекты рассматриваются в курсах «Менеджмент в социально-культурном сервисе», «Правовое регулирование в социально-культурном сервисе», «Сервисная деятельность».
|
|
Важной особенностью курса является его принципиальная новизна, отсутствие готовых пособий и необходимость вычленять знания из традиционных учебников по истории культуры и ее отдельных областей, по социологии, социальной психологии, педагогике, не теряя из виду собственного предмета. В силу этого изучение курса предполагает (помимо лекционных и практических занятий) систематическую углубленную самостоятельную работу студентов по изучению рекомендуемой литературы, по сопоставлению исторического опыта, теоретических положений и современной практики, а также участия в исследованиях, проводимых кафедрой социально-культурного сервиса и туризма. Поэтому в учебном пособии даны вопросы для повторения и самопроверки, тематика рефератов и литература.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
В чем значение курса для подготовки специалиста сферы социально-культурного сервиса и туризма?
Какова внутренняя взаимосвязь двух частей курса «История и теория социально-культурного сервиса»?