Теория социально-культурного сервиса как отрасль знания

Междисциплинарный характер теории социально-культурного сервиса. Предмет теории социально-культурного сервиса. Аспекты теории социально-культурного сервиса.

В современных условиях есть все основания утверждать, что на пересечении прикладной культурологии и сервисологии формируется отрасль знания, изучающая сущность, закономерности возникновения, развития и функционирования социально-культурного сервиса как специфического явления в сфере культуры – теория социально-культурного сервиса. Предметом теории социально-культурного сервиса является деятельность по созданию и предоставлению социально-культурных услуг в ответ на потребности людей.

Теория социально-культурного сервиса как отрасль знания имеет различные аспекты, определяемые подходом, точкой зрения, с которой рассматривается явление.

Культурологический аспект предполагает вопросы:

специфики социально-культурного сервиса как особого типа культурных отношений;

места и роли социально-культурного сервиса в структуре образа жизни, свободного времени;

социальных функций социально-культурного сервиса;

внутренней классификации социально-культурного сервиса;

исторической динамики явления: зарождение, становление развивающегося явления, тенденций и периодизации истории.

Социологический аспект имеет в виду:

социальные институты и общности, производящие не распространяющие социокультурные услуги;

социально-демографический состав, типологии потребителей услуг;

способы, формы организации, функционирования и регулирования социально-культурного сервиса в системе культурного потребления.

Социально-психологический аспект рассматривает:

характер социально-культурных потребностей, определяющих культурно-сервисную активность людей;

социально-психологическую динамику социокультурных потребностей;

социально-психологические аспекты функционирования системы социально-культурного сервиса (становление СПК организаций и т.д.)

Социально-педагогический аспект предполагает:

диагностику состояния индивидов и групп, вовлеченных в сервисное взаимодействие;

цели и задачи организации социально-культурного сервиса, ориентированного на возвышение потребностей и культурное развитие потребителей услуг;

средства, способы, методы, способствующие оптимизации сервисного взаимодействия за счет «человеческого фактора».

Управленческий аспект объединяет:

цели и задачи руководства организациями социально-культурного сервиса на всех уровнях;

экономику социально-культурного сервиса;

информационно-методическое и кадровое обеспечение сферы социально-культурного сервиса.

Правовой аспект имеет в виду:

основы законодательства, регулирующие отношения в сфере социально-культурного сервиса;

юридический статус потребителей и производителей (продавцов) социально-культурной услуги;

вопросы лицензирования деятельности и сертификации услуг.

Специально-сервисный аспект включает вопросы:

специфика и закономерности сервисного взаимодействия;

особенности сервисного взаимодействия в процессе продажи и предоставления услуги;

зависимость сервисного взаимодействия от социально-демографических и психологических характеристик основных типологических групп потребителей социально-культурных услуг.

Теория социально-культурного сервиса – составная часть прикладной культурологии, специализирующиеся на проблематике формирования, удовлетворения и возвышения социокультурных потребностей, создания и предоставления социально-культурных услуг, удовлетворяющих эти потребности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

Чем обусловлены междисциплинарный характер теории социально-культурного сервиса?

С какими отраслями научного знания взаимодействует теория социально-культурного сервиса?

«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Цель, структура и особенности курса «История и теория социально-культурного сервиса». Взаимосвязь с другими учебными дисциплинами. Значение в подготовке специалиста по сервису и туризму.

Рассматривая «Историю и теорию социально-культурного сервиса» как вузовскую учебную дисциплину, можно определить ее цель следующим образом: дать будущим специалистам организаторам социально-культурного сервиса и туризма научно-обоснованное представление о сфере их будущей профессиональной деятельности, вооружить знанием процессов зарождения, развития и функционирования социально-культурного сервиса в современных условиях.

Курс состоит из 2 частей:

«История социально-культурного сервиса в России и за рубежом» изучает возникновение соответствующих социально-культурных потребностей людей, происхождение и исторический опыт общественных институтов и частных инициатив, возникающих для удовлетворения этих потребностей, функционирование системы социально-культурного сервиса в различных исторических условиях.

«Основы теории социально-культурного сервиса» строятся на изучении структуры социально-культурных потребностей людей, возможностей их развития, возвышения и удовлетворения в условиях досуга и межличностного общения.

Изучение дисциплины дает будущим специалистам возможность:

- развить и углубить знания, полученные по курсу «Введение в

специальность»;

- узнать исторические факторы, социально-культурные условия, позитивный опыт развития основных сфер социально-культурного сервиса на различных этапах истории России и за рубежом;

- понять специфику социально-культурного сервиса как оказания услуг культуры, образования, спорта, здравоохранения и туризма.

Выпускник должен владеть знаниями истории и теории предмета, дающими умения и навыки анализа конкретных социально-культурных ситуаций и организации социально-культурного сервиса с учетом актуальных потребностей людей и в соответствии с тенденциями современного развития сферы социально-культурного сервиса в условиях рыночной экономики.

Таким образом, курс излагает культурологический, социологический, социально-психологический и социально-педагогический аспекты. Управленческий и правовой, специально-сервисный аспекты рассматриваются в курсах «Менеджмент в социально-культурном сервисе», «Правовое регулирование в социально-культурном сервисе», «Сервисная деятельность».

Важной особенностью курса является его принципиальная новизна, отсутствие готовых пособий и необходимость вычленять знания из традиционных учебников по истории культуры и ее отдельных областей, по социологии, социальной психологии, педагогике, не теряя из виду собственного предмета. В силу этого изучение курса предполагает (помимо лекционных и практических занятий) систематическую углубленную самостоятельную работу студентов по изучению рекомендуемой литературы, по сопоставлению исторического опыта, теоретических положений и современной практики, а также участия в исследованиях, проводимых кафедрой социально-культурного сервиса и туризма. Поэтому в учебном пособии даны вопросы для повторения и самопроверки, тематика рефератов и литература.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

В чем значение курса для подготовки специалиста сферы социально-культурного сервиса и туризма?

Какова внутренняя взаимосвязь двух частей курса «История и теория социально-культурного сервиса»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: