2.1. ИСТОРИЯ ЗРЕЛИЩНОГО СЕРВИСА ЗА РУБЕЖОМ.
Зрелища и праздники античности. Типы зрелищного сервиса западноевропейского средневековья. Новый этап зрелищного сервиса в Европе 16 –18 вв. Демократизация зрелищ в 19 в. Кинообслуживание, шоу-бизнес, массовые празднества в зарубежных странах 20 века.
У всех народов мира с древнейших времен существуют праздники – дни игр и развлечений, радости и торжества, связанные с ежегодными циклами умирающей и возрождающейся природы, со сбором урожая.
Праздники греческой античности получают новые черты:
· праздник включает совокупность событий: шествия, ритуальные действия, выступления поэтов-рапсодов, певцов, танцоров;
· обязательно присутствует состязательность, соревновательное начало;
· праздник имеет сложную организационную структуру и требует участия организаторов (предшествие современных организаторов социально-культурного сервиса).
В Древней Греции затраты и организационную сторону праздника брали на себя города–государства. Каждая фила (родовое объединение) выдвигала хорега – богатого гражданина, который в порядке общественной повинности брал на себя расходы по содержанию хора, подготовке к выступлению танцоров. Хорегу помогают корифей (глава хора), заводилы в танцах. Это были, по сути, культуроустроители (организаторы всего действа).
|
|
С 6 в. до нашей эры формируется античный театр, который имеет все основные черты зрелищного сервиса: драматическое представление, демонстрируемое в специально приспособленном месте в определенное время, т.е. специфическая многокомпонентная услуга, за которую взималась плата. Известно, что бедные сограждане получали специальную субсидию на посещение театра (теорикон – «зрелищные деньги»).
В римской античности праздник превратился в развлекательное зрелище: гонки колесниц, травля зверей, бои гладиаторов, праздники на воде (навмахии), триумфы, выступления звероборцев. Изменился и характер театра: преобладают аттеланы – небольшие комические пьески, мимы – бытовые сценки. Культуроустроители – государственные служащие, выполняющие «социальный заказ» – отвлечение от общественных проблем, заполнение досуга, формирование потребностей «хлеба и зрелищ». Получают распространение пантомима (сценки без слов под музыку) и предшествие цирка (канатные плясуны, акробаты, фокусники).
Таким образом, из привилегии свободного гражданина праздник превратился в развлекательное зрелище для праздного человека, причем изменение социально-культурного содержания праздников впрямую связано с деятельностью культуроустроителей, их целенаправленностью.
|
|
В средневековой Европе зрелищный сервис дифференцируется. Можно выделить:
· народные (крестьянские) празднества и зрелища;
· зрелища, организуемые церковью;
· карнавальные и ярмарочные зрелища средневековых городов;
· придворные и рыцарские праздники и зрелища.
Идущие от язычества народные праздники раннего средневековья (6 – 10 вв.), связанные с годовым календарным циклом, проходят у ручьев, на опушке леса. Народ празднует победу над непонятными, порой враждебными силами природы и общества (комический образ смерти; переодевание, изменение «социального облика»; осмеяние феодалов). С 9 в. на праздниках действуют гистрионы (сельские забавники-скоморохи) - организаторы представлений, зрелищ. Позже к ним присоединяются ваганты – недоучившиеся студенты. Их деятельность – антитеза церковному аскетизму, обличение своекорыстия церковников. С 12 в. существует и кукольный народный театр.
С 9 в. церковь по-своему откликается на потребность в зрелищах: театрализуется месса, появляются ритуалы–зрелища (освящение зданий, крестный ход и т.п.). Прямо в храмах проходят литургические представления, – театрализованные действа на основе библейских текстов. Организаторы и участники – духовенство, хотя привлекаются и горожане – любители. В 12-13 вв. литургическая драма переносится на церковную паперть, на городскую ярмарочную площадь, становится частью городского ярмарочного карнавала.
На площадях городов исполняются мистерии, миракли, моралите – представления религиозного и аллегорического содержания, не чуждые и светских мотивов. Ярмарочная стихия включает зазывал (своего рода рекламных агентов), астрологов, предсказывающих судьбу, продавцов всеисцеляющих средств. Здесь зарождается фарс – сатирический жанр средневекового театра. Из народного площадного театра вырастает комедия масок.
Исполнителями и организаторами театральных представлений выступают объединения горожан-любителей: братства, «риторические камеры».
Иной тип зрелищ – придворный, аристократический. Здесь рыцарские турниры, состязания певцов, зрелища все больше наполняются музыкой, танцами, готовя возникновение новых видов зрелищ: оперы и балета.
Театральные представления и зрелища позднего Средневековья привлекают публику. Предприимчивые организаторы улавливают эту потребность, и в 16 в. возникает качественно новый тип зрелищного сервиса – профессиональный театр (1548 г., Париж). Чтобы обеспечить сборы, удовлетворить публику, потребовались профессионалы зрелищного сервиса: драматурги, актеры, антрепренеры–организаторы.
Примером театра для народа может быть «Глобус» (Лондон) с ведущим драматургом В.Шекспиром (конец 16 – начало 17 вв.).
В «Гамлете» показан приезд бродячей труппы и ее спектакль в королевском замке. Но для придворных, аристократических кругов более характерны новые виды зрелищ: опера и балет, которые непрерывно видоизменяются и совершенствуются в17-18 вв. 1778 г. – открытие театра Ла Скала (Милан), 1780 г. – первый цирк в Европе (Лондон).
19 век в сфере зрелищного сервиса ознаменовался демократизацией, доступностью услуг все более широкому кругу людей. В Париже наряду с официальным национальным театром «Комеди Франсез» появляются небольшие частные коммерческие театры для демократической публики. Начинается развитие массовой эстрады: кафе-концерты (Франция), народные таверны, мюзик-холлы (Англия).
Во второй половине 19 в. – демократизация оперного театра (Верди, Бизе, Пуччини), появление стационарных коммерческих театров в США (Бостон). В эстраде усиливается развлекательное начало: варьете, кабаре; в театре соответственно – водевиль, оперетта. Начинается движение театральных фестивалей (Байрейт, Германия); в практику входят гастроли, театры делятся на коммерческие (антреприза) и репертуарные (с преобладанием культурных задач).
|
|
С конца 19 в. стремительно развивается новый вид зрелищ – кинематограф. В производстве и прокате фильмов возрастает роль культуроустроителей – организаторов кинообслуживания.
Начало 20 в. ознаменовалось появлением джаза и блюза (1900, Новый Орлеан, США). Начинается стремительное развитие популярной музыки, которая становится основой шоу-бизнеса. Возникает новый вид зрелищ – мюзикл (на театральной сцене и в кино).
Сцена, кинематограф соединяются в техническом достижении 20 в. – телевидении. Соединением новых культурных и технических возможностей конца 20 в. становятся массовые празднества и зрелища, которые проходят на стадионах, площадях: открытие и закрытие олимпиад, концерты на Красной площади (Москва), у Эйфелевой башни (Париж). Обретают жизнь новые профессии – арт-менеджер, продюсер, импрессарио–рекламный агент и т.д. Организация зрелищного сервиса становится неотъемлемой частью современной культуры.
Вывод.Развитие зрелищного сервиса обусловлено историческим видоизменением социально-культурных потребностей человека, обогащением спектра предоставляемых социокультурных услуг и деятельностью культуроустроителей–организаторов, находящих новые возможности и формы удовлетворения социально-культурных потребностей людей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
Какие черты зрелищного сервиса проявляются в праздниках и зрелищах греческой античности?
Каковы причины изменения социально-культурной роли зрелищ в античном Риме?
Какие виды зрелищного сервиса представлены в Средневековой Европе?
В чем значение профессиональных форм зрелищного сервиса в 16-18 вв.?
В чем проявляется демократизация зрелищного сервиса в Европе и Америке 19 в.?
Какие новые черты приобрел зрелищный сервис в 20 в.?