Организация и проведение занятий по гимнастике

Эффективность обучения гимнастическим упражнениям во многом зависит от правильной организации учебного процесса (в первую очередь, от планирования занятий и подготовки к ним), а также от качественного их проведения. Рассмотрим эти вопросы применительно к урокам физической культуры в школе.

Планирование занятий и подготовка к ним

Планирование включает в себя разработку следующих документов: годового плана прохождения программного материала (в нём отражается общее количество часов на гимнастику и их распределение по четвертям); планов учебно-воспитательного процесса на четверть применительно к разделу – гимнастика; расписание занятий; конспекты занятий. При планировании процесса обучения гимнастическим упражнениям важно, чтобы задачи, со­держание, формы и методы обучения им соответствовали воз­растным и половым особенностям занимающихся, их со­стоянию здоровья, физическому развитию и технической подготовленности.

Основным рабочим документом преподавателя на каждое занятие служит план (план-конспект) урока. Он является завершаю­щим звеном планирования в деятельности преподавателя по реализации программного материала по гимнастике. Разработка преподавателем планов-конспектов – это не что иное, как организация собственной деятельности, ори­ентированной на решение педагогических задач каждого занятия. В конспектах необходимо определить наиболее рациональную последовательность решения поставленных задач. После этого подобрать средства и методы обучения гимнастическим упражнениям, развития и совершенствование двигательных способностей, воспитания личностных качеств занимающихся.

Подготовка конспекта начинается с разработки основ­ной части занятия, а затем уже, исходя из особенностей её содержания и предполагаемых нагрузок, насыщается содержанием подготовительная и заключительная части. В конспекте указываются средства и ме­тоды обучения и тренировки, примерная дозировка уп­ражнений (время выполнения каждого упражнения, коли­чество повторений, величина дистанций и т.д.), преду­сматриваются способы организации занимающихся при выполнении различных упражнений (фронтальный, групповой, индивидуальный или круговой), методы закрепления и совершенствования материала и развития физических качеств, исхо­дя из условий и мест занятий. После этого планируются домашние задания, которые могут включать упражнения, направленные на ликвидацию отставания при изучении отдельных элементов техники (подъёмов, махов, переворотов и др.), на закрепление полученных навыков, на развитие гибкости, силы, равновесия, ориентировки в пространстве, согласованности движений и других способностей, предусмотренных программой физического воспитания. Примерный конспект занятия по гимнастике представлен в приложении 1.

Подготовка к занятиям состоит из индивидуальной подготовки преподавателя и подготовки мест занятий.Индивидуальная подготовка преподавателя включает в себя пополнение уровня своих теоретических знаний по учебным вопросам предстоящего занятия и совершенствование методи­ческих навыков. Это позволит ему вносить изменения в планирова­ние учебного процесса, в методику обучения и тренировки с учетом новых рекомендаций и передового опыта. Творче­ский подход преподавателя к урокам, введение новых уп­ражнений и методических приёмов в обучение положитель­но влияют на повышение интереса, сознательного и актив­ного отношения занимающихся к освоению гимнастических упражнений.

Подготовка мест занятий включает в себя: оснащение спортивных залов гимнастическим оборудованием (перекладинами, брусьями, снарядов для выполнения опорных прыжков, канатов для лазанья и т.д.) и приспособлениями или специальными устройствами (мостики для прыжков, съёмные и навесные устройства, различные тренажёры и др.); наличие соответствующего инвентаря (гирь, гантелей, эспандеров, гимнастических палок, обручей и др.), а также проверка их исправности. Всё это позволит осуществлять полноценный учебный процесс по данному разделу программы физического воспитания в школе, предотвратит травматизм на занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: