Особенности обучения гимнастическим упражнениям

Особенности обучения гимнастическим упражнениям обусловлены тем, что они отличаются от других видов двигательной деятельности, так как большинство из них специально разработаны для целенаправленного воздействия на органы и системы человеческого организма, развития только присущих гимнастике двигательных способностей и навыков. Таких особенностей несколько.

Первая особенность заключается в том, что основным методом обучения в гимнастике для решения её задач является метод строго регламентированного упражнения. Этот метод реализуется следующим образом, т.е. он даёт возможность:

- разложить каждое упражнение на части (фазы, элементы) и изучать его сначала по частям, а затем в целом;

- применять упражнения для решения конкретных педагогических и оздоровительных задач: избирательно развивать определённые группы мышц и системы организма занимающихся, воздействовать на их психические и личностные качества;

- составлять комплексы упражнений, состоящих из самых разных по структуре движений, способам выполнения, энергетическому обеспечению, психологическим возможностям занимающихся для решения образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач;

- усложнять упражнения за счёт изменения исходных положений, условий выполнения, соединяя их между собой в связки и комбинации;

- выполнять некоторые упражнения под музыкальное сопровождение, подбирая их под мелодию, соответствующую характеру, ритму и темпу выполняемого упражнения;

- строго регламентировать процесс обучения движениям, чётко, в соответствии со структурой занятия, организовать его проведение.

Вторая особенность - многие гимнастические упражнения для занимающихся являются видом двигательной деятельности, связанным с совершенно новыми или необычными формами согласования движений. Для начинающих определённую сложность могут представлять даже такие, казалось бы, простые упражнения как кувырки (вперёд и назад), стойки на голове, упражнения на равновесие (стойки на одной ноге с наклоном туловища вперёд и отставлением другой ноги, с вытянутыми руками вперёд или в стороны и т.д.).

Кроме того, обучение гимнастическим упражнениям сопровождается постоянными требованиями выполнять их в гимнастическом стиле (подтянутость, манера и художественная выразительность выполнения гимнастических упражнений). Для большинства занимающихся это тоже необычно и сложно, поэтому работу над стилем начинают с самых первых занятий.

Следующая особенность. Двигательные навыки в гимнастике должны быть достаточно устойчивы и стабильны, в том числе и в моменты изменения обстановки и случайных помех, а также в условиях некомфортного состояния занимающегося. Поэтому их формирование должно сопровождаться проявлением смелости и решительности, психологической и эмоциональной устойчивости и даже в условиях риска. В то же время навык должен быть и пластичным, чтобы не препятствовать формированию других навыков, а в отдельных случаях даже способствовать лучшему освоению новых упражнений.

Необходимо отметить и такую особенность занятий гимнастикой как необходимость учёта возраста и пола занимающихся. Например, дети и подростки значительно легче, чем люди старшего возраста, овладевают упражнениями, требующими выразительности и точности движений, гибкости, статического и динамического равновесия, ориентировки в пространстве, они более решительны и смелее идут на риск при выполнении сложно координированных упражнений. В то же время, упражнения с большими мышечными напряжениями даются им значительно хуже, а некоторые из них им и вовсе непосильны (упражнения на гимнастических снарядах, в прыжках и др.). Гимнастки женского пола превосходят мужчин в гибкости, пластичности и мягкости, в чувстве ритма, эмоциональности и выразительности движений и т.д.

И, наконец, последняя, но очень важная особенность – необходимость постоянного контроля за выполнением упражнений со стороны занимающихся, а также своевременное и умелое оказание им помощи и страховки. Это вызвано повышенной травмоопасностью данного вида двигательной деятельности, которая, в свою очередь, обусловлена сложностью гимнастических упражнений, зачастую выполняемых на повышенной опоре (бревно, перекладина, брусья и др. снарядах), что увеличивает вероятность появления нерешительности и неуверенности в своих действиях. Поэтому помощь и страховка становятся неотъемлемой частью методики обучения гимнастическим упражнениям, как в рамках школьной и вузовских программ по физическому воспитанию, так и в процессе тренировки и выступления гимнастов на соревнованиях.

Таким образом, гимнастов характеризует хорошая гибкость, мышечная сила, способность управлять своим телом и своими движениями, они более собранны, организованы, подтянуты, стройны и дисциплинированны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: