double arrow

Структура, основное содержание и порядок проведения урока по гимнастике

Структурно занятие по гимнастике состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная (вводная) часть урока включает в себя: организацию занимающихся (построение, рапорт, приветствие, проверка присутствующих); сообщение целей и задач занятия; выполнение строевых упражнений и упражнений для формирования правильной осанки; подготовку функциональных систем организма (ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем, мышц, связок, суставов) для решения учебных заданий в основной части занятия (осуществляется за счёт выполнения разнообразных упражнений, предусмотренных программой физического воспитания). Продолжительность подготовительной части 7-10 мин.

Упражнения подготовительной части занятия выполняются в движении и на месте. Они должны соответствовать задачам основной части урока по гимнастике и включают в себя: ходьбу, упражнения в ходьбе, медленный бег, упражнения в беге, прыжки, подскоки на одной и двух ногах и др. Ходьба и бег могут сочетаться с несложными движениями рук, головы и туловища. При выполнении таких упражнений объяснение и их показ необходимо делать, не останавливая группу и двигаясь ей навстречу.

Упражнения на месте носят общеразвивающий характер и могут выполняться без предметов и с предметами (медицинболами, мячами, гимнастическими палками, на гимнастической стенке и скамейке). Выполнение общеразвивающих упражнений необходимо осуществлять «сверху-вниз», т.е. в работу вовлекаются мышцы шеи, верхних конечностей, туловища, нижних конечностей и затем выполняются упражнения для мышц всего тела, упражнения в парах и заканчиваться прыжками. При этом показ общеразвивающих упражнений на месте производится руководителем зеркально, с подсчетом стоя лицом или боком к обучаемым.

В зависимости от предназначения, сложности упражнений различают следующие способы их проведения.

Первый: назвать упражнение и подать команду для выполнения.

Упражнения могут называться по форме движения (например, «Приседания»), по целевому предназначению (например, «Упражнение для мышц туловища»). Кроме того, возможны условные названия (например, «Ласточка»).

Второй: назвать упражнение, показать его и подать команду для выполнения.

Третий: назвать упражнение, объяснить его содержание и подать команду для выполнения. При объяснении сначала называется движение, а затем – соответствующий ему счет. Например: «Упражнение для мышц ног. Присед, руки вперед – РАЗ, основная стойка – ДВА».

Четвертый: назвать упражнение, показать его в сочетании с объяснением, подать команду для выполнения. В данном способе показ осуществляется несколько медленнее, чем обычно, внимание обучаемых обращается на наиболее трудные места в упражнении.

Пятый: проведение по разделениям. После показа упражнения руководитель подает следующие команды, например: «Упор присев, делай – РАЗ; упор лежа, делай – ДВА; упор присев, делай – ТРИ; основная стойка, делай – ЧЕТЫРЕ». При этом он по каждой исполнительной команде принимает вместе с обучаемыми может принимать соответствующие положения. В дальнейшем подается команда: «Упражнение по разделениям, делай – РАЗ; делай – ДВА и т.д.». На данном этапе преподаватель сам упражнение не выполняет, однако после каждого счета указывает на допущенные ошибки. Убедившись в правильности движений, руководитель подает команду для слитного выполнения: «Упражнение начи-НАЙ».

Шестой: поточное выполнение упражнений. При данном способе упражнения на месте выполняются одно за другим без дополнительных команд руководителя занятий. Для начала упражнений необходимо подать следующее распоряжение и команду: «Общеразвивающие упражнения на месте», «Потоком, упражнения начи-НАЙ». Первое упражнение руководитель выполняет вместе с обучаемыми, зеркально, с подсчетом, сначала в медленном, затем в быстром темпе. В последующем преподаватель замедляет темп упражнения, а с подачей последнего счета принимает исходное положение для второго упражнения; выждав незначительную паузу, пока обучаемые не примут правильно исходное положение. После этого руководитель одновременно с обучаемыми начинает выполнять следующее упражнение и т.д. Команда «СТОЙ» подается по завершении последнего упражнения.

Кроме того, может применяться комбинированный способ. Например, при проведении поточным способом «Приседания» перед очередным упражнением можно сделать паузу, назвать упражнение («Прыжки») и дать команду на выплнение.

Основная часть урока направлена на обучение двигательным действиям и решение оздоровительных, развивающих и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. Её продолжительность 30-35 мин.

Вначале разучиваются новые двигательные действия или элементы техники того или иного гимнастического упражнения. Закрепление и совершенствование упражнений, усвоенных на данном занятии или на предыдущих занятиях, могут осуществляться в конце первой или второй половины основной его части. Для этого используются, как правило, повторный, соревновательный и игровой методы.

Следует отметить, что упражнения, требующие проявления гибкости и координационных способностей, как правило, выполняются в начале основной части, а упражнения, связанные с проявлением силы и силовой выносливости в конце занятия. Для мотивации занимающихся и повышения эмоциональности занятия основную часть рекомендуется завершать эстафетами, играми и упражнениями игрового характера (их содержание будет представлено в 4-ой главе пособия) или проводить круговую тренировку.

Заключительная часть урока направлена на снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние, подведение итогов занятия, задание для самостоятельной работы, приведение в порядок мест занятий (продолжительность 3-5 мин).

Для снижения активности функциональных систем, мышечного и эмоционального напряжения используются различные виды ходьбы, медленный бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхивании, отвлекающие упражнения (на внимание, упражнения под музыкальное сопровождение и др.). При подведении итогов занятия необходимо отметить лучших и худших учеников с точки зрения их старания, правильности выполнения изученных упражнений, дисциплинированности и сдвигов в уровне физической подготовленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: