I. Теория естественного права

Истоки этой теории в научной мысли античности. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.

"Закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон" (Цицерон).

Расцвет теории – эпоха буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах, Радищев и др.). Идеи теории закреплены, например, в Декларации независимости США (1776 г.).

Суть теории естественного права состоит в следующем.

1. Кроме позитивного права, создаваемого государством существует высшее, настоящее, естественное право, стоящее над позитивным правом.

2. Естественным правом считаются только такие нормы, которые соответствуют естественной природе человека:

- право на жизнь;

- право на свободу;

- право на собственность;

- право на труд;

- право на сопротивление произволу властей и др.

3. Источник прав человека в самой природе человека.

Естественные права человек приобретает от рождения. Они не могут дароваться государством. Естественное право исторически предшествует государству.

4) Не всякий юридический закон содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия естественным ценностям.

Право и закон не тождественны. Законодательство может либо правильно отражать право, либо искажать идеи свободы и справедливости.

С этой точки зрения не всякий закон является правовым.

Современной модификацией теории естественного права является теория возрожденного естественного права. В ее рамках выделяются два основные направления:

а) неотомистская теория права.

Неотомизм – современная интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского, суть ее состоит в том, что основные права заложены в мировом порядке, который согласуется с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом.

Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом;

б) "светская" теория естественного права. Она исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, которое основано на стандартах справедливого поведения.

В противовес естественной правовой теории возникла позитивистская теория и историческая школа права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: