Методологические подходы к пониманию права

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к феномену.

Поиск научного правопонимания ведется тысячелетия, и поскольку общество, складывающиеся в нем условия жизни людей постоянно развиваются, то изменяются и представления людей о праве, о его роли в жизни общества.

Юриспруденцией выработано множество правовых теорий, по-разному раскрывающих природу права, как следствие, существует несчетное количество дефиниций права, среди которых нет ни одной общепризнанной. Это обусловлено не только тем, что развитие науки позволяет обнаруживать все новые свойства, признаки права, но и необходимостью учитывать социальные и гносеологические факторы, предопределяющие разнообразие в понимании права и его определениях.

Полярные позиции возникают при определении права как идеального и реального объектов познания. Соответственно, существует два основных методологических подхода к определению права: эмпирический и рационально-идеалистический.

Эмпирический подход предполагает изучение права во всем его историческом многообразии и выделение на этой основе существенных отличительных признаков права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе достигается согласие по ряду концептуальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм, обладает свойством нормативности, исторически изменчиво, его реализация обеспечивается принудительной силой и др. Но познание эмпирической правовой действительности не позволяет отличить право от неправа, право от произвола, право от других социальных норм.

В рационально-идеалистическом правопонимании право воспринимается и как явление, и как идеал. При таком подходе в качестве аксиомы признается существование универсального определения права, выражающего его сущность, а задача ученых состоит в том, чтобы раскрыть идеальную природу права. Постулируется, что право должно быть благодатным, справедливым, нравственным, морально верным, обеспечивающим свободу и т.д. Поиски абсолютной умопостигаемой сущности права привели к многовариантной концепции так называемого естественного права и многим другим идеальным гипотезам права.

Разнообразие методологических подходов к пониманию права влечет за собой появление множества правовых школ, каждая из которых вырабатывает собственное понимание права. Вырабатываемые правовыми школами понятия права можно разделить на два типа – позитивистские и непозитивистские – в зависимости от трех критериев: соотношения права и закона, соотношения права и государства, восприятия естественных прав человека как содержания права.

2. Понятия права, исходя из позитивистского правопонимания

Позитивистское понимание права предполагает, что право и закон отождествляются, а под правом понимаются любые властные акты, правильные по форме и процедурам принятия. Государство, исходя из этого подхода к пониманию права, первично, поскольку именно оно творит, производит и охраняет право, причем само государство правом не связано. Сущность права здесь понимается как возведенная в закон воля социальной группы, обладающей государственной властью. Оно сводится к позитивному (государственному) праву. Естественные права человека вне оформления в виде закона не признаются. Этот подход представлен многочисленными правовыми школами – классическим этатическим позитивизмом (нормативизмом, легизмом), марксистско-ленинским пониманием права и др.

Нормативизм. Право в названной теории, основоположником которой является Г. Кельзен, рассматривается как иерархическая (ступенчатая) система норм, представляемая в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступень обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. На вершине этой пирамиды находится «основная норма», которая непосредственно связана с конституцией (если таковая есть).

Нормативное понимание права позволяет раскрыть его инструментальную роль. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и сознательно избирать вариант своего поведения.

Легизм сводит право к позитивному закону государства. Под законом в данном случае понимается все действующее в данном государстве в данный исторический период законодательство. Сторонники легизма считают, что право – это веление, приказ верховной государственной власти. Государство – это тот источник, из которого берут начало все правовые нормы. Естественное право, по мнению легистов, – это словесная фикция, которая не наполнена собственно юридическим содержанием. Все, что выходит за рамки действующего права, не должно быть предметом юридической науки.

Право – система формально-определенных, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

Теория легизма позволяет выработать отношение к праву как к чему-то незыблемому, требования норм которого обязательны к исполнению, при этом нет возможности оценивать качество правовых предписаний.

Марксистско-ленинское понимание права являлось официальным в СССР. Марксизм признает обусловленность права материальными условиями жизни, интересами господствующих в обществе классов.

Под правом понимается совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих волю и интересы господствующего класса, определяемые материальными условиями его жизни, т.е. право – это возведенная в закон воля господствующего класса.

Сторонниками марксистско-ленинского понимания права право рассматривается как временно необходимое явление для регулирования общественных отношений, которое, как и государство с течением времени отомрет, поскольку исчезнет потребность в нем.

Данный подход к пониманию права позволяет продемонстрировать его способность к упорядочению общественных отношений и воспринимать его как инструмент для воплощения политической воли в нормативных предписаниях, обязательных к исполнению.

3. Понятия права, исходя из непозитивистского правопонимания

Непозитивизм различает право и закон. Закон рассматривается как форма, а право – как содержание, право верховенствует над государством, которое должно «искать» право, «найти» его и зафиксировать в общеобязательном нормативном правовом акте; сущность права представляется как воплощенная в законе справедливость, т. е. ценностные представления о том, какими должны быть общественные отношения. Право – это, в том числе, система естественных, неотъемлемых прав человека, существующих независимо от воли государства и выражающих меру социальной свободы человека; закон должен и может стать вместилищем для естественного права. Непозитивизм представлен естественно-правовой, социологической, психологической и др. юридическими школами.

Учение о естественном праве, идеи которого начали развиваться еще в античности и получили новое дыхание в эпоху Возрождения, – это совокупность разнообразных по содержанию концепций права, объединенных общим названием «естественное право», согласно которому существует право, созданное людьми, и право, вытекающее из другого начала – природы, божественного установления, разума человека и т.п. Общим для всех течений естественно-правовой школы является то, что наряду с любым действующим в государстве позитивным правом существует более высокое по своему статусу право естественное, которое носит вечный и неизменный характер.

Позитивное – это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях. Естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов, поэтому оно разумно и справедливо, оно вечно и неизменно, распространяется на все времена и народы. Естественные законы – это прирожденные неотчуждаемые права человека; их охрана должна быть целью любого государства, поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на такое, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.

Естественно-правовое течение сформировалось окончательно, когда установилось различие между правом, каким оно должно быть, и реально действующим правом. Естественное право – это этический идеал позитивного права, и в настоящее время нормы естественного права частично содержатся в позитивном праве. Естественно-правовые концепции необходимы для понимания доктринальных положений, принципов права, закрепленных в конституции и других нормативных правовых актах (например, принцип верховенства права, соотношение права и закона).

Формирование социологического подхода, основоположниками которого являются Е. Эрлих, Г. Канторович, Р. Паунд, произошло в конце XIX в. Сторонники социологической школы права считают, что социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения, поэтому право «творят» судьи в процессе решения конкретных дел.

Право в соответствии с социологическим подходом представляет совокупность правил поведения, которые возникают и приобретают общезначимый характер не по воле государства, а в силу объективных закономерностей общества. Право – это не только совокупность документов, содержащих правовые предписания, но и сами отношения этими предписаниями регламентированные.

Закон является пустым сосудом, который жизнь наполняет конкретным содержанием. Это идея «живого права», состоящего из норм, которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает», т.е. обнаруживает и фиксирует. Следовательно, право находится в постоянном развитии, всегда опережая немобильное положительное (позитивное право).

Социологическая школа права позволяет поставить под сомнение тезис о том, что право появляется вместе с государством и есть результат деятельности только государства в лице органов, уполномоченных на законодательную деятельность. При этом уязвимым является положение теории о способности судьи, при решении одного конкретного дела, создавать норму, которая в последующем станет обязательной для исполнения всеми.

Психологическая школа права сформировалась в первой половине ХХ в. и представлена несколькими течениями. По мнению основоположника данной теории Л.И. Петражицкого, право представляет собой продукт психических переживаний людей. Общественные переживания проявляются в позитивном праве, содержащемся в нормативных актах, индивидуальные переживания проявляются в автономном (субъективном праве). Специфическая природа права, нравственности, эстетики, их отличия друг от друга и от других переживаний коренятся не в области интеллектуального, а в области эмоционального, импульсивного. Преобладают не позитивные нормы, а императивно-атрибутивные переживания и нормы интуитивного происхождения. В этой теории область права безгранично расширяется, поскольку к нему отнесено и внутреннее, интуитивное право индивидов. Фактически отсутствует грань между правом и правосознанием.

В результате такого правопонимания право в большей степени соответствует ожиданиям общества от него, при этом открытым остается вопрос: насколько «интуитивное» право может выполнять свое предназначение.

Положения правовых школ имеют как достоинства, так и недостатки. Каждая из них обосновывает такие свойства права, которые приближают его к идеальному феномену, однако до сих пор ни одной из школ не удалось объединить все достижения в понимании права, а тем самым и выработать идеальное понятие права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: