Пример 1. Риск возврата кредита (предмет риска) при условии изменения курса доллара в диапазоне 30-32 руб

Риск возврата кредита (предмет риска) при условии изменения курса доллара в диапазоне 30-32 руб. за 1 долл. (дополнительная ин­формация) составляет 70% (величина риска).

Пример 2

Риск успешной сдачи зачета преподавателю по системному ау­диту (предмет риска) при подготовке по учебнику (дополнительная информация) составляет 3: 2 (величина риска), а при подготовке по пакету лекций (дополнительная информация) составляет 1: 4 (вели­чина риска).

Для каждого уровня неопределенностей характер изменения риска свой (рис. 10.5).


Уровень неопределенностей

 
 


Св

 
 


В

Ср

Н

0 50 100 Риск, %

Рис. 10.5. Характер зависимости риска от уровня неопределенностей

(Н — низкий уровень, Ср — средний, В — высокий, Св — сверхвысокий)

При низком уровне неопределенностей риск растет незначи­тельно и часто им можно пренебречь. Средний и высокий уров­ни неопределенностей существенно повышают риск получения отрицательного результата. Сверхвысокий уровень не оставляет надежды на положительные результаты.

В деятельности персонала организации риск в той или иной степени проявляется и учитывается. Это один из обяза­тельных элементов деятельности менеджера или специалиста при разработке, выборе и реализации управленческого реше­ния. Предметом риска может быть производственный процесс, структура и методология управления, ход выполнения дого­ворных обязательств, имущественный комплекс организации, персонал, финансово-хозяйственная деятельность. Риск может привести как к потерям и новым опасностям, так и к приобре­тениям и удачам.

Уменьшение отрицательных рисков организационными спосо­бами. Риск в управлении обычно предопределяет инициативу в производственном процессе и маркетинговой политике органи­зации. Последствия риска определяются профессионализмом и интуицией работников, а также стечением обстоятельств по всей цепочке: разработка выбор организация исполнение ре­шения. Ряд крупнейших мировых компаний ввели в свой штат новую должность «risk-adviser» (советник по нестандартным си­туациям) в экономической и технической областях, а также в области подделок и мошенничества. Абсолютизация риска в управлении привела общественное сознание к созданию риско­вого (венчурного) бизнеса, формированию рискового капитала, появлению рискующих менеджеров («risk-taker») для создания прорывов в той или иной сфере деятельности. Управление риска­ми — это система стратегий, методов и приемов для уменьшения возможных отрицательных последствий на результаты деятель­ности организации при принятии ошибочных по разным при­чинам решений. Рыночные отношения вносят существенный элемент тревоги в деятельность руководителей и собственников. Управление риском включает шесть стратегий:

Ø уклонение от деятельности, содержащей определенный риск;

Ø принятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счет собственных средств организации (создание страхового фонда);

Ø распределение риска среди непосредственных участников бизнеса;

Ø создание в качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью;

Ø продажа и передача ответственности за риск другому лицу, например, страховщику;

Ø сокращение возможных отрицательных последствий от риска с помощью предупредительных мер, например, соз­дание системы пожаротушения, неприкосновенного запа­са сырья, формирования портфеля разнотипных акций и т.д.

В каждой организации должны использоваться в различной степени все шесть стратегий. Из них наи­большее распространение получает страхование рисков организации.Уменьшение отрицательной составляющей риска и закреп­ление положительной могут быть достигнуты применением различных методов: экономических, организационно-распо­рядительных, социально-психологических и идеологических.

Экономические методы основаны на использовании совокуп­ности экономических стимулов, предусматривающих матери­альную заинтересованность и материальную ответственность работников за последствия разработки, принятия и выполне­ния решения.

Организационно-распорядительные методы основаны на разработке и соблюдении:

• регламентов в структуре и деятельности организации;

• регламентов в работе с партнерами и внешними усло­виями;

• дисциплинарных мер стимулирования и ответственности.


Социально-психологические методы предусматривают:

• развитие благоприятной среды коммуникаций;

• побуждение к благородным мыслям и поступкам;

• повышение эффективности в деятельности коллектива и личности

. Идеологические методы основаны на:

• формировании и поддержке современных общечеловече­ских моральных норм и ценностей;

• поддержке традиций и лояльности работников к своей организации.

Составляющие управленческих рисков. Управленческие риски составляют часть общих рисков компании. Они представляют собой набор желательных или нежелательных вызванных управ­ленческими решениями ситуаций, которые могут возникнуть либо при реализации решений, либо спустя некоторое время. Управленческие риски включают в себя организационные, ком­мерческие (экономические), технологические, социальные и пра­вовые риски:

организационные риски связаны с решениями по выбору фор­мы и места расположения организации при ее регистрации, по­строению структуры организации, распределению прав, обязан­ностей и ответственности среди персонала;

экономические риски связаны с выбором методик расчета и обоснования бизнес-плана и отчетности;

технологические риски связаны с выбором и реализацией тех­нологий управления (управление по целям, по результатам, пу­тем постоянных проверок и указаний, в исключительных случа­ях и др.), а также организационно-информационной техники;

социальные риски связаны с выбором и реализацией методик воздействия на персонал при индивидуальном и коллективном подходе;

правовые риски связаны с выбором и реализацией базовых для фирмы законодательных актов и положений, форм контрак­тов и сотрудничества, зарубежных партнеров.

Управленческие риски приводят к оперативным и стратеги­ческим приобретениям или потерям в деятельности организа­ции. Позитивное действие управленческих рисков всеми работ­никами воспринимается как само собой разумеющееся, а нега­тивное вызывает раздражение у руководителей и желание не допустить эти риски в дальнейшем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: