Экономические механизмы охраны окружающей среды

На современном этапе в хозяйственном механизме природопользования все большую значимость приобретает его экономический блок, охватывающий все виды экономического стимулирования рационального природопользования.

Экономические методы управления природопользованием базируются на принципах:

- Принцип альтернативных издержек применяется в условиях ограниченных природных ресурсов при существовании различных способов их применения;

- Принцип “ загрязнитель платит ” лежит в основе использования платности природных ресурсов;

- Принцип устойчивого развития предполагает включение окружающей среды в процесс экономического развития и сохранения её качества для будущих поколений людей;

- Принцип предосторожности заключается в предотвращении острых экологических ситуаций, а не борьбы с их последствиями.

Экономические механизмы охраны окружающей среды включают:

· Кадастры природных ресурсов

· Финансовое и материально–техническое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды

· Платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение

· Экологические фонды

· Экономическое стимулирование

Кадастры природных ресурсов – это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный и др. На базе их данных определяются денежная стоимость природного ресурса.

Финансовое и материально–техническое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды. Существует несколько источников финансирования охраны окружающей среды:

· Государственный бюджет

· Внебюджетные экологические фонды

· Средства предприятий, учреждений и организаций

Мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию осуществляются на основе государственной экологической программы с учётом природно–ресурсного потенциала отдельных регионов.

Финансирование экологических программ в бюджете выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально–техническими ресурсами.

Плата за пользование природными ресурсами и их загрязнение – новый институт, введённый после отмены исключительной государственной собственности на природные ресурсы. Предполагается, что платность природных ресурсов повышает материальную заинтересованность производственников в эффективном использовании и сохранении этих природных ресурсов, а также обеспечивает появление дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Законом предусмотрено два вида платы:

· За пользование природными ресурсами

· За загрязнение окружающей среды

Основным назначением платы за пользование окружающей среды является компенсация причиняемого вреда, стимуляция сокращения выбросов и экономическое обеспечение оздоровления и охраны окружающей среды.

Плата за право пользования природным ресурсом – это реализация права собственника природного ресурса на получение рентного дохода, образующегося при использовании данного ресурса.

Такими платежами являются: земельный налог; лесной налог; плата за право пользования водными ресурсами и объектами; плата за лицензии на отлов, отстрел животных и сбор растений.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов, а также за сверхлимитное и нерациональное их использование – форма финансового обеспечения воспроизводства природных ресурсов и затрат на реализацию проектов по обеспечению качества окружающей среды, она включает:

- Плата за загрязнение атмосферного воздуха;

- Плата за сброс в природные объекты сточных вод;

- Плата за размещение твёрдых отходов;

- Плата за сверхлимитное загрязнение атмосферного воздуха;

- Плата за сверхлимитное использование и загрязнение водных ресурсов;

- Плата за сверхлимитное использование минеральных ресурсов.

Экологические фонды – это учреждения, предназначенные для централизации поступающих средств на цели охраны природы.

Фонды формируются за счёт средств:

- Платежей за выбросы и сбросы ЗВ в окружающую среду;

- Платежей за размещение твёрдых отходов;

- Платежей за ввоз озонразрушающих веществ;

- Штрафов;

- Добровольных взносов физических и юридических лиц.

Основные направления природоохранной деятельности, финансируемой за счёт экологических фондов:

- Оздоровление окружающей среды;

- Научные исследования в области охраны окружающей среды;

- Осуществление программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;

- Внедрение экологически чистых технологий;

- Строительство очистных сооружений;

- Создание ООПТ;

- Пропаганда экологических знаний;

Участие в организации международного сотрудничества в области охраны природы.

Расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохраняемой деятельностью, запрещается.

Экономическое стимулирование осуществляется следующим образом:

· установлением налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресурсов и осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;

· освобождением экологических фондов от налогообложения;

· передачей части экологических фондов в кредит предприятиям, гарантирующим снижением выбросов загрязняющих веществ;

· установлением повышенных норм амортизации основных производственных, природоохранных фондов;

· применением поощрительных цен на экологически чистую продукцию;

· введением специального налога на экологически вредную продукцию;

· применением льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность;

Местными властями могут устанавливаться и другие виды экологического стимулирования охраны окружающей среды.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: