На современном этапе в хозяйственном механизме природопользования все большую значимость приобретает его экономический блок, охватывающий все виды экономического стимулирования рационального природопользования.
Экономические методы управления природопользованием базируются на принципах:
- Принцип альтернативных издержек применяется в условиях ограниченных природных ресурсов при существовании различных способов их применения;
- Принцип “ загрязнитель платит ” лежит в основе использования платности природных ресурсов;
- Принцип устойчивого развития предполагает включение окружающей среды в процесс экономического развития и сохранения её качества для будущих поколений людей;
- Принцип предосторожности заключается в предотвращении острых экологических ситуаций, а не борьбы с их последствиями.
Экономические механизмы охраны окружающей среды включают:
· Кадастры природных ресурсов
· Финансовое и материально–техническое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды
|
|
· Платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение
· Экологические фонды
· Экономическое стимулирование
Кадастры природных ресурсов – это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный и др. На базе их данных определяются денежная стоимость природного ресурса.
Финансовое и материально–техническое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды. Существует несколько источников финансирования охраны окружающей среды:
· Государственный бюджет
· Внебюджетные экологические фонды
· Средства предприятий, учреждений и организаций
Мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию осуществляются на основе государственной экологической программы с учётом природно–ресурсного потенциала отдельных регионов.
Финансирование экологических программ в бюджете выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально–техническими ресурсами.
Плата за пользование природными ресурсами и их загрязнение – новый институт, введённый после отмены исключительной государственной собственности на природные ресурсы. Предполагается, что платность природных ресурсов повышает материальную заинтересованность производственников в эффективном использовании и сохранении этих природных ресурсов, а также обеспечивает появление дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.
|
|
Законом предусмотрено два вида платы:
· За пользование природными ресурсами
· За загрязнение окружающей среды
Основным назначением платы за пользование окружающей среды является компенсация причиняемого вреда, стимуляция сокращения выбросов и экономическое обеспечение оздоровления и охраны окружающей среды.
Плата за право пользования природным ресурсом – это реализация права собственника природного ресурса на получение рентного дохода, образующегося при использовании данного ресурса.
Такими платежами являются: земельный налог; лесной налог; плата за право пользования водными ресурсами и объектами; плата за лицензии на отлов, отстрел животных и сбор растений.
Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов, а также за сверхлимитное и нерациональное их использование – форма финансового обеспечения воспроизводства природных ресурсов и затрат на реализацию проектов по обеспечению качества окружающей среды, она включает:
- Плата за загрязнение атмосферного воздуха;
- Плата за сброс в природные объекты сточных вод;
- Плата за размещение твёрдых отходов;
- Плата за сверхлимитное загрязнение атмосферного воздуха;
- Плата за сверхлимитное использование и загрязнение водных ресурсов;
- Плата за сверхлимитное использование минеральных ресурсов.
Экологические фонды – это учреждения, предназначенные для централизации поступающих средств на цели охраны природы.
Фонды формируются за счёт средств:
- Платежей за выбросы и сбросы ЗВ в окружающую среду;
- Платежей за размещение твёрдых отходов;
- Платежей за ввоз озонразрушающих веществ;
- Штрафов;
- Добровольных взносов физических и юридических лиц.
Основные направления природоохранной деятельности, финансируемой за счёт экологических фондов:
- Оздоровление окружающей среды;
- Научные исследования в области охраны окружающей среды;
- Осуществление программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
- Внедрение экологически чистых технологий;
- Строительство очистных сооружений;
- Создание ООПТ;
- Пропаганда экологических знаний;
Участие в организации международного сотрудничества в области охраны природы.
Расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохраняемой деятельностью, запрещается.
Экономическое стимулирование осуществляется следующим образом:
· установлением налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресурсов и осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;
· освобождением экологических фондов от налогообложения;
· передачей части экологических фондов в кредит предприятиям, гарантирующим снижением выбросов загрязняющих веществ;
· установлением повышенных норм амортизации основных производственных, природоохранных фондов;
· применением поощрительных цен на экологически чистую продукцию;
· введением специального налога на экологически вредную продукцию;
· применением льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность;
Местными властями могут устанавливаться и другие виды экологического стимулирования охраны окружающей среды.