Цель, предмет, объект и ситуация наблюдения

Наблюдение начинается всегда с постановки его цели. Это связано с особенностями восприятия, являющегося основным механизмом на­блюдения. Такие закономерности восприятия, как выделение фигуры из фона, избирательность, единство части и целого, обеспечивают предметность и целостность отражения одних объектов и исключение из поля восприятия других. Поэтому можно смотреть и не видеть. Цель наблюдения становится средством управления восприятием, обеспе­чивающим избирательность, видение одних предметов и отнесение в фон других. Необходимость цели возникает в связи с тем, что наблю­дение происходит в естественных условиях жизни человека, где в по­ток жизнедеятельности естественным образом включены самые разные психические особенности в их единстве. Цель помогает из естествен­ного жизненного пространства и времени выбрать то, что необходимо увидеть.

В психологических наблюдениях наиболее типичны следующие цели:

• изучение содержательных характеристик тех или иных психиче­ских явлений (определение свойств, признаков, присущих явле­нию);

• изучение людей как носителей тех или иных известных психиче­ских особенностей и сопоставление результатов наблюдения дан­ных конкретных лиц с известными признаками;

• изучение причин, лежащих в основе тех или иных проблем у раз­ных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;

• изучение особенностей поведения, деятельности и общения людей, имеющих различные психические характеристики.

Например, при наблюдении за игрой ребенка могут быть поставле­ны различные цели: изучить инициативу — отсутствие инициативы, или эмоции, проявляющиеся в игре, или те предметные и социальные действия, которые использует ребенок, или особенности взаимоотно­шений с другими детьми и т. д.

После определения цели перед наблюдателем встает тот вопрос, на который мы пытались ответить выше: что нужно фиксировать, на что смотреть при изучении интересующего явления. При ответе на этот вопрос необходимо, во-первых, понимать, какое психическое явление составляет предмет наблюдения. Это знание должно включать не толь­ко понятие о данном явлении, но характеристику многообразия его проявлении, свойств, закономерностей протекания, формы существо­вания (исключение могут составлять феноменологические исследова­ния). Например, целью наблюдения может быть установление особен­ностей речи у младших подростков. Предмет наблюдения — речь млад­ших подростков. Значит, наблюдателю необходимо знать не только психологическую характеристику речи, но и уже известные ее особен­ности у детей этого возраста. Наблюдение поможет выявить особенно­сти, присущие наблюдаемой группе подростков (живущих в разное историческое время, в разных социальных условиях, обучающихся в разных типах школ или в одной и той же школе, но по разным програм­мам и т. д.).

Во-вторых, следует познакомиться в литературе с методами или методиками, в которых уже выделены признаки изучаемого психиче­ского явления, составляющие объект наблюдения. Рассматривая во­прос о соотношении внутреннего и внешнего в психике, мы выделили показатели, которые могут стать объектом наблюдения.

В-третьих, выбор объекта наблюдения, раскрывающего психиче­скую сущность наблюдаемого явления, интерпретация и понимание наблюдаемого зависят от концептуального подхода к предмету наблю­дения. Допустим, цель наблюдения — определение уровня коммуни­кативной культуры человека (учителя). Следуя перечисленным выше положениям, исследователь должен знать существующие подходы к коммуникативной культуре. В одних случаях она сводится к стилю общения, в других — к характеристикам речи, третий подход связан с пониманием коммуникативной культуры как элемента профессио­нальной деятельности (например, педагогической, следовательской, врачебной), которая реализуется через коммуникацию. В последнем случае коммуникативная культура включает не только особенности речи как таковые, но особенности объяснительной деятельности, ха­рактеристику словесных воздействий, способность к перекодирова­нию, умение слушать, задавать вопросы и т. п.

В психологии многие явления трактуются с различных теоретиче­ских позиции. Нет единого понимания способностей, мотивов, эмоции, мышления, темперамента и др. Поэтому важно знать специфику того подхода, с позиций которого будет рассматриваться предмет наблюде­ния. Только с учетом этого знания решается вопрос о том, что нужно наблюдать для изучения выбранного предмета. Вернемся к примеру с изучением коммуникативной культуры. Если одним из компонентов коммуникативной культуры считать особенности взаимодействия, то объектом наблюдения будут всевозможные словесные воздействия и реакция на них: указания, пожелания, команды, советы, распоряжения, поощрения, оценки, насмешки, упреки и т. д.

В одном из исследований Е. А. Климова (13) проводилось наблю­дение за стилем профессиональной деятельности прядильщиц, име­ющих разный тип темперамента. В этом случае объектом наблюдения стали те маршруты, которые выбирали для себя разные прядильщицы при обслуживании своего участка, поскольку в маршруте отражалась последовательность действий и соответствующие ей производствен­ные операции. Выбор объекта наблюдения был опосредован тем, что одним из проявлений стиля деятельности автор считает приспособле­ние к объектам и условиям труда, обеспечивающее наибольшее удоб­ство для человека. При ином подходе к характеристике стиля деятель­ности, вероятно, были бы выбраны другие объекты наблюдения.

Еще один вопрос, который решает специалист в период подготовки к проведению наблюдения, — выбор ситуации наблюдения. Мы уже упоминали, что психические явления могут иметь как ситуативный, так и устойчивый характер. Зная об этом и учитывая цели наблюде­ния, необходимо определить, будут ли ситуации варьировать и охва­тывать все возможное их разнообразие или, наоборот, наблюдение бу­дет проводиться в одной и той же многократно повторяющейся ситуа­ции. В первом случае можно установить те признаки наблюдаемых психических явлений, которые носят устойчивый, не ситуативный ха­рактер, во втором — те, которые обусловлены выбранной ситуацией.

Вернемся к исследованию, проведенному Е. А. Климовым, с тем, чтобы на одном примере увидеть цель, предмет, объект, ситуации на­блюдения. Цель наблюдения в данном исследовании — изучение сти­ля профессиональной деятельности; предмет наблюдения — темпера­мент, в данном случае как динамика и тонус психомоторики, проявля­ющейся при выполнении прядильщицами трудовых операции; объект наблюдения — маршруты движения прядильщиц при обслуживании своего участка; ситуации наблюдения — начало и конец рабочего дня, начало и конец рабочей недели, в течение часа в каждый из этих пери­одов.

Какой бы характер ни носили ситуации наблюдения (вариативный или повторяющийся), основное, общее требование к ним состоит в том, что они должны быть естественными для наблюдаемого человека, он должен жить своей обычной жизнью (участие в уроке, выполняемая работа, самостоятельные занятия, выбор книги, общение со сверстниками, выполнение семейных обязанностей и т. п.). Изучение естествен­ного поведения является одним из достоинств наблюдения.

Если одно из основных требований наблюдения — естественность поведения наблюдаемого, которая обеспечивается тем, что человек не должен знать о ведущемся за ним наблюдении, то встает этический вопрос: не является ли такое наблюдение слежкой? Критерий отличия здесь один: наблюдение и его результаты никогда не используются во вред человеку. Наоборот, кроме научных целей, наблюдение часто име­ет целью оказание психологической помощи, а его результаты являют­ся основанием для диагностики существующих у человека проблем.

Таким образом, подготовка к исследованию методом наблюдения включает определение его цели, соответствующего ей предмета и объектов наблюдения, а также выбор ситуаций наблюдения. Все эти параметры закладываются в программу наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: