I. концептуальные основы К.А.
II. история становления метода
III. виды К.А.
IV. процедура К.А.
I. Формализованные методы.
В основе к.а. лежит посылка, согласно которой текст – некий дискретный набор элементов содержания в независимости от внутренней концептуальной связи этих элементов, пренебрегая при этом коммуникативным намерением автора.
Св-ва текста:
1) некая протяжённость (в рекламе S-бренда);
2) дискретность – относительная взаимосвязь, мы можем их разорвать столько раз, сколько раз в тексте встречается тот или иной элемент содержания.
· К.А. восходит к колич. традиции в социологии. Ориентация на статистически точные измерения, документальную информ. Информ., полученная на выборке документальных источников может быть распространена на всю генеральную совокупность (предлагает статистически точное измерение).
· К.А. ориентирован на массовую документальную информ. К.А. проводится в том случае, если кол-во документальных источников, подлежащих анализу, настолько велико, что традиционные методы анализа не работают. Контент-анализ: целостный анализ текста невозможен.
|
|
· Как любое колич. исследование, к.а. основан на предварительной концептуальной модели анализа, т.е. системы категорий, которые подлежат измерению в массиве документальных источников.
Своими концептуальными слоями к.а. восходит к лингвистике. В рамках лингвистики впервые была поставлена проблема анализа больших текстовых массивов с целью выявления их тенденциональности содержания. Происходит накопление интенциональности содержания.
II. В социологию метод к.а. документальных источников приходит из америк. журналистики.
Первые исследования были посвящены изучению анализа америк. издания (к. XIX в.). 1881-1891 гг. – активное использование к.а., становление метода в журналистике. Джек Спид изучал динамику содержания нью-йоркских газет (81-83 гг.) – выявил динамику роста публикаций скандальной направленности.
Дэниэль Уилкокс проанализировал содержание 240 газет за 1 день: доли различных тем в общей стр-ре содержаний различных изданий.
В н. ХХ в. формируются представления о правилах к.а. Американский журналист Дэн Уилси в 1926 г. выделил основные правила процедуры к.а.:
1) выделенные элементы содержания (категории к.а.) должны быть применимы к большому массиву однотипных текстов;
2) система категорий должна давать максимально точное отражение смысла содержания текста и сводить к минимуму субъективное влияние кодировщика при кодировании текста.
Начиная с 20-х гг. в американской социологической традиции появился представитель, который обращает внимание на колич. анализ док-ов – Лассуэлл – первый америк. соц-г, который привносит метод к.а. Его первые исследования: 1927 г. «техника пропаганды в первой мировой войне» - ретроспективный анализ газет с целью выявления содержательных моделей манипуляции массовым сознанием во время первой мировой войны. Он доказал, что во время войны принципиальные идеи воюющих стран отличались: англ. пропаганда апеллировала к гуманности; немец. пропаганда – защита немецкой к-ры, акцент на величие немецкой нации.
|
|
С 30-х гг. Лассуэлл разрабатывает метод к.а. и доказывает, что часть америк. издательств во время войны вели профашистскую агитацию.
Заслуги Лассуэлла в разработке процедуры:
a) показывает, что исследование текстов д.б. основано на рассмотрении или анализе текста как совокупности несвязанных м/у собой эл-ов содержания. Анализ текста подчиняется не коммуникативному намерению автора, а исследовательским задачам;
b) ему принадлежит идея разработки кодификатора, бланка анализа, разработал процедуру к.а. Процедура к.а. д.б. стандартизирована (большие объёмы информ.);
c) идея построения выборки, описание стр-ры выборки при анализе больших объёмов инф.
Лассуэлл строил анализ текста, исходя из того, что каждая категория в тексте представлена словами-символами.
В 40-е гг. он разрабатывает словари терминов к.а. («стенфордский словарь» для полит. текстов) – разработка для стандартных категорий, список слов-символов (категория «демократия» - уважение прав чел., свобода слова).
40-е гг. плеяда исследователей: Берельсон, Игай, Лоуэнтоль; они показали, что предметом измерения м.б. целые темы, могут быть использованы аудиозаписи, фотографии.
К.А. превращ-ся в универсальный метод анализа любых источников.
Берельсон: к.а. – исследовательская техника для объективного, систематич., колич. описания содержания коммуникации. Он и его коллеги проводят исследования: анализируют образ героя -> герой потребления.
В 40-е гг. анализировали отношение к национал. меньшинствам: белая нация обладает более высокими показателями.
В 60-е гг. в америк. социологической традиции вырабатывается общая концепция к.а.
III. Мертон систематизировал методы к.а., описал основные процедуры. Выделил 6 видов к.а.:
1. основанный на подсчёте слов-символов (Лассуэлл);
2. основан на измерении слов-символов и модальности текста, кодирование содержания текста + полностью прочтение текста (отношение автора к излагаемому содержанию);
3. анализ по элементам – выявляются темы (не слова-символы); задача – выявить основные, центральные и периферийные темы.;
4. тематический анализ – выявление явных тем (текстов) и скрытых тем (подтекстов) или латентных (пропаганда) -> симбиоз информационно-целевого и к.а.;
5. структурный к.а. – изучение тем на предмет их взаимодействия;
6. анализ взаимоотношения различных документальных источников (анализируется совокупность документальных источников: видео, печатные издания и т.д.), позволяет выделить специализацию источников.[13]
Метод к.а. Лассуэлла (во время II М.В.) – метод обнаружения, который предполагает 8 тестов, при помощи которых выявляется направленность большого текстового массива. ТЕСТЫ:
1) прямое признание – очевидная идентификация содерж-ия текста с декларируемой идеей: проявл-ся через использование слов-символов, отождествляющих пропагандируемую идею.
2) параллелизм – совпадение содержания материалов исследуемого канала с содержанием официальных док-ов или содержанием враждебных док-ов.
3) связанность – соответствие потока материалов исследуемого канала с заявленными целями пропаганды.
4) презентация – баланс отрицательного и положительного отношения авторов текстов к излагаемым событиям.
5) источник – предпочтение цитирования конкретного источника.
|
|
6) скрытый источник – анонимные публикации с определённой направленностью содержания.
7) своеобразие – выявление слова, обороты, слег, характерные для носителей основной идеи.
8) искажение – искажение инф., выгодное конкретной стороне.
В совокупности эти тесты помогают выявить интенциональность текстов.
Использование методов к.а.:
1. проблемы, предполагающие изучение больших объёмов текстов;
2. проблема, предполагающая изучение проблемы на расстоянии (архивы, мемуары);
3. проблемы, предполагающие выявление латентного содержания, которое сложно увидеть при поверхностном просмотре текстов (образы, стереотипы);
4. эффективно решать проблемы изучения динамики и изменений в политике позиционирования полит. субъектов, игнорирование рынков, органов власти (как изменяется стр-ра, модальность).
IV. Основные этапы К.А. (процедура)[14].
Суть: найти в тексте единицы содержания, которые отражают существ. смысл.
Этапы:
1. Этап разработки системы категорий:
Ø постановка исследовательских задач (определение тех элем-ов содержания текста, которые необходимы для анализа)
Ø на основе исследовательских задач разрабатываются категории к.а. (численность публикаций, посвящённых теме; категории, тематика)
Категория – это смысловой конструкт, представляющий предметную область; исследовательскими категориями называются основные единицы анализа, носители искомой инф.
Категории – выраженные словами элементы содержания текстов, которые мы будем кодировать.
Категории предполагают разработку значений категорий. Категория разбивается на значения. Могут быть открытые категории (кол-во публикаций).
Индикаторы категорий – это встречающиеся в текстах конкретные термины, слова, словосочетания, которые несут непосредственную нагрузку соответствующего значения категории.
Значения категорий и индикаторы категорий – концептуальная модель к.а.
На основе разработанных категорий, их значений, разрабатывается кодификатор – полный список категорий и их индикаторов.
|
|
Требования к разработке категорий – система категорий:
1. д.б. применима для всех исследуемых док-ов;
2. д.б. однозначной по смыслу;
3. д. строиться т.о., чтобы обладать универсальной сравнимостью (м. сравнивать содержание анализируемых текстов)
Разработанные категории обладают рядом св-в, которые позволяют их измерять:
ü частота категории – частота встречаемости в тексте;
ü направленность – модальность звучания категории (как автор относится к содержанию текста);
ü интенсивность показывает степень выраженности отношения автора к изменяемой категории (насколько интенсивно выражается в тексте модальность отношения автора);
ü пространство категории – категории обладает определённым пространством в рамках данного текста (доля интересующих нас категорий в общем объёме текста)
В зависимости от этих св-в, подбираются единицы счёта, которые выбираются для каждой категории. Единица счёта – колич. мера измеряемой категории, позволяет перевести категории в колич. форме:
1) простой факт упоминания индикатора категории – частоты;
2) тема, выраженная индикаторами категорий;
3) тысячи знаков, площадь (см), секунды.
Все эти единицы позволяют охарактеризовать простр-во категории в общем текстовом массиве.
2. Разработка методического пакета:
o бланк к.а.
o инструкция
o выборка[15]
Универсальные формы бланка: табл.
№бланка | |||
Кодировщик (ФИО) | |||
Источник информации | |||
Время начала заполнения бланка | |||
Время окончания заполнения | |||
№ | категории 1 | название публикации 2 | объём публикации 3 |
фиксируем | единица счёта - слово-символ | единица счёта - тысяча | |
№ текста, | название | знаков | |
под которым | категории | ||
док-т | |||
фигурирует | |||
в анализе |
Если много критериев, можно сделать несколько бланков.
Инструкция кодировщику:
1) порядок работы с бланком: подробно прописываются все категории, указываются единицы счёта
2) выборка (её реализуют кодировщики) – порядок отбора текстов.
Модель выборки:
1. целевая: к.а. подвергаются док-ты, специально разработанные для к.а. (сочинения, мемуары);
2. нецелевая
Выборка носит многоэтапный хар-р:
1) осуществляется выбор временных рамок анализа док-ов – определение временных границ выборки, это позволяет ограничить кол-во документальных источников определёнными временными рамками;
2) определяем источник – в каких источниках содержится необходимая нам инф.;
3) выборка источников строится по принципу систематического отбора (с учётом периодичности выхода издания мы определяем шаг => выбираем номера заданий). Кол-во док-ов (в выборке определяем с учётом заданной погрешности);
4) в рамках отобранного док-та выбираем тексты, которые относятся к тематике к.а. (при отборе рекламных роликов надо учитывать день недели)[16].
3. Пробное кодирование (пилотажное):
1. смотрим расчётное время, необходимое кодировщику для работы с одним текстом -> определяем трудозатраты;
2. удобство работы с категориями;
3. адекватность понимания категорий (насколько адекватно кодировщик кодирует категории);
4. анализ работы, сравнение рез-ов работы нескольких кодировщиков (всё кодировщики должны примерно одинаково интерпретировать рез-ты);
5. инструктаж кодировщика.
4. Этап полевого кодирования.
Массив закодированных бланков подлежит контролю (5% контроль). Выбирают 5% текстов каждого кодировщика и перекодируют. Этап первичной обработки массива:
§ каждая строка в бланке =??? анкета
§ категория = переменные
Составляем электронную базу данных по всему массиву, где в кач-ве одного док-та выступает строка.
Единица контекста – объём анализируемого текста[17].
[1] статья Козловой
[2] Темощенкова
[3] Родман
[4] Янкова, Пелюта
[5] Тёрнер «Изучение карьерного пути английских и американских менеджеров» // Социс 1992г.
[6] Ньюман
[7] см. Ядова
[8] см. Ковалёв и Штейнберг
[9] Янков, Гуревич
[10] Энджелл, Гоштал «Письмо о жизни во время великой депрессии»
[11]Барт, Фуко
[12] автор Т.М.Дридзеросс; II том Андриенковой и Масловой
[13] 2-ой том Андриенковой, Масловой
[14] работа Богомоловой; Ньюмана; Федотова
[15] Маслова
[16] Барясная
[17] Богомолов