Контент-Анализ

I. концептуальные основы К.А.

II. история становления метода

III. виды К.А.

IV. процедура К.А.

I. Формализованные методы.

В основе к.а. лежит посылка, согласно которой текст – некий дискретный набор элементов содержания в независимости от внутренней концептуальной связи этих элементов, пренебрегая при этом коммуникативным намерением автора.

Св-ва текста:

1) некая протяжённость (в рекламе S-бренда);

2) дискретность – относительная взаимосвязь, мы можем их разорвать столько раз, сколько раз в тексте встречается тот или иной элемент содержания.

· К.А. восходит к колич. традиции в социологии. Ориентация на статистически точные измерения, документальную информ. Информ., полученная на выборке документальных источников может быть распространена на всю генеральную совокупность (предлагает статистически точное измерение).

· К.А. ориентирован на массовую документальную информ. К.А. проводится в том случае, если кол-во документальных источников, подлежащих анализу, настолько велико, что традиционные методы анализа не работают. Контент-анализ: целостный анализ текста невозможен.

· Как любое колич. исследование, к.а. основан на предварительной концептуальной модели анализа, т.е. системы категорий, которые подлежат измерению в массиве документальных источников.

Своими концептуальными слоями к.а. восходит к лингвистике. В рамках лингвистики впервые была поставлена проблема анализа больших текстовых массивов с целью выявления их тенденциональности содержания. Происходит накопление интенциональности содержания.

II. В социологию метод к.а. документальных источников приходит из америк. журналистики.

Первые исследования были посвящены изучению анализа америк. издания (к. XIX в.). 1881-1891 гг. – активное использование к.а., становление метода в журналистике. Джек Спид изучал динамику содержания нью-йоркских газет (81-83 гг.) – выявил динамику роста публикаций скандальной направленности.

Дэниэль Уилкокс проанализировал содержание 240 газет за 1 день: доли различных тем в общей стр-ре содержаний различных изданий.

В н. ХХ в. формируются представления о правилах к.а. Американский журналист Дэн Уилси в 1926 г. выделил основные правила процедуры к.а.:

1) выделенные элементы содержания (категории к.а.) должны быть применимы к большому массиву однотипных текстов;

2) система категорий должна давать максимально точное отражение смысла содержания текста и сводить к минимуму субъективное влияние кодировщика при кодировании текста.

Начиная с 20-х гг. в американской социологической традиции появился представитель, который обращает внимание на колич. анализ док-ов – Лассуэлл – первый америк. соц-г, который привносит метод к.а. Его первые исследования: 1927 г. «техника пропаганды в первой мировой войне» - ретроспективный анализ газет с целью выявления содержательных моделей манипуляции массовым сознанием во время первой мировой войны. Он доказал, что во время войны принципиальные идеи воюющих стран отличались: англ. пропаганда апеллировала к гуманности; немец. пропаганда – защита немецкой к-ры, акцент на величие немецкой нации.

С 30-х гг. Лассуэлл разрабатывает метод к.а. и доказывает, что часть америк. издательств во время войны вели профашистскую агитацию.

Заслуги Лассуэлла в разработке процедуры:

a) показывает, что исследование текстов д.б. основано на рассмотрении или анализе текста как совокупности несвязанных м/у собой эл-ов содержания. Анализ текста подчиняется не коммуникативному намерению автора, а исследовательским задачам;

b) ему принадлежит идея разработки кодификатора, бланка анализа, разработал процедуру к.а. Процедура к.а. д.б. стандартизирована (большие объёмы информ.);

c) идея построения выборки, описание стр-ры выборки при анализе больших объёмов инф.

Лассуэлл строил анализ текста, исходя из того, что каждая категория в тексте представлена словами-символами.

В 40-е гг. он разрабатывает словари терминов к.а. («стенфордский словарь» для полит. текстов) – разработка для стандартных категорий, список слов-символов (категория «демократия» - уважение прав чел., свобода слова).

40-е гг. плеяда исследователей: Берельсон, Игай, Лоуэнтоль; они показали, что предметом измерения м.б. целые темы, могут быть использованы аудиозаписи, фотографии.

К.А. превращ-ся в универсальный метод анализа любых источников.

Берельсон: к.а. – исследовательская техника для объективного, систематич., колич. описания содержания коммуникации. Он и его коллеги проводят исследования: анализируют образ героя -> герой потребления.

В 40-е гг. анализировали отношение к национал. меньшинствам: белая нация обладает более высокими показателями.

В 60-е гг. в америк. социологической традиции вырабатывается общая концепция к.а.

III. Мертон систематизировал методы к.а., описал основные процедуры. Выделил 6 видов к.а.:

1. основанный на подсчёте слов-символов (Лассуэлл);

2. основан на измерении слов-символов и модальности текста, кодирование содержания текста + полностью прочтение текста (отношение автора к излагаемому содержанию);

3. анализ по элементам – выявляются темы (не слова-символы); задача – выявить основные, центральные и периферийные темы.;

4. тематический анализ – выявление явных тем (текстов) и скрытых тем (подтекстов) или латентных (пропаганда) -> симбиоз информационно-целевого и к.а.;

5. структурный к.а. – изучение тем на предмет их взаимодействия;

6. анализ взаимоотношения различных документальных источников (анализируется совокупность документальных источников: видео, печатные издания и т.д.), позволяет выделить специализацию источников.[13]

Метод к.а. Лассуэлла (во время II М.В.) – метод обнаружения, который предполагает 8 тестов, при помощи которых выявляется направленность большого текстового массива. ТЕСТЫ:

1) прямое признание – очевидная идентификация содерж-ия текста с декларируемой идеей: проявл-ся через использование слов-символов, отождествляющих пропагандируемую идею.

2) параллелизм – совпадение содержания материалов исследуемого канала с содержанием официальных док-ов или содержанием враждебных док-ов.

3) связанность – соответствие потока материалов исследуемого канала с заявленными целями пропаганды.

4) презентация – баланс отрицательного и положительного отношения авторов текстов к излагаемым событиям.

5) источник – предпочтение цитирования конкретного источника.

6) скрытый источник – анонимные публикации с определённой направленностью содержания.

7) своеобразие – выявление слова, обороты, слег, характерные для носителей основной идеи.

8) искажение – искажение инф., выгодное конкретной стороне.

В совокупности эти тесты помогают выявить интенциональность текстов.

Использование методов к.а.:

1. проблемы, предполагающие изучение больших объёмов текстов;

2. проблема, предполагающая изучение проблемы на расстоянии (архивы, мемуары);

3. проблемы, предполагающие выявление латентного содержания, которое сложно увидеть при поверхностном просмотре текстов (образы, стереотипы);

4. эффективно решать проблемы изучения динамики и изменений в политике позиционирования полит. субъектов, игнорирование рынков, органов власти (как изменяется стр-ра, модальность).

IV. Основные этапы К.А. (процедура)[14].

Суть: найти в тексте единицы содержания, которые отражают существ. смысл.

Этапы:

1. Этап разработки системы категорий:

Ø постановка исследовательских задач (определение тех элем-ов содержания текста, которые необходимы для анализа)

Ø на основе исследовательских задач разрабатываются категории к.а. (численность публикаций, посвящённых теме; категории, тематика)

Категория – это смысловой конструкт, представляющий предметную область; исследовательскими категориями называются основные единицы анализа, носители искомой инф.

Категории – выраженные словами элементы содержания текстов, которые мы будем кодировать.

Категории предполагают разработку значений категорий. Категория разбивается на значения. Могут быть открытые категории (кол-во публикаций).

Индикаторы категорий – это встречающиеся в текстах конкретные термины, слова, словосочетания, которые несут непосредственную нагрузку соответствующего значения категории.

Значения категорий и индикаторы категорий – концептуальная модель к.а.

На основе разработанных категорий, их значений, разрабатывается кодификатор – полный список категорий и их индикаторов.

Требования к разработке категорий – система категорий:

1. д.б. применима для всех исследуемых док-ов;

2. д.б. однозначной по смыслу;

3. д. строиться т.о., чтобы обладать универсальной сравнимостью (м. сравнивать содержание анализируемых текстов)

Разработанные категории обладают рядом св-в, которые позволяют их измерять:

ü частота категории – частота встречаемости в тексте;

ü направленность – модальность звучания категории (как автор относится к содержанию текста);

ü интенсивность показывает степень выраженности отношения автора к изменяемой категории (насколько интенсивно выражается в тексте модальность отношения автора);

ü пространство категории – категории обладает определённым пространством в рамках данного текста (доля интересующих нас категорий в общем объёме текста)

В зависимости от этих св-в, подбираются единицы счёта, которые выбираются для каждой категории. Единица счёта – колич. мера измеряемой категории, позволяет перевести категории в колич. форме:

1) простой факт упоминания индикатора категории – частоты;

2) тема, выраженная индикаторами категорий;

3) тысячи знаков, площадь (см), секунды.

Все эти единицы позволяют охарактеризовать простр-во категории в общем текстовом массиве.

2. Разработка методического пакета:

o бланк к.а.

o инструкция

o выборка[15]

Универсальные формы бланка: табл.

№бланка      
Кодировщик (ФИО)    
Источник информации    
Время начала заполнения бланка  
Время окончания заполнения  
категории 1 название публикации 2 объём публикации 3
  фиксируем единица счёта - слово-символ единица счёта - тысяча
№ текста, название   знаков
под которым категории    
док-т      
фигурирует      
в анализе      

Если много критериев, можно сделать несколько бланков.

Инструкция кодировщику:

1) порядок работы с бланком: подробно прописываются все категории, указываются единицы счёта

2) выборка (её реализуют кодировщики) – порядок отбора текстов.

Модель выборки:

1. целевая: к.а. подвергаются док-ты, специально разработанные для к.а. (сочинения, мемуары);

2. нецелевая

Выборка носит многоэтапный хар-р:

1) осуществляется выбор временных рамок анализа док-ов – определение временных границ выборки, это позволяет ограничить кол-во документальных источников определёнными временными рамками;

2) определяем источник – в каких источниках содержится необходимая нам инф.;

3) выборка источников строится по принципу систематического отбора (с учётом периодичности выхода издания мы определяем шаг => выбираем номера заданий). Кол-во док-ов (в выборке определяем с учётом заданной погрешности);

4) в рамках отобранного док-та выбираем тексты, которые относятся к тематике к.а. (при отборе рекламных роликов надо учитывать день недели)[16].

3. Пробное кодирование (пилотажное):

1. смотрим расчётное время, необходимое кодировщику для работы с одним текстом -> определяем трудозатраты;

2. удобство работы с категориями;

3. адекватность понимания категорий (насколько адекватно кодировщик кодирует категории);

4. анализ работы, сравнение рез-ов работы нескольких кодировщиков (всё кодировщики должны примерно одинаково интерпретировать рез-ты);

5. инструктаж кодировщика.

4. Этап полевого кодирования.

Массив закодированных бланков подлежит контролю (5% контроль). Выбирают 5% текстов каждого кодировщика и перекодируют. Этап первичной обработки массива:

§ каждая строка в бланке =??? анкета

§ категория = переменные

Составляем электронную базу данных по всему массиву, где в кач-ве одного док-та выступает строка.

Единица контекста – объём анализируемого текста[17].


[1] статья Козловой

[2] Темощенкова

[3] Родман

[4] Янкова, Пелюта

[5] Тёрнер «Изучение карьерного пути английских и американских менеджеров» // Социс 1992г.

[6] Ньюман

[7] см. Ядова

[8] см. Ковалёв и Штейнберг

[9] Янков, Гуревич

[10] Энджелл, Гоштал «Письмо о жизни во время великой депрессии»

[11]Барт, Фуко

[12] автор Т.М.Дридзеросс; II том Андриенковой и Масловой

[13] 2-ой том Андриенковой, Масловой

[14] работа Богомоловой; Ньюмана; Федотова

[15] Маслова

[16] Барясная

[17] Богомолов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: