Вопросы по дисциплине «Методика преподавания специальных дисциплин»
Раскройте понятие методика преподавания специальных дисциплин. Перечислите спецдисциплины художественного цикла.
Опишите межпредметные связи методики с другими предметами.
Раскройте роль и значение художественного образования в учебном процессе общеобразовательной школы.
· Методика изобразительного искусства область педагогики, изучает закономерности процесса обучения изобразительному искусству.
Методика как дисциплина включает три компонента:
1) Общедидактический компонент – законы, принципы, закономерности;
2) Частнодидактический компонент - специфические для данной науки закономерности, правила, методы, приемы, формы, средства;
3) Технологически-практический компонент – советы, рекомендации, инструкции, алгоритмы деятельности
Методика отвечает на вопросы:- для чего учить? (цели);
- чему учить? (содержание);
- как учить? (методы).
К спецдисциплинам художественного цикла относится: рисунок, живопись, скульптура, композиция, история искусств.
|
|
· Наиболее тесной представляется связь методики и педагогики. Методика – это отрасль педагогики, отсюда и общность понятий.
Методика связана с психологией: рассматривает возрастные особенности в изобразительной деятельности детей; рассматривает художественное восприятие, воображение, художественное мышление, творческие способности.
Методика связана с рисунком и живописью, скульптурой, композицией, так как рассматривает методику преподавания этих предметов; разрабатывает карты-схемы; наглядные пособия; таблицы и т. д.
Методика связана с историей искусства: рассматривает методы обучения рисунку, пособия, достижения в области искусства предыдущих эпох.
· Роль и значение художественного образования в ученом процессе общеобразовательной школы.
Искусство формирует, вырабатывает в личности целостное, то есть человеческое мироотношение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, и гармонизацию ее отношений с миром.
Искусство накопило в своем содержании огромный нравственно-эстетический потенциал и выработало за века многообразные способы целостного формирования человека, сопричастного природе и людям, ответственного за все происходящее в мире.
Художественное образование обладает огромными возможностями воспитания человека-творца, обладающего способностью воображения, фантазии и комбинаторики - всего того, что имеет особое значение для современного, постоянно меняющегося мира. Общество не может стать духовно и материально богатым, не обеспечивая своим членам возможностей для их художественного и эстетического развития.
|
|
Подлинно действенное художественное образование предполагает развитие традиций, так как является процессом передачи от поколения к поколению лучшего накопленного творческого и эмоционально-ценностного опыта, знаний и умений. В контексте этого опыта знания и умения формируют социально активную, творческую личность, способную развивать материальную и духовную культуру общества.
Конкретные знания и навыки, выделенные в базовый компонент художественного образования, выстраиваются в учебных программах, подчиняясь содержательно-образовательным задачам обучения, психологическим возможностям возраста.
Опираясь на базовые компоненты, педагог свободен в выборе путей реализации задач художественного образования по отдельным видам искусства.