Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества

Под содержанием образования понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики. При этом ЗНАНИЯ –это результат процесса познания, отраженный в сознании в виде представлений, понятий, суждений. УМЕНИЯ – подготовленность к практическим и теоретическим действиям по ……………. знаний. НАВЫКИ –……………………………………………………. Мыслительные процессы при этом протекают свернуто, без поэтапного самоконтроля.

В XXI в. в практику отечественной системы обучения вошел компетентностный подход в образовании. Его важнейшие характеристики:

Цель образования заключается в развитии у учеников способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности

• Смысл образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем

компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости

Художественное образование осуществляется в нашей стране на трех уровнях:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ или БАЗОВЫЙ. Обеспечивает приобщение к искусству всех учащихся на основных этапах учения: дошкольном, школьном, профессиональном, а ныне – и высшем.

УГЛУБЛЁННЫЙ. Обеспечивает профориентацию в сфере художественного творчества путем углубленного (предпрофессионального обучения основам искусств и активного приобщения к творческой деятельности). Существует на этапе школьного образования в форме школ и классов с «уклоном», кружков и студий во внешкольных учреждениях и специальных школ системы Министерства культуры.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Готовит кадры для профессиональной деятельности в сфере искусства (творческой и преподавательской). Осуществляется в РБ небольшим количеством учебных заведений среднего, среднего специального, среднего профессионального и высшего образования.

Этапы получения образования (проанализируйте на примере обучения близкому вам виду искусства):

Дошкольное образование

Школьное образование

Система непрерывного образования
Среднее профессиональное

+среднее специальное образование

Высшее образование (переходит не 2-х уровневый цикл)

Послевузовское образование (пов. квалификации и переквалификация, а также магистратура, аспирантура, докторантура

Образование пенсионеров

Документы и материалы, отражающие содержание образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Содержит перечень…….…………………… а также указывает объем учебной нагрузки (…………………………………) по каждому предмету и формы контроля.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА. Включает перечень всех изучаемых по предмету………, краткий перечень основных вопросов каждой темы, списки рекомендованной учебной литературы.

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: определяют развернутую …………. ……………………….в рамках каждого типа обучения или специализации.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ КНИГИ. Виды:

Ø учебник (обязательно включает……………………………………);

Ø учебная книга (………………………………………………………);

Ø учебное пособие (……………………………………………………);

Ø методическое пособие(………………………………………………..);

Ø методическая разработка (методич. рекомендации):………………


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции.

2. Приведите и объясните пример педагогической ошибки, произошедшей из-за несоблюдения правильной последовательности этапов усвоения знаний.

3. На основе собственного опыта художественного образования приведите примеры реализации принципов дидактики в учебном процессе.

4. Объясните, зачем необходим каждый из уровней художественного образования, осуществляемого в нашей стране.

5. Охарактеризуйте каждый вид документов, отражающих содержание образования, на примере содержания образования по своей специализации.

6. Назовите и проанализируйте 2-3 произведения искусства, воплотивших какие-либо дидактические категории.


Тема 3. Дидактика: формы и методы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: