Спроектируйте дидактическую задачу по учебной проблеме «форма»

· В содержание обучения ИЗО входят пять основных учебных проблем:

цвет, пространство, композиция, форма, техника.

Понятие «учебная проблема» - относительно недавно установилось в методике препода­вания ИЗО. Впервые описание этого понятия представлено у Б.П. Юсова. Он, основываясь на перечне основных проблем художественного творчества, описанных в эстетике, предложил пе­речень основных учебных проблем курса «ИЗО». Это позволило структурировать дидактиче­ское содержание курса. Вслед за этим автором, такое структурирование содержания обучения ИЗО в школе осуществлено В.Н. Даниловым в действующем 2 варианте программ для школ. В настоящее время этот способ структурирования содержания принят и авторами 1 варианта дей­ствующих школьных программ, поддерживается образовательным стандартом предмета.

· Учебная проблема «форма» включает следующие учебные (дидактические) задачи:

1. плоскостная геометрическая форма понимается как «общие очертания всего предмета или его частей». Например, мы говорим, что изображение елки можно составить из треугольников, а лицо человека имеет форму овала. Впервые с этим понятием ученики знакомятся в дошкольном возрасте, на занятиях ИЗО в детском саду. Осваивается это понятие на занятиях аппликацией. Традиционные задания: «Сложи из геометрических фигур домик, машинку, елочку» и др

2. объемная геометрическая форма понимается как «общая трехмерная протяженность
предмета или его Частей». Например, мы говорим, что при компоновке на листе изображения головы человека следует компоновать изображение шара, в который она вписывается. учебная гипсовая модель формы головы человека (обрубовка) Кардовского отражают это понимание формы.

3. конструктивная форма понимается как основа ее строения. Например, мы говорим, что конструктивной основой изображения некой части фигуры человека является ее костный остов. Или что конструктивной основой изображения предмета быта является группа различных геометрических тел с общей осью вращения. Впервые с этим понятием ученики знакомятся в дошкольном возрасте, на занятиях лепкой в детском саду. Традиционное задание: «Айболит и его друзья», где изображения основываются на соединении элементарных частей.

4. пропорциональная форма понимается как своеобразие ее числовых характеристик.
Например, мы говорим, что некая часть предмета вдвое больше другой, или что один предмет несколько шире другого. Первое знакомство с этим аспектом формы
происходит на занятиях ИЗО в детском саду. Выполнение всех изображений основывается
на передаче отношений размеров частей или предметов друг к другу. Традиционное задание: «Два кувшина». Основывается изучение этого понятия на механизме сравнения форм.

5. пластическая форма понимается как отличие формы объекта от геометрической фор­
мы, сходной с ним по конструкции. Например, мы говорим, что форма груши отличается от фор­мы электрической лампочки большей степенью пластичности, форма последней более геометрическая.

6. выразительная форма (выразительный аспект формы) понимается как ее эстетическая
характеристика. Например, мы говорим, что очертания формы тел коней Ильи Муромца и Дон Кихота сходны анатомически и конструктивно, отличает их разная выразительность. Связывается с созданием образа.

· Тема: «Рисуем животных»

Проблема: форма

Цель: формирование о пластической форме, развитие восприятия формы, воспитание активного отношения к работе

Задача: выполнить рисунок животного (кота), передав пластичность формы простым карандашом (голевой ручкой, маркером).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: