Задачи и содержание раздела по подготовки к обучению грамоте

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев).

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделяют следующие направления:

-ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

- ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;

- ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2 - 4) предложений;

- ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2 - 3 слогов) на части и составление слов и слогов;

- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимающие смыслоразличительной роли фонемы.

В ДОО всех возрастных группах проводят специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи детей, на которых в комплексе решаются задачи обучения грамоте:

В средней группе детей знакомят с терминами «слово», «звук» - учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов.У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30-40 слов вмин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.

12. Последовательность работы над фразой. (источник: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда)

Формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением. Для этого предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного (типа Мама шьет.Птица летит.) к распространенному.

Распространение двусоставного предложения идет постепенно. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного, творительного падежей: Лена шьёт платье. Хлеб режут ножом. Затем вводится определение: Маленькая девочка собирает ягоды.Затем в предложение вводится косвенное дополнение в форме винительного, родительного, дательного, творительного падежей с предлогом: Дети смотрели на слона. Чай пьет она с конфетами. Лодка плывет к берегу. И потом вводится обстоятельство: Дети гуляли в лесу.

Параллельно с формированием у детей распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Затем отрабатывается подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Винительный падеж без предлога или с предлогом. Отработка падежных форм дается по возрастающей трудности их усвоения. Винительный падеж прямого объекта: Вижу маму; Т ворительный падеж орудийности — Рубить топором; дательный косвенного объекта — Дать удочку рыболову; родительный принадлежности — Книга брата.

Затем, необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов на, в, за, под, с, к.

Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются детьми на материале наречий. Вначале отрабатывается круг пространственных наречий: близко, высоко, справа, слева и т. д., затем наречия, обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, вечером, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко.

Параллельно ведется работа над интонацией. Формируются представления о повествовательной и вопросительной интонации.

Формирование диалогической речи. Работу над диалогом лучше всего проводить во время игр, где воспитатель или логопед могут вести диалог с детьми в процессе любой игровой деятельности (со строительным материалом, «Конструктором», мозаикой, пластилином, при инсценировании рассказов, сказок)- Для закрепления повествовательной и вопросительной интонации можно дать детям заучивание небольших, понятных по содержанию диалогов. Задания по формированию диалогической речи можно включать в текущие занятия и в свободное от занятий время. Это могут делать воспитатели во время прогулок. Овладение диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем

Планирование и содержание занятий с детьми 1 уровня ОНР

Из интернета! (Скорее больше подходит под ответ)

Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР I уровня

Задачи, виды работ Содержание занятий Приемы работы
Работа над экспрессивной речью: развитие слухового и зрительного восприятия и памяти · Создание ситуаций вокруг интересных предметов и игрушек для установления контакта и возникновения желания говорить. · Использование музыкальных инструментов и звучащих предметов для ознакомления детей с неречевыми звуками. · Использование уже знакомых музыкальных инструментов для различения и запоминания неречевых звуков, от слухового восприятия к слуховой памяти. · Ознакомление детей на речевом материале с тембром, силой, высотой, интонацией голоса. · Использование звукоподражания. · Работа над ритмами, ритмическим рисунком слов типа: "лиса", "коса", "роза", "рыба": o отхлопывание; o оттопывание; o то же самое заданной рукой, ногой, пальцем; o кивание; o прыжки; o отстукивание мячом и т.д. · Соотнесение звучания слова с его изображением. · Осмысливание значений слов. · Выбор картинки по данному ритмическому рисунку. · Запоминание расположения игрушек и картинок. · Выполнение простейших словесных инструкций  Игра "Посмотри на новую куклу, поиграй с ней".  Игра "Постучи по барабану, поиграй на дудочке, на гармошке".  Игра "Угадай, на чем я играла".  Игра "Постучи громко/тихо".  Игра "Как мяукают котенок и мама-кошка?".  Игра "Произнеси первую часть слова тихо, вторую - громко" (или наоборот).  Игра "Найди картинку, на которой нарисован мяч".  Игра "Что нарисовано на картинке?".  Игра "Найди, где стоит матрешка".  Игра "Принеси мяч"
Развитие моторики  Имитация движений животных, птиц.  Развитие равновесия.  Отработка различных видов прыжков, способов ходьбы.  Простейшие игры с мячом (катание и бросание, прокатывание между чем-либо, сбивание и т.д.)  Игра "Походи, как медведь, как солдат и т.д."  Игра "Постой, как цапля".  Игра "Попрыгай вокруг себя, как зайка".  Игра "Забей мяч в ворота"
Развитие ориентировки в пространстве  Движение в заданном направлении (воспитатель ведет ребенка).  Простейшая ориентация на себе.  Самостоятельное движение в выбранном или заданном направлении  Игра "Пойди прямо - налево" и т.д.  Игра "Покажи глаза, уши, колено..."  Игра "Пойдем налево - найдем куклу, пойдем направо - найдем машинку".  Игра "Куда пойдем, что найдем?"
Проведение работы над фразой (от двусоставного предложения к предложению с определением и местоимением)  Выполнение простейших действий с предметами различного размера.  Организация выставки знакомых игрушек. Повторение за логопедом фраз: "Вот моя кукла", "Вот мой зайка" и т.д.  Игра "Принеси большой мяч, покажи маленький мяч". "Дай кукле кубик. Дай зайке большой кубик".  Игра "Возьми любимую игрушку. Какая она? Поиграй с ней"
Развитие связной речи (без учета грамматических форм) Дифференциация притяжательных местоимений "мой - моя" - три занятия (с провоцированием: "Мой кукла", "Моя мишка"...).  Введение существительных, глаголов по темам: "Животные", "Посуда", "Одежда".  Введение прилагательных (форма, цвет, мягкость).  Составление простейших описаний предметов и игрушек.  Сравнительное описание предметов и игрушек.  Описание предметов и игрушек по схеме с усложнением.  Работа с загадками.  Чтение художественных произведений (сказок, потешек и т.д.).  Обыгрывание художественных произведений и введение диалогов.  Выход в свободную форму общения (на основе личного опыта каждого ребенка).  Использование простейших театров для игр со сказками (главное - запомнить порядок появления персонажей, работать над винительным, родительным, дательным и творительным падежами)  Игра "Сравни лошадь и корову, белку и зайчика" и т.п.  Игры-драматизации по разным темам.  Игра "День рождения".  Постановка пьесок "Репка", "Три мед-ведя", "Теремок"

Из тетрадей!!! (менее подходит под ответ, но может быть важной информацией)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: