Формирование навыка употребления в онтогенезе

В логопедии термином онтогенез речи обозначается период становления речи человека от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

В работах А.Н.Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.

1 период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает 2 этапа:

- этап однословного предложения (1г.3мес.-1г.8мес.);

- этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8мес.-1г.10мес.)

2 период - период усвоения грамматической структуры предложения (1г.10мес. - 3г.). Этот период состоит из трех этапов:

- этап формирования первых форм слов (1г.10мес. - 2г.1мес.);

- этап использования флексийной системы языка для выражения синтасических связей слов (2г.1мес. - 2г.6мес.).

- этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2г.6мес. - 3г.).

3 период -период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи:

существительные --> глаголы --> прилагательные --> местоимения-->наречия --> числительные-->служебные слова

Как видим, служебные слова (предлоги) появляются позже всех знаменательных частей речи. Очень важно знать, что у русских детей появлению предлогов предшествует период, когда взаимосвязь между словами выражается преимущественно посредством флексии. Так, на начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе - толе). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок потом вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент - предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии.

На этапе усвоения служебных слов ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. Как правило, в усложненных формах речи и на усложненном лексическом материале, например при попытке что-то пересказать или рассказать, количество аграмматических построений возрастает. Раньше всего усваиваются предлоги в их первообразном значении для обозначения пространственных отношений. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.

По А.Н.Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др.

Дети, имеющие речевую патологию часто испытывают трудности при использовании предложно-падежных конструкций. Работа с предложениями, в состав которых входят предлоги с пространственным значением, начинается за­долго до логопедических занятий, посвященных именно данным темамдлительное, последовательное обучение умению понимать значение предлогов и употреблять их в речи. Дети усваивают, с каким падежом существитель­ных или прилагательных употребляются эти предлоги на занятиях по теме «Слова, обозначающие предмет», «Сло­ва, обозначающие признак предмета».

Предлоги с пространственным значением расположе­ния (места) используются в упражнениях на любых заня­тиях (за, на, перед, над, под и т.п.). При этом сначала от­рабатывается умение понимать их значение на реальных объектах, в том числе и на схеме собственного тела. Затем логопед закрепляет умение понимать значение данных предлогов и употреблять словосочетания с ними при ана­лизе расположения конкретных предметов и их макетов, И лишь после этого используются схематическое изобра­жение объектов и смысловые основы для употребления того или иного предлога.

Аналогичная последовательность сохраняется и при работе с предлогами, обозначающими направление дви­жения в пространстве (к, от, по, в, из и т.д.).

Необходимо отметить, что в изучении конструкций с данными предлогами важным является четкая диффе­ренциация их значений. Это достигается следующим об­разом. Сначала логопед использует в речи один из диффе­ренцируемых предлогов, тем самым вырабатывая опор­ное положение или направление пространства. Затем в работу включается предлог с противоположным значени­ем. Помимо прочего, на данных занятиях используются упражнения по дифференциации предлогов и приставок (от и от-; за и за-; и т.д.).

Последовательность включения в работу предлогов та­кова: от, от- к, из, из- в, за, за- в, на, под, под- над, около, вокруг, из-за, из-под, через, между.

Следующая информация дополнительная!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: