Упражнения, направленные на развитие умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции

Например:

Упражнение 1

Цель: закрепление значения предлога от.

Содержание. Логопед совершает действия, сопровож­дая их пояснением. Затем просит ответить на вопрос: «Что я сделала?».

Например, встает у окна и говорит: «Я стою около ок­на». Затем отходит от окна и спрашивает: «Что я сдела­ла?» Учащиеся отвечают на вопросы и т.п.

Затем логопед совершает какое-либо действие, а уча­щиеся комментируют его самостоятельно.

Возможен вариант, когда логопед просит учащихся встать около определенного предмета и ответить на во­прос: «Что ты сделал?» Затем просит отойти от данного предмета и пояснить действие.

Упражнение 2

Цель: закрепление значения предлога за.

Содержание. Логопед загадывает загадки о предметах, находящихся в классе. Ученик, отгадавший загадку, бе­рет в руки большого плюшевого мишку и прячет его за этот предмет. Затем поясняет свои действия: «Я спрятал мишку за шкаф».

Возможен вариант, когда логопед просит ученика: «Спрячь мишку за стол». Ученик выполняет действие, затем подходит к товарищу и сам дает ему подобную ин­струкцию и т.д.

Упражнение 3

Цель: уточнение значения предлога на.

Содержание. Логопед начинает цепочку действий с подносом, кладет на поднос лист бумаги и говорит: «Я по­ложила лист на поднос». Затем подходит к первому уче­нику, который должен любой предмет положить на лист и пояснить действия: «Я положил тетрадь на лист». И т.д.

После этого логопед задает вопросы:

Что лежит под книгой?— Что лежит под линейкой?— Что лежит на листе?

Упражнение 4

Цель: уточнение значения предлогов в, из.

Содержание. Логопед ставит на стол коробку (мешок, сумку), берет любой из разложенных на столе мелких предметов и кладет его туда, поясняя действие: «Я кладу в коробку ластик». Учащиеся делают аналогичные дей­ствия с другими предметами. Затем записывают в тет­радь описание действия, после чего коробка закрывается крышкой.

Учащимся предлагается приоткрыть ее, взять любой предмет, опознать его и вынуть, после чего пояснить свои действия: «Я достал из коробки мяч».

Упражнение 5

Цель: уточнение значения предлогов в, около.

Содержание. Логопед вывешивает на доске пару карти­нок. На одной изображен дом, на другой около дома сто­ит мальчик. Логопед просит показать рисунок, проком­ментировать так: «Саша вошел в дом». Затем учащийся должен выбрать из схем предлогов правильную. Послеэтого логопед читает предложения, а учащиеся поднима­ют соответствующую карточку со схемой предлога:

Лена гуляет в саду. — Саша ждет маму около магазина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: