Например:
Упражнение 1
Цель: закрепление значения предлога от.
Содержание. Логопед совершает действия, сопровождая их пояснением. Затем просит ответить на вопрос: «Что я сделала?».
Например, встает у окна и говорит: «Я стою около окна». Затем отходит от окна и спрашивает: «Что я сделала?» Учащиеся отвечают на вопросы и т.п.
Затем логопед совершает какое-либо действие, а учащиеся комментируют его самостоятельно.
Возможен вариант, когда логопед просит учащихся встать около определенного предмета и ответить на вопрос: «Что ты сделал?» Затем просит отойти от данного предмета и пояснить действие.
Упражнение 2
Цель: закрепление значения предлога за.
Содержание. Логопед загадывает загадки о предметах, находящихся в классе. Ученик, отгадавший загадку, берет в руки большого плюшевого мишку и прячет его за этот предмет. Затем поясняет свои действия: «Я спрятал мишку за шкаф».
Возможен вариант, когда логопед просит ученика: «Спрячь мишку за стол». Ученик выполняет действие, затем подходит к товарищу и сам дает ему подобную инструкцию и т.д.
|
|
Упражнение 3
Цель: уточнение значения предлога на.
Содержание. Логопед начинает цепочку действий с подносом, кладет на поднос лист бумаги и говорит: «Я положила лист на поднос». Затем подходит к первому ученику, который должен любой предмет положить на лист и пояснить действия: «Я положил тетрадь на лист». И т.д.
После этого логопед задает вопросы:
— Что лежит под книгой?— Что лежит под линейкой?— Что лежит на листе?
Упражнение 4
Цель: уточнение значения предлогов в, из.
Содержание. Логопед ставит на стол коробку (мешок, сумку), берет любой из разложенных на столе мелких предметов и кладет его туда, поясняя действие: «Я кладу в коробку ластик». Учащиеся делают аналогичные действия с другими предметами. Затем записывают в тетрадь описание действия, после чего коробка закрывается крышкой.
Учащимся предлагается приоткрыть ее, взять любой предмет, опознать его и вынуть, после чего пояснить свои действия: «Я достал из коробки мяч».
Упражнение 5
Цель: уточнение значения предлогов в, около.
Содержание. Логопед вывешивает на доске пару картинок. На одной изображен дом, на другой около дома стоит мальчик. Логопед просит показать рисунок, прокомментировать так: «Саша вошел в дом». Затем учащийся должен выбрать из схем предлогов правильную. Послеэтого логопед читает предложения, а учащиеся поднимают соответствующую карточку со схемой предлога:
— Лена гуляет в саду. — Саша ждет маму около магазина.