История методов. Переводные методы. Прямой и натуральный методы Аудиовизуальный и аудиолингвальный методы. Метод Г.А. Китайгородской

История обучения иностранным языкам (ИЯ) насчитывает столетия (см. Я.А.Коменский (1592-1670)).

Метод обучения ‒ система целенаправленных действий учителя, организующая познавательную и практическую деятельность учащегося и обеспечивающая усвоение им содержания образования, а также достижения целей обучения.

В работах по истории методов обучения иностранным языкам выделяются следующие основные группы методов:

  • переводные (грамматико-переводной и лексико-переводной)
  • прямой и натуральный методы и их модификации
  • аудиовизуальный и аудиолингвальный методы

Переводной метод ‒ метод обучения иностранным языкам, при котором в основу обучения кладется прямой перевод явлений с одного языка на другой без учета особенностей различных языков.

Переводной метод:

  • грамматико-переводной
  • лексико-переводной

Прямой метод ‒ метод обучения иностранным языкам, при котором на первый план выдвигаются практические цели обучения, а именно устная речь и чтение (В.Фиетор (1882)).

Принципы прямого метода:

  • основа обучения‒ устная речь
  • исходная единица обучения‒ предложение
  • практическое (устное) усвоение грамматики
  • основной способ усвоения нового языка ‒ имитация

Натуральный метод ‒ метод обучения иностранным языкам, при котором основой обучения выступает теперь не перевод, а следование, подражание устному речевому образцу, его имитация и заучивание (М. Берлиц и Ф. Гуэн, конец 19-го века).

Аудиовизуальный и аудиолингвальный методы:

Аудиовизуальный метод ‒ метод обучения иностранным языкам, в основе которого лежит прямой метод (Р. Губерина и П. Риван.).

Принципы аудиовизуального метода:

  • одновременное подключения зрительного и слухового канала
  • приоритет устных видов речевой деятельности
  • погружение в языковую среду, искусственно создаваемое на уроке
  • отбор языкового материала в соответствии с тематикой и ситуациями

Аудиолингвальный метод ‒ метод обучения иностранным языкам, в основе которого лежит прямой метод (Ч.Фриз и Р.Ладо).

Принципы аудиолингвального метода:

  • бихевиористский подход к овладению языком
  • речевые умения как набор автоматизмов
  • овладение языком на основе освоения языковых структур в виде речевых образцов

Метод Г.А. Китайгородской:

Метод "активизации возможностей личности и коллектива" (Метод Китайгородской) ‒ метод обучения иностранным языкам, в основе которой лежит овладение иноязычным общением в его устной и письменной форме с социально-психологических позиций.

Принципы метода активизации возможностей личности и коллектива:

  • принцип личностного общения
  • принцип ролевой организации учебного материала и учебного процесса
  • принцип коллективного взаимодействия
  • принцип концентрированности в организации учебного материала и процесса
  • принцип полифункциональности упражнений

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: