Процедура обследования

Стребелева Е.А.

Методика обследования познавательного развития,

Диагностическое обучение, качественная и количественная

Оценка действий ребенка 6-7 лет

Задания для обследования детей 6-7 лет

Наименование задания
  Сложи (разрезная картинка «Клоун») Представления об окружающем (беседа) Представления о временах года Количественные представления и счет Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой») Дорисуй Расскажи (сюжетная картинка «В лесу») Звуковой анализ слова Продолжи ряд (письмо) Узнавание фигур (тест Бернштейна)

Процедура обследования

Прежде чем начинать беседу с ребенком, нужно дать ему время осмотреться в новой для него обстановке, ситуации. Лучше, чтобы родители находились рядом с ребенком, но были вне поля его зрения.

Разговаривать с ребенком надо доверительно, неофициально. В случае затруднений при выполнении задания и в ответе ребенка нужно приободрить, не проявлять недовольство ответом. Первое задание должно носить невербальный характер.

1. Сложи (разрезная картинка «Клоун»). Задание направлено на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установления сотрудничества с незнакомым взрослым в новой обстановке, выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

Оборудование: две картинки с изображением клоуна, одна из них разрезана на пять частей.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку части разрезной картинки, просит их рассмотреть и говорит: «Сложи картинку». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: взрослый показывает ребенку целую картинку и просит сделать такую же. Если ребенок снова не справляется с заданием, то взрослый начинает накладывать части разрезной картинки на целую – голову, затем руки. Далее ребенку предлагают завершить складывание клоуна. Только после этого его просят самостоятельно выполнить задание, ориентируясь на образец.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

2. Представления об окружающем (беседа). Задание направлено на выявление уровня ориентировки в окружающем мире, запаса знаний о себе и своей семье.

Рекомендуемые вопросы и задания: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? Назови сой домашний адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в нем этажей? На каком этаже ваша квартира? Расскажи о своей семье. Как твоя фамилия? Как зовут твоих родителей? Кто еще с вами живет? Хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что интересного будет в школе? В какой класс ты сразу поступишь?» При затруднении можно задавать уточняющие вопросы.

Оценка действий ребенка: умение отвечать на заданные вопросы; знания и представления о себе и своей семье; наличие представлений о школе; уровень сформированности положительного отношения к школе.

3. Представления о временах года. Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, их последовательности.

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждого времени года.

Проведение обследования: взрослый спрашивает у ребенка: «Как ты думаешь, какое сейчас время года?» Затем раскладывает сразу перед ним четыре картинки с изображением времен года и просит: «Найди картинку, где изображена зима (весна, лето, осень). Какое время года наступит после … (назвать время года)? Какое время года наступит потом? Какое время года будет после осени? Какое время года наступит после весны? В какое время года ты пойдешь в школу? Как называется первый осенний месяц?» В случае затруднения проводится обучение.

Обучение: взрослый помогает ребенку соотнести настоящее время года с изображением на картинке, а потом задает ему уточняющие вопросы: «Когда зима закончится какое время года наступит? В это время года ярко светит солнце, снег тает, появляется зеленая трава, почки на деревьях. Найди это время года на картинке. Сколько всего времен года?»

Оценка действий ребенка: уровень сформированности представлений о временах года; умение самостоятельно определять и объяснять последовательность времен года; обучаемость; соотнесение описаний времен года с их изображением на картинках.

4. Количественные представления и счет. Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о количестве, умения выполнять счетные операции в уме (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).

Оборудование: счетные палочки, экран.

Проведение обследования. Первый вариант: ребенку предлагают посчитать до десяти и обратно. Затем задают вопросы: «Какое число больше 5 или 6? Какое число меньше 6 или 7? Какое число стоит после 5? Какое число стоит между 3 и 5?» Если ребенок испытывает затруднения в этих заданиях, то обучение не проводится. Второй вариант: ребенку говорят: «Сейчас поиграем. Ты возьмешь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибавила или отняла. Скажи, сколько стало, осталось?» Сначала предлагают взять 6 палочек из пятнадцати, раскладывают их в ряд, просят ребенка пересчитать и запомнить их количество. Затем закрывают их экраном и отнимают две палочки. Затем открывают экран и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я отняла? Сколько там осталось?» Далее палочки кладут на место и закрывают экраном, предварительно попросив ребенка запомнить их количество. За экраном прибавляют две палочки, открывают его и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я прибавила?» и т.д.

Обучение: если ребенок затрудняется в определении количества палочек, то ему предлагают решить такого же рода задачу в пределах пяти, при затруднении – в пределах четырех. Если ребенок не решает задачи в пределах четырех, то ему предлагают выполнить счетные операции в пределах трех с открытым результатом.

Третий вариант: (решение устных задач) предлагается, если ребенок отвечает правильно в первых двух вариантах. Условия задач: «Во дворе гуляли 6 детей, из них 2 мальчика, а остальные – девочки. Сколько девочек гуляло во дворе?»; «На лужайке стоял пенек, а из-за пенька торчали 6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько зайчиков сидело за пеньком?» В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: ребенку предлагают воспользоваться палочками и решать задачи с опорой на них. Затем предлагают решить аналогичные задачи устно: «На лужайке сидели 6 зайчиков, 2 зайчика убежали. Сколько зайчиков осталось?»; «За забором стояли гуси. Были видны только шесть лапок. Сколько гусей за забором?»

Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее условий; умение выполнять счетные операции по представлению; умение решать устные задачи в пределах шести; обучаемость – умение переносить способы решения задач на аналогичные; результат.

5. Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»). Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет.

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением знакомой детям жизненной ситуации. На первой картинке – идет снег, дети одеты в зимнюю одежду, ловят снежинки; на второй – дети катают снежный ком; на третьей – мальчик катает маленький ком для головы, а двое ребят ставят один ком на другой; на четвертой – дети слепили снеговика, вместо шапки надевают на него ведро.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и говорят: «Подумай, как составить рассказ по этим картинкам». Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет: «Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание».

После выполнения задания (независимо от того, соблюдена ли правильная последовательность событий или нет) оценку действиям ребенка не дают, ему предлагают составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказывания ребенок может менять картинки местами.

Оценка результатов: понимание единого сюжета в этой серии картинок; учет временной и логической последовательности; способность передавать сюжет и последовательность событий в своем рассказе.

6. Дорисуй. Задание направлено на выявление уровня развития продуктивного воображения и графических навыков.

Оборудование: лист бумаги с изображением шести полукругов, фломастеры, цветные карандаши.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть полукруги и дорисовать их так, чтобы получилось шесть разных предметов.

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее условий; умение самостоятельно выполнить задание; анализ рисунков.

7. Расскажи (сюжетная картинка «В лесу»). Здание направлено на выявление уровня развития элементов логического мышления, умений воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке. Устанавливать причинно-следственные связи между изображенными объектами и явлениями.

Оборудование: сюжетная картинка.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку, затем составить по ней рассказ. В случае затруднений ему предлагают ответить на ряд последовательных вопросов: «Какое время года изображено на картинке? Куда пришли дети? Зачем дети пришли в лес? Кто пришел в лес с детьми? Что здесь произошло?» Уточняющие вопросы позволяют ребенку рассмотреть объекты и ситуацию, понять причинно-следственную зависимость.

Оценка результатов: принятие и понимание задания; умение самостоятельно понять сюжет и составить рассказ; способность устанавливать причинно-следственные зависимости; умение использовать помощь взрослого, результат.

8. Звуковой анализ слова. Задание направлено на выявление умения анализировать звуковой состав слова, определение уровня развития предпосылок к обучению грамоте.

Оборудование: счетные палочки.

Проведение обследования: взрослый говорит: «Я сейчас назову слово, а ты скажи сколько в нем звуков». Далее называет слово «дом», выясняет у ребенка количество звуков, просит назвать первый звук, третий, второй. Таким образом предлагает проанализировать следующие слова: кот, стол, мост, хвост и т.д.

Обучение: если ребенок не может проанализировать слово «дом», взрослый сам называет звуки по очереди и выкладывает соответствующее количество палочек. Затем вместе с ребенком проводится анализ слова «кот». В тех случаях, когда ребенок понял, как анализируется слово, ему можно предложить анализ других слов.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения – самостоятельно или после обучения; наличие интереса к заданию.

9. Продолжи ряд (письмо). Задание направлено на проверку уровня развития готовности ребенка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему.

Оборудование: ручка, лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на первой строчке палочки, на второй – палочки и крючочки, а на третьей – треугольники.

Проведение обследования: ребенка просят: «Продолжи строчку, как здесь».

Оценка действий: принятие и понимание задания; анализ образца; умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв; результат.

10. Узнавание фигур (тест Бернштейна). Задание направлено на проверку уровня развития памяти.

Оборудование: 2 таблицы с геометрическими фигурами.

Проведение обследования: ребенку предлагают таблицу с геометрическими фигурами, время показа 10 секунд. Ему говорят: «Запомни эти фигуры». После показа первой таблицы ребенку предъявляют другую, на которой фигуры-эталоны разбросаны среди множества разных фигур. Просят найти среди них те геометрические фигуры, которые он видел в первой таблице.

Оценка действий ребенка: очень высокий результат – 9 фигур узнаны верно, норма – 7-8 фигур, низкий результат – 6 фигур, очень низкий результат – меньше 6 фигур.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

Сложи.

1 балл – ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла – ребенок принимает задание, но складывает картинку, не ориентируясь на целостность изображения даже после показа образца.

3 балла – ребенок принимает и понимает условия задания; выполняет задание с помощью; ориентируется на образец – целую картинку; после обучения задание выполняет, пользуясь практическим примериванием.

4 балла – ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь различными типами ориентировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: