Это я называю Огонь Дзен, Ветер Дзен

7 февраля 1989 года

Наш любимый Мастер, монах Сомрю однажды мыл статую Будды. Подошел Якусан и спросил его: «Сейчас ты моешь это, а можешь вымыть то?» Сомрю ответил: «Пожалуйста, получите то и принесите его мне». Мастер ничего не сказал.

В другой раз, когда

Якусан сидел, к нему подошел монах

и спросил: «Ошо, вы сидите молча,

о чем вы думаете?»

Якусан ответил:

«Я думаю немыслимое».

Монах сказал:

«Как вы думаете немыслимое?»

Якусан ответил:

«Не думая».

Когда Якусан был близок к смерти,

он выкрикнул: «Зал падает! Зал nadaeml»

Монахи принесли разные вещи и

начали подпирать его.

Якусан вскинул свои руки и сказал:

«Никто из вас не понял,

что я имел в виду1

Вопрос первый:

Почему коммунизму нужна диктатура пролетариа­та? Почему не демократия?

При демократии вы не можете изменить статус-кво, вы не можете превратить разделенное на классы обще­ство в бесклассовое общество.

Диктатура пролетариата не является обычной дик­татурой Адольфа Гитлера или Бенито Муссолини. Это диктатура бедных, неимущих.

Если неимущие не имеют власти, то они не могут остановить эксплуатацию богатыми.

При демократии почти невозможно для бедных по­лучить власть по простой причине, заключающейся в том, что у богатых людей имеется достаточно денег, чтобы выиграть выборы, чтобы купить бедных, купить политиков. Для бедных при демократии невозможно обладать властью, а без власти отсутствует возможность изменения общества. Поэтому Карл Маркс предложил идею диктатуры пролетариата.

Карл Маркс не был человеком практики. Он был великий мыслитель, мечтатель, утопист; короче, он был звездочетом. Он провел всю свою жизнь в библиотеке Британского музея. До открытия музея он уже стоял под дверью, и с трудом сотрудники музея заставляли его покинуть зал, когда музей закрывался.

Это случалось много раз, когда он был так глубоко погружен в поиск причины, приводящей к бедности, и способов, как разрушить ее, просматривая различные источники, всю возможную литературу, которая могла бы дать какой-нибудь ключ, так что сотрудники музея вызывали «скорую помощь» из больницы, поскольку он падал в обморок за своим столом. Он был без созна­ния — без еды, без воды, только работа над утопичес­ким планом.

Коммунизм является его великим вкладом в циви­лизацию. Но это продукт разума мыслителя, мечтате­ля, а практическая жизнь в корне отличается от логи­ки. Его основная идея была в том, что вскоре бедные станут еще беднее, а богатые станут еще богаче (это кажется вполне логично), а средний класс исчезнет. Немногие поднимутся и станут богаче, а большинство разорится и станет бедным. Тогда общество полностью разделится на пролетариат — неимущих и буржуа — имущих...

Ясно, что буржуа не могут быть в большинстве, по­скольку существует огромная конкуренция; каждый богатый человек пытается стянуть вниз другого бога­того за ноги. Каждый пытается забраться по лестнице выше, чем другие. Так что те, кто достигает наивысшей точки обогащения, будут, ясно, в меньшинстве. Знаме­нитый труд Карла Маркса — «Манифест Коммунисти­ческой партии» — заканчивается строчкой: «Пролета­рии всех стран, соединяйтесь. Вам нечего терять, кроме своих цепей, а получите в свои руки весь мир, всю власть, все общество».

Таким вот образом работает логика, однако жизнь не согласна с этим. Маркс полностью забыл послед­ствия. Он думал, что первой страной, которая станет коммунистической, будет Америка, но Америка пре­красно живет и без этого. Вообще не рассматривается вопрос о превращении Америки в коммунистическую страну, если, конечно, ее не оккупируют и не заставят стать коммунистической. Исходя из своих внутренних источников, она не собирается стать коммунистичес­кой страной по одной простой причине: средний класс не исчез и не собирается исчезать.

Это Маркс упустил. Он думал, что немногие люди станут богаче, более честолюбивы, более конкурентнос-пособны, более эффективны. Другие разорятся и ста­нут беднее. Но он забыл о другой стороне монеты: что некоторые богачи обанкротятся и станут средним клас­сом, а некоторые бедняки начнут биться и сражаться и присоединятся к среднему классу, так что средний класс не исчезнет.

И средний класс выступает против любой револю­ции по простой причине: у них есть многое, что они могут потерять. При революции наступает хаос. И сред­ний класс не собирается делить свое добро с миллиона­ми бедных людей.

Маркс также полностью забыл (это показывает, что одних размышлений недостаточно, требуется практи­ческий, приземленный подход к тому, чтобы изменить общество), что даже бедняки могут оказаться не совсем неимущими. Американский бедняк может не иметь автомобиля «роллс-ройс», но у него есть «шевроле», есть дом, жена и дети. Его дети являются целью его жизни, он учит их, и они станут богаче. Даже бедный человек боится, что при дележе собственности он может поте­рять свое авто и свой дом. Пролетариат не превратился полностью в неимущих, а по этому он не готов к ка­кой-либо революции. Да, он готов получать как можно больше пособий для бедных, но не собирается участво­вать в революции.

В Америке самая бедная и самая малочисленная ком­мунистическая партия в мире, которая не имеет ника­кой власти.

Это случилось в Советском Союзе: после революции журналист спросил бедняка: «Ты действительно комму­нист?» Он ответил: «Да, я коммунист». Журналист спро­сил: «Если бы у тебя было два автомобиля, отдал бы ты один автомобиль соседу?» Он ответил: «Конечно».

«А если бы у тебя было две лошади, отдал бы ты одну своим соседям?» Он ответил: «Конечно».

«А если бы у тебя было две коровы, отдал бы ты одну корову своим бедным соседям?» Он ответил: «Да».

И наконец, журналист спросил: «А если ты имеешь двух куриц, собираешься ли ты отдать одну курицу сво­им соседям?» Он ответил: «Нет!» Журналист сказал: «Но это же абсолютно нелогично».

Человек ответил: «Это логично. У меня есть две ку­рицы — у меня нет двух автомобилей, у меня нет двух домов, у меня нет двух лошадей, двух коров. То, чего у меня нет, я могу отдать. Но две курицы я добыл, и я не собираюсь отдавать их!»

Когда вы имеете что-то, тогда и возникает проблема.

Так что, в соответствии с Марксом, никто в Амери­ке не является действительно неимущим; следователь­но, отсутствует возможность для коммунистической революции.

В России случилось чудо, поскольку она даже не была капиталистической страной. А это была идея Карла Мар­кса, что коммунистическая революция может произой­ти только в капиталистической стране, где бедные будут в большинстве, а богатые люди составят меньшинство. Бедные могут сбросить богатых очень легко, и речь не идет о большом насилии или каких-то беспорядках.

Россия даже не была капиталистической страной. Она была феодальной страной, значительно более от­сталой, чем капиталистическая страна. Там не было бед­ных, пролетариата и трудовых профсоюзов. И не было класса богатых людей; а всего лишь несколько чело­век — царь, немного аристократии.

Они не были владельцами фабрик, они были земле­владельцами, а на их земле трудились рабы.

О рабах заботился хозяин, поскольку, если раб недо­статочно силен, он не сможет обрабатывать землю. Раб не машина, поэтому ему следует давать хорошую еду, хорошую одежду... Так что рабы не относились к не­имущим; в действительности они радовались жизни. Аристократы должны были поддерживать их хорошее здоровье — здесь и медицинские пособия, и хорошая одежда, дома, просторные и чистые, поскольку, если эти рабы недостаточно физически сильны, они не смогут обрабатывать обширные земли, тысячи акров. Один аристократ имел многие гектары земли и тысячи ра­бов. Но это была совершенно иная ситуация.

Маркс никогда не думал о советской России. Он не думал, что Россия собирается стать коммунистической страной. Вот как теоретизирование терпит поражение. Жизнь идет своим собственным курсом: она не следует вашей логике, вашей философии.

В России произошла революция. Фактически это была не коммунистическая революция, поскольку это не была битва между неимущими и имущими.

Это случилось в Первую мировую войну. Царь не был хорошо подготовлен к войне с Германией. Да и коммунисты не были готовы сражаться в России — небольшая группа мыслителей, она не надеялась на то, что там произойдет революция. Даже капитализм еще не пришел, при котором возникают имущие и неиму­щие, так что до революции было далеко.

Даже Ленин, который должен был стать руководите­лем первой коммунистической страны в мире, находил­ся в Германии — поскольку в Германии император ос­лабил власть и отдал ее народу. Это был переход к демократии, и коммунистическая партия Германии была самой большой, так что там была вероятность прихода ее к власти. Ленин был там, чтобы направлять их.

Но вместо коммунистической партии (которая, если рассуждать логически, должна иметь успех), вклинился Адольф Гитлер. Он не был ни мыслителем, ни филосо­фом. Это был абсолютно фанатичный, безумный чело­век, а его нацистская партия началась всего с девятнад­цати солдат. Эти солдаты, как обнаружилось, были непригодны для службы в армии, не имели работы. Адольфа Гитлера самого выбросили из армии, посколь­ку он был психически неуравновешенным.

Эти девятнадцать парней собрались вместе в малень­кой гостинице и создали нацистскую партию Германии, избрав Адольфа Гитлера руководителем. Поскольку он был фанатиком, его выступления были очень эмоцио­нальны. А его стратегия была очень странной. Посколь­ку у него не было большого числа последователей, он придумал новую стратегию — абсурдную, но она сра­ботала.

Вся его стратегия не была направлена на вовлечение все большего числа людей, на увеличение членства в нацистской партии; он знал, что этого не произойдет. У него не было никакой философии для распространения, никакой программы на будущее — зачем им всту­пать в его партию? Тогда он начал мешать проведению коммунистических митингов. Эти девятнадцать чело­век (все они были солдатами) на собрании коммунис­тов садились в разных местах, и, когда коммунисти­ческий лидер начинал выступать, они устраивали потасовку — избивали тех, кто оказался рядом, без раз­бора. Всего лишь девятнадцать человек разгоняли ми­тинг десяти или двадцати тысяч человек. А когда про­исходит драка, вы не можете говорить. Сторонники Гитлера забрасывали камнями выступающего, издева­лись над аудиторией.

Со временем стало ясно, что безопасно только на митингах Адольфа Гитлера; и небезопасно — на дру­гих собраниях. Когда говорил Адольф Гитлер, ясное дело, эти девятнадцать молодцев стояли вокруг толпы, следя, чтобы не было неприятностей.

Люди ходили послушать Адольфа Гитлера только потому, что это был единственный безопасный митинг. Вы могли вернуться домой живыми! Вот как Адольф Гитлер пришел к власти — потому что он мешал прове­дению всех митингов коммунистов, а у них была самая большая партия и логически должна была иметь успех, но не смогла добиться успеха, поскольку не нашла под­ход к массам. Коммунистические лидеры объявляли митинг, но никто не приходил. По всей стране слушали только Адольфа Гитлера, и постепенно он стал собирать последователей, поскольку казался толке единственным спасителем. Все остальные лидеры покинули арену. И никто не знал его стратегию; это стало известно только тогда, когда Адольф Гитлер написал в своей автобиогра­фии о том, как он пришел к власти. Всего-навсего девят­надцать человек умудрились сделать всю работу.

Первым делом они разгоняли любые собрания. Если компартия вывешивала плакаты, эти девятнадцать мо-лодцев срывали их ночью. Утром люди видели только плакаты Адольфа Гитлера. И люди никогда не знали, что там были другие плакаты.

Очень странная стратегия, но Гитлер стал преемни­ком императора. Император был вынужден отказаться от монархии, поскольку в Первой мировой войне Гер­мания потерпела тяжелое поражение и всю вину за то, что он неспособен поднять народ на борьбу за свою страну, возложили на императора. Из-за поражения Германии в Первой мировой войне император должен был передать власть в руки демократии.

В то же самое время русская армия, дравшаяся с Гер­манией, была очень недовольна царем. У царя была очень слабая армия, абсолютно устаревшая. Отсутство­вало зимнее обмундирование, не хватало оружия, про­дуктов. Так что русские солдаты были так озлоблены, что повернули оружие против царя.

В этот момент Ленин вернулся из Германии в Рос­сию. Ленин был великим организатором; он немедлен­но вдохновил солдат и стал руководителем восстания против царя. Это было рождение Советского Союза — не из битвы между пролетариатом и буржуазией, а из битвы между царем и его собственной армией. Армия была озлоблена: «Нас бросили на войну, к которой мы не готовы. Нас убивали без надобности». И Ленин, про­воцируя, сплотил их.

Он был очень хорошим организатором. Он органи­зовал армию, и тут царь остался один. Девятнадцать членов царской семьи, даже шестимесячный ребенок, были убиты. Если его собственная армия против него, как он мог остаться у власти?

Ленин был хорошим организатором. Но если бы он остался у власти, коммунизм не был бы возможен. Он был человеком огромного сострадания и любви. Он был коммунист, исходя из сострадания и любви; он хотел, чтобы бедных не было на земле. Но когда власть идет в ваши руки, не всегда ясно, что с ней делать. Как унич­тожить бедность?

Мы видели это в Индии. Это очень сложная пробле­ма. После сорока двух лет свободы Индия сейчас в худ­шем положении, чем была при рабстве. Стало больше бедных людей, увеличилось население, и удвоилось чис­ло проблем. Цены подскочили в 20, 30, 50 раз, а зарпла­та осталась почти на том же уровне. Бедные стали зна­чительно беднее и находятся на грани вымирания от голода. Что же случилось? У этих великих революцио­неров, боровшихся против британской империи, не было программы.

Вся моя семья участвовала в борьбе за свободу. Моим дядькам это поломало жизнь; один из них был на после­днем курсе университета, его схватили и посадили в тюрь­му. А если человек побывал в тюрьме во времена Бри­танской империи, то ему более не разрешали учиться ни в университете, ни в колледже. Другой дядя, сдавший вступительные экзамены в университет, был арестован за участие в борьбе за свободу, и после освобождения он не мог продолжать обучение. Оба испортили свою карь­еру, и семья страдала невероятно.

Даже в моем детстве, я помню, бывало, спрашивал отца: «Я могу понять, что ты против Британской импе­рии. Это свобода от нее. Но что ты собираешься де­лать, когда получишь свободу — свободу для чего?

И он пожмет плечами и скажет мне: «Лидеры зна­ют». Но лидеры также не знали...

Представьте собаку, бегущую за машиной с лаем. Водитель останавливает машину, собака оглядывается вокруг в замешательстве: «Что же теперь делать?» — километры ненужного бега и лая. И это происходит со всеми революционерами. Километры лишений! Борь­ба, убийство, гибель, аресты, и когда они захватывают власть, они выглядят так же, как та собака: «Что же те­перь делать?»

Индия была в руках революционеров, но они ниче­го не могли сделать. Фактически революционер не яв­ляется достойной фигурой для осуществления власти. Но это очень серьезная проблема. Поскольку револю­ционер завоевывает свободу, естественно, он берет власть в свои руки. Но он же знает только, как органи­зовать восстание, но не знает, как консолидировать об­щество. Он ничего не знает об экономике, о финансах, о психологии людей.

Он может повести людей на борьбу, чтобы разру­шить империю, чтобы разрушить все виды рабства. Он хороший оратор, влиятельный; производит глубокое впечатление как личность, вдохновляет, но, когда он получает власть, он выглядит как та собака, в недоуме­нии: «А теперь кого вести на восстание?» Он у власти, но вся его жизнь была жизнью подготовки восстания.

Он никогда не изучал науку управления.

А в России случилось чудо. Ленин был главным ре­волюционером, но у него не было обаяния. Он был тайным организатором, но не был впечатляющей лич­ностью. У него был очень сильный комплекс непол­ноценности по странной причине. Его ноги были очень коротки по сравнению с туловищем. Его ноги никог­да не доставали до земли, когда он сидел на стуле, они лишь раскачивались. Это была причина его огромного комплекса неполноценности. Он мог организовать, руководить, выдать целые программы того, как осу­ществить мероприятия, но он не был обаятельным че­ловеком.

Его правой рукой был действительно вдохновенный философ, мыслитель, мечтатель и великий оратор — Троцкий. Так что Ленин скрытно организовывал народ, а Троцкий был великим революционным оратором, запоминающейся личностью, возбуждающей людей. Но он был только хороший оратор.

Харизматическая личность уже не нужна, когда вы захватили власть. Что вы собираетесь делать со своим обаянием? Нет толпы, нет речей, не нужно ораторское искусство...

Это было странное совпадение, что человек, который не был в центре революционного движения, Иосиф Сталин... Он был лишь генеральным секретарем партии, занимая незначительное положение. Сидя в своей ком­натке секретариата, он занимался бумагами, разной кор­респонденцией, письмами. Общественность не имела представления, кто такой Иосиф Сталин.

Сталин — это псевдоним. По-русски Сталин значит «стальной человек». Этот человек был абсолютным практиком. Он не обладал философским складом ума.

Он держал Ленина под воздействием яда, поскольку он был глава и потому, что после революции Ленин так и не смог взять власть в свои руки. Он болел в услови­ях постоянного отравления организма, медленного от­равления. Он страдал два года и умер. А за отравлени­ем скрывался Иосиф Сталин, он держал собственного доктора для ухода за Лениным. Жена Ленина, Крупс­кая, писала в своей автобиографии: «Я абсолютно уве­рена, что моего мужа отравили, поскольку он так и не сумел оправиться». В течение двух лет он был постоян­но слаб, и доктор лечил его, а лечение делало организм слабее и слабее. И Сталин был абсолютно непреклон­ным и не допускал других докторов.

Только с больным Лениным, Сталин становился все более могущественным. От имени Ленина, который находился почти в коме, он стал отдавать приказы на массовые убийства всех революционеров — Каменева, Зиновьева, Троцкого, всех революционеров, кто пришел во власть.

Троцкий был министром обороны. И как министр обороны, он имел полную власть над армией. Но Троц­кий был лишь революционер и не представлял, что де­лать с армией. Он бежал из России, но Сталин не лю­бил рисковать. Нанятый им убийца последовал за Троцким.

Троцкий жил в Мексике, прятался и писал биогра­фию Иосифа Сталина, чтобы объяснить миру, что этот человек убил всех революционеров и захватил всю власть. И когда он заканчивал биографию Сталина (а это огромная книга — около тысячи страниц очень подробного описания каждого убийства), его убили топором. Позади него стоял палач. Когда он закончил последний параграф, топор разрубил его голову на две части. Кровь залила последнюю страницу.

Это выглядит очень жестоко, бесчеловечно. Но это был Иосиф Сталин, который, будучи руководителем Советского государства, имел не только внешних, но и внутренних врагов в лице русской ортодоксальной цер­кви, интеллигенции, людей, не желающих расставаться со своей собственностью...

Как я говорил вам, человек, имеющий только двух куриц, не поделится — это все, что он имеет. Иосиф Сталин убил один миллион русских, и его жертвы не были богачами. Это были бедные люди, упрямые и не­преклонные. Без Сталина коммунизм не имел бы успе­ха — хотя успех пришел в результате насилия, убий­ства, резни. Сначала ему надо было покончить со всеми врагами внутри страны, а затем пришлось возводить «железный занавес» вокруг Советского Союза, посколь­ку весь мир был против него. Все капиталистические страны были против него, поскольку, если коммунизм победит в одной стране, он победит и в других странах. Лучше уничтожить его в самом начале, иначе комму­низм будет развиваться, набирать силу, и станет невоз­можно остановить его распространение.

Иосифу Сталину следует воздать должное за защиту Советского Союза и коммунизма. Но, конечно, ему при­шлось убивать, без судебного разбирательства, не теряя времени. Просто уничтожая людей сразу, лишь по по­дозрению...

Говорили, да и сейчас все еще говорят в любой ка­питалистической стране: «Вы не можете убить одного невинного человека, даже если вам придется отпустить девяносто девять преступников». Иосиф Сталин пере­вернул все это вверх ногами. Он сказал: «Вы не можете отпустить одного преступника, даже если вам придется убить девяносто девять невинных людей».

Так что это вопрос не о личностях, вопрос не о не­виновности, это вопрос о спасении коммунизма любой ценой.

Хотя он является «архитектором» Советского Союза, его преемники стали проклинать его за диктаторские методы — убийство, массовая резня. Но преемники не знают, что они не были бы преемниками, если бы Ста­лин не выполнил всю «грязную» работу за них.

Вы будете удивлены, узнав, что Сталина похоронили рядом с Лениным на Красной площади около Кремля, поскольку он был вторым человеком после Ленина, преемники Сталина отправили его тело на Кавказ, туда, где он родился.

Я могу понять преемников. Хрущев выступал с пер­вым докладом, когда он стал руководителем Советско­го Союза после Сталина. В своей одной из речей Хру­щев разоблачил Сталина и сказал: «Он был величайший убийца из известных человечеству».

Эти убийства не были вызваны его личным чувством обиды против каждого; он просто пытался спасти один из величайших экспериментов в истории человечества, и не было другого пути, чтобы выполнить это. Я знаю, что это зло, но не было альтернативы. Когда нет аль­тернативы, вы вынуждены выбирать зло.

Хрущев, обращаясь к Коммунистической партии, ска­зал: «Сталин был величайший убийца, и я намерен уда­лить его тело с Красной площади. Ему не следует отдавать какие-либо почести. И я намерен сжечь все его книги».

Один человек из задних рядов, сидя в темноте, ска­зал: «Вы проработали с ним всю свою жизнь. Почему вы не сказали этого прежде?»

Наступила полнейшая тишина. И тут Хрущев ска­зал: «Товарища, сказавшего это, прошу встать». Никто не встал. Хрущев сказал: «Теперь вы знаете, почему я молчал. Я не хотел быть убитым, так же как вы не хо­тите быть убитыми. Только встаньте, и вы исчезнете! Так что я свои мысли держал при себе; даже стены имели уши во времена Сталина».

Он организовал партию, коммунистическую партию для маленьких детей, где их тренировали шпионить за своими родителями. Все, что говорили родители дома, дети должны были сообщать в партию. Кроме того, под­ростки имели свой юношеский союз, и они также дол­жны были знать, что любая информация против ком­мунизма должна сообщаться немедленно. У женщин была своя коммунистическая партия, и их учили той же программе. О любом человеке, не имеет значения каком он может быть вашим супругом, но вы должны сообщить о нем. Это может быть ваша жена, и вы дол­жны сообщить. А раз сообщили, то в соответствующих органах никогда не спрашивали, достоверен ли донос, явился ли донос причиной убийства человека. Среди ночи сотрудники КГБ, русский эквивалент ЦРУ, посту­чат в дверь. Человек откроет дверь, и агент КГБ скажет ему: «Следуйте за мной» — и семья знала, что человек ушел и никогда не вернется.

Это была очень жестокая работа. Но вокруг Советс­кого Союза сидели грифы, все капиталистические стра­ны мира, готовые разрушить его. Сталин вынужден был давать как можно меньше продуктов народу, поскольку асе было сконцентрировано на создании как можно большего количества оружия и огромной армии, так как аратов было слишком много и вокруг. Люди могут есть один раз в день, люди могут иметь только два или три костюмы — нет необходимости иметь больше. Нам в первую очередь нужна армия; иначе мы погибнем.

Сталину удалось превратить Советский Союз из ма­ленького феодального государства в мировую державу, самую большую державу мира.

Теперь Горбачев выступает в качестве мечтателя, подобно Марксу, и не понимает практических потреб­ностей действительности. И вы будете удивлены, узнав, что вся американская машина пропаганды давит на мировые средства информации с целью сделать Горбачева великим героем. И восхвалять все его дела по сня­тию «железного занавеса», по сокращению вооружения, по уменьшению бюджета для армии — 40 процентов бюджета было сокращено сразу же, и каждый год он собирается сокращать его. Разработка ядерного оружия остановлена, в течение двух лет не произведено новых ядерных устройств. Американцы хотят превратить Гор­бачева в такую большую знаменитость, что делом его личного престижа станет уничтожить коммунизм, унич­тожить Советский Союз. Что бы ни случилось с Совет­ским Союзом, не имеет значения, главное — Горбачев становится великим человеком истории, который из­менил диктатуру на демократию.

Но раз это начинает происходить, коммунизм исчез­нет не только в Советском Союзе, но в каждом малень­ком коммунистическом районе на земном шаре, посколь­ку все они зависят от поддержки Советского Союза.

Вчера я говорил вам о том, что движение Харе Криш­на получило землю там. Сегодня я получил новость о том, что открывается центр Вивекананда, филиал мис­сии Рамакришна. Теперь это разрушит всю страну. Ста­лин убивал таких людей, ссылал их в Сибирь на выми­рание. Теперь эти люди возвращаются под флагом демократии. Мне представляется, что Советский Союз еще не готов открыть свои двери. Это американский заговор — восхвалять Горбачева через средства массо­вой информации. На самом деле они против него, а в средствах массовой информации говорят: «Он оказы­вает огромную услугу советскому народу. То, что сде­лал Сталин, он должен аннулировать. Отменить дикта­туру, сделать страну демократической, открыть все двери». Что центр Вивекананда делает в России? Что Рамакришна делает в России?

Рамакришна стал просветленным только в конце жиз­ни, и это также благодаря бродячему мистику — Тотапу-ри. Я рассказывал вам эту историю. Всю свою жизнь он страдал от эпилептических припадков. Вся его религия основана на идее «Богиня Мать»; эмоциональная религия молитвы. Приятный человек, он танцует перед Богиней Матерью, он поет песни и восхваляет Богиню Мать, но Богиня Мать более примитивна, чем Бог Отец!

Богиня Мать появилась до появления семьи. В то время вы были не уверены, кто же был ваш отец. Вы знали, кто ваша мать, поскольку мать рожала и мать воспитывала детей. Семья еще не появилась. Из всех людей подходящего возраста один должен быть отцом, но неизвестно кто именно.

Так что нет ничего удивительного в том, что слово «дядя» более древнее, чем слово «отец». Всех мужчин в возрасте вероятного отца называли дядями. Это была жизнь племени; мать была известна, мужчин называли дядями, кто-то анонимный должен быть отцом. А по­скольку не было семьи, мать не обязывали иметь толь­ко одного любящего партнера; даже она могла не знать, от кого же забеременела. Это был очень непостоянный мир, в котором партнеры непрерывно менялись, и там никого не называли отцом.

Так что Бог Отец — это недавняя выдумка. После того как образовалась семья и отец стал главой семьи, пришла идея Бога Отца в качестве фикции. До этого весь мир жил при матриархате; мать была наиболее важным явлением. Ясно мать возвели в богиню, кото­рая сотворила мир.

Рамакришне поклоняются в наиболее примитивной религии, и я не поддерживаю его до той поры, когда он встретил Тотапури — это было в самом конце.

Я встречал многих саньясинов миссии Рамакриш-на, монахов, хорошо известных всему миру, но они не упоминают последнюю фазу, когда Рамакришна при­нял Тотапури в качестве своего учителя. Они прячут этот факт, поскольку Рамакришна, принимая кого-либо в качестве мастера, чувствует себя униженным по отношению к этим людям. Тотапури помог Рамак-ришне стать просветленным, но это случилось только в последние дни его жизни. Они продолжают распро­странять эмоциональное поклонение Рамакришны Матери Богине.

А сегодня им предоставили землю для строительства огромного центра, центра Вивекананда, филиала мис­сии Рамакришна. Что они будут делать? Они будут учить поклонению очень примитивного рода.

Как я говорил вам, что бы Горбачев ни делал, выгля­дит это хорошо, но может иметь обратный результат. Может разрушить весь эксперимент. Диктатура была абсолютно необходима, поскольку было очень много врагов вокруг. Вы прекрасно знаете, как была разруше­на наша община в Америке, у нас не было армии для борьбы, и мы представляли собой лишь маленький рай­он с огромной державой вокруг нас. Насильно, неза­конно, вопреки собственной конституции, они уничто­жили общину.

Аналогичной была ситуация у Советского Союза после революции. Он был в окружении враждебного мира и все хотели разрушить его. Разумная и рациональ­ная политика Иосифа Сталина защитила Советский Союз. Сталин покончил со всеми монахами, всеми хри­стианами и священниками. А русская ортодоксальная церковь является одной из наиболее ортодоксальных церквей в мире — раньше была, и теперь, возможно, будет. Он заставил монахов работать в полях. Это воз­можно только при диктатуре. При демократии это невозможно, а если вы творите такое при демократии, тогда ваша демократия лишь сплошное лицемерие.

По крайней мере Иосиф Сталин был абсолютно че­стен: он называл это диктатурой. И он пояснял: «Я не хочу терять время. Любое подозрение, что вы против коммунизма, — и вы будете уничтожены». Он превра­тил все церкви в школы, госпитали, университеты и заставил монахов работать в полях, во фруктовых са­дах, поскольку «у вас не будет еды, если вы не работа­ете. Поклонение — ваше частное дело, после работы. Общество кормит вас, вы должны работать. Ночью вы можете молиться и делать, что пожелаете, это ваше частное время». Сталин полностью разрушил органи­зованные религии евреев, христиан, мусульман. Для нас это выглядит плохо, но у меня более обширная кар­тина. Я против диктатуры, но для временного интер­вала, когда общество переходит от капитализма к ком­мунизму, диктатура является одной из необходимых ступеней.

И Маркс думал аналогичным образом, что диктату­ра будет только временным процессом. Раз общество станет бесклассовым, то отпадет необходимость в дик­татуре, в государстве. Он был за то, чтобы не было клас­сов, правительства, бюрократии. Это будет окончатель­ным расцветом.

Но как я говорил вам, он был мыслителем, а не прак­тиком. Он не видел того, что одна страна может стать коммунистической, может стать бесклассовой, но все другие страны вокруг нее остаются капиталистически­ми. Вы не можете отменить государство, вы не можете отменить диктатуру; иначе все окружающие страны ворвутся в нее. Все предрассудки, выброшенные вами, вернутся обратно с огромным напором. И они надви­гаются...

Горбачев кажется симпатичным человеком, имеет очень глубокое уважение к демократии, но он не по­нимает того, что во имя демократии Америка устраи­вает заговор и раздувает его персональное эго, превра­щая его в великого лидера, и великого миротворца. Если все это вскружит ему голову, это приведет к ги­бели коммунизма и будет огромной потерей для че­ловечества.

Вопрос второй:

Почему государство не исчезло после семидесяти лет?

Поскольку мир все еще не коммунистический. Если весь мир не является коммунистическим, государство не может отмереть и диктатура не может исчезнуть. Вам следует подождать.

Идея Маркса была такова — раз весь мир стал капи­талистическим, то вскоре он развернется к коммуниз­му. Эта идея не сработала. Капиталистические страны остались капиталистическими, а две огромные страны... Советский Союз, где не было капитализма, стал первой коммунистической страной. И вторая большая страна, Китай, которая также не была капиталистической, ста­ла второй огромной коммунистической страной.

А Маркс не рассматривал влияние личного эго. Он не изучал психологию, он был только студент по эко­номике. Но в группе людей вы должны понимать все происходящее через психику человека. Деньги могут быть одинаковыми, но в руке скряги и в руке плейбоя, бизнесмена, голодного человека они имеют разное зна­чение.

Так что ценность определяется согласно психологии и личности человека. А Маркс не принимал в расчет целостную личность человека.

Я интересовался проблемой индивидуальности чело­века: его телом, его разумом, его вне-разумому его смер­тным существованием и его бессмертным существова­нием.

Маркс был чистым экономистом. Он забыл две вещи: первое — это люди, которые будут у власти. Власть раз­вращает. Люди, имеющие власть, не собираются отда­вать власть так легко, как об этом думал Маркс. «Когда общество станет бесклассовым, государство исчезнет», но это не так просто. Те, кто у власти, не собираются отдавать свою власть. Маркс не принимал в расчет пси­хологию.

Он думал, что, когда две страны станут коммунис­тическими, они уберут свои границы. Он совершенно не учитывал персональное эго. Например, Китай выс­тупает против Советского Союза. Причина совершен­но тривиальна. Коммунизм рассматривает Маркса ос­нователем, а Энгельса вторым основателем — оба были вместе. Сам Энгельс был капиталистом, владельцем многих фабрик. Благодаря Энгельсу Маркс мог жить не работая, лишь изучая, изучая, обнаруживая причи­ны и находя ключи. Это было возможно благодаря финансовой поддержке Энгельса; иначе Маркс и не написал бы «Капитал» и «Манифест Коммунистичес­кой партии».

Так что Энгельс занимает второе место в ряду осно­вателей. У Ленина третье место. Сталин надеялся, что, когда он умрет, он будет на четвертом месте, и конечно, он заслуживает этого. Со всеми его ошибками, со всем его насилием он защитил великий эксперимент. В конце концов человек умирает; и нечего из-за этого поднимать так много шума.

Мао Цзэдуна, приведшего Китай к коммунизму, Ста­лин поддерживал в течение тридцати лет — поскольку революция продолжалась тридцать лет; это была самая большая и длительная революция в мировой истории. Чан Кайши, диктатор Китая, был очень властным че­ловеком. Полагали, что он, один из пяти самых могу­щественных людей планеты. А Китай такая огромная страна. Борьба шла за каждый дюйм. Сталин полнос­тью поддерживал эту борьбу: оружием, армией, обуче­нием китайских солдат — поскольку у них общая гра­ница. В течение тридцати лет Сталин поддерживал Мао финансово и иными способами как только мог.

А когда Мао Цзэдун пришел к власти и Чан Кайши отступил на свой маленький остров Тайвань, который он считал своей личной собственностью, Мао хотел быть пятым номером в иерархии. Он хотел видеть свое имя после Сталина; это было столкновение интересов. Ком­мунистическая партия Советского Союза не желала это­го, поскольку Мао не внес ничего нового, ничего ориги­нального в коммунизм. И фактически Советский Союз поддерживал его и привел к власти. Сам он не пользовал­ся успехом, так что его нельзя было поместить пятым в иерархии. Это было столкновение, личный конфликт. Карл Маркс никогда не думал, что личные конфликты, эго, могут развести две коммунистические страны, исповеду­ющие одну идею. Не только отдалить, но и сделать враж­дебными. В настоящее время Китай движется ближе и ближе к Америке, поскольку Китай боится: Советский Союз значительно могущественнее; если Америка не поддержит Китай, существует опасность. А Америка привет­ствует то, что огромная коммунистическая страна идет на сближение. Китай также открывает свои двери, посколь­ку люди, обученные Сталиным, умерли.

За сорок лет в Индии ничего не случилось. Китай стал коммунистической страной в 1951 году, через четыре года после завоевания Индией независимости. Через десять лет, к 1961 году, Китай стал мировой державой. Благода­ря сталинским тренировкам и следованию его стратегии Китай поднялся до статуса мировой державы.

Теперь Америка хочет, чтобы Китай открыл свои двери. Это приведет к закату китайского коммунизма. А мировая пресса восхваляет Горбачева слишком мно­го, раздувая его эго, превращая его личность в образ великого героя. В этом таится огромнейшая опасность для советского коммунизма.

Верно, что Маркс высказал идею о том, что государ­ство исчезнет. Мне нравится эта идея, поскольку я сам анархист. Я не хочу никакого правительства в мире, но мое нежелание ничего не изменит. Государство будет необходимо до тех пор, пока не исчезнут все преступ­ления. Так что когда Маркс говорит, что государство исчезнет окончательно, не думайте, что «окончательно» наступит скоро.

Анархизм — самая прекрасная идея. И если из ком­мунизма может вырасти анархизм — что непрактично, поскольку люди во власти нелегко будут расставаться с властью, — и две коммунистические страны, как думал Маркс, сольются в одну... Но этого не случилось. Юго­славия под руководством Тито оставалась изолирован­ной страной, поскольку Тито сам хотел быть в иерар­хии. Лишь персональное эго, о котором Маркс не размышлял; он не был психоаналитиком.

Горбачев полностью забыл великую борьбу, массо­вые убийства, после которых коммунизм так или иначе выжил. Они удалили имя Сталина из иерархии. Теперь там только три имени — Маркс, Энгельс и Ленин. Воз­можно, Горбачев думает, что он будет четвертым. Но наиболее вероятно, что с его именем будет связан ко­нец коммунизма в Советском Союзе.

Если он не проснется быстро и не закроет двери пе­ред всякого рода врагами, которые вторгаются быстро и настойчиво, то его имя будет символизировать конец поразительно красивой идеи. И человечество никогда его не простит.

Сейчас он стал чрезвычайно могущественным. Пре­зидент в Советском Союзе есть номинальная фигура, реальная власть в руках премьер-министра. А за пре­мьер-министром основная руководящая власть была у генерального секретаря Коммунистической партии и центральной группы Компартии, политбюро. Все рес­публики имели своего представителя в политбюро — руководящем органе. А генеральный секретарь был гла­ва руководящего органа. Сталин многие годы был ге­неральным секретарем и премьер-министром, так что в его руках была вся власть.

Аналогично поступил Горбачев. Он изменил Консти­туцию Советского Союза под американскую — возмож­но, он чувствовал, встречая президента Рональда Рей­гана, что он всего лишь премьер-министр... Теперь он президент Советского Союза. Премьер-министр боль­ше не властен — это номинальный пост, лишь резино­вая печать. Президент имеет всю власть. И он изменил весь состав политбюро, введя туда своих людей. Кроме того, он по-прежнему генеральный секретарь Комму­нистической партии.

Третья властная структура — КГБ. Советская цент­ральная разведка обладает огромной властью, большей властью, чем любая другая разведка в мире. Горбачев сменил руководителя КГБ и поставил на его место сво­его человека. Так что теперь все в его руках — сам он и президент, и генеральный секретарь компартии, а в КГБ — его человек. Фактически у него больше власти, чем у кого-либо на Земле. Если он использует ее верно, создавая более процветающий коммунизм, создавая более творческий коммунизм, более духовный, более научный, то он будет великим благословением не толь­ко для Советского Союза, но и всего мира.

Но он может пойти неверным путем. И когда один человек обладает всей полнотой власти и делает невер­ный шаг, это самоубийство. Вполне возможно для Гор­бачева пойти в ту или другую сторону. Я бы хотел, что­бы он ясно понял, что нам нужен Советский Союз как оплот коммунизма в мире, поскольку рано или поздно весь мир должен повернуться к коммунизму. Комму­низм должен стать базой, так как это материалистичес­кая философия и на этой базе можно возвести храм духовности.

Однако этот храм не будет построен ортодоксаль­ными христианами, или людьми Харе Кришна, или сви­детелями Иеговы, или миссией Рамакришна. Эти рели­гии принадлежат к веку воловьих повозок.

Они не помогут коммунизму, поскольку это совре­менное явление. Ему не следует откатываться назад. Тре­буется ориентация на будущее, а не на прошлое. Что возможно при открытии дверей по Горбачеву — все ориентированные на прошлое люди ворвутся в страну и разрушат ее. Он должен четко себе представлять, что необходимо открыть двери, но открыть двери людям, ориентированным на будущее. Открывайте двери не для организованных религий, не для миссий и миссионе­ров — они могут быть христиане или индуисты, не имеет значения, — открывайте двери для отдельных пробужденных людей, кто не создаст каких-либо орга­низованных препятствий для строительства комму­низма.

Любая религия будет против коммунизма — Горба­чев не понимает этого. Индуизм против коммунизма. А что собирается делать центр Вивекананда в России? Учить людей тому, что бедность ничего не имеет об­щего с капиталистами, что вся ваша революция невер­на, что вы страдаете от ваших карм прошлых жизней, от плохих и злых дел и вы чрезвычайно несправедливы к капиталистическим людям, которые радуются своим хорошим кармам прошлых жизней, хорошим делам? Это философия индуизма. В это верит Рамакришна, и в это верит Вивекананда.

А что христианство собирается сказать им? Не нару­шайте ничего, пусть мир будет таким, каким его создал Бог. Бог нигде не упоминал идею революции вообще, ни в одной из книг Священного Писания.

Он написал так много книг! Бог — великий ученый; он пишет четыре Веды индуистов, Коран мусульман, и Библию христиан. Бог кажется великим ученым, но очень противоречивым, поскольку все эти священные писания противоречат друг другу. И эти религии вновь введут Бога в Советский Союз — он был удален Иоси­фом Сталиным, выдворен из ворот Советского Союза аналогично тому, как Бог выставил Адама и Еву из во­рот рая.

Советский Союз находится в очень уязвимом состо­янии, поскольку все старые люди, видевшие революцию и участвовавшие в ней, умерли. Новое поколение ниче­го о ней не знает.

Горбачев не осознает всего прошлого страны, и он возвращает прежних врагов. Они разрушат все обще­ство. В течение семидесяти лет новое поколение, по­явившееся после революции, учили: «Бога нет, нет ада, нет рая. Нет будущей жизни, нет прошлой жизни — это все». Люди чувствуют огромную пустоту внутри себя, и это является красным сигналом опасности. Поскольку они чувствуют пустоту, что все хорошо во внешнем мире, а внутри ничего нет, эти люди устремятся и за­полнят свой внутренний мир верованиями — «Шримад Бхагавадгитой», Кораном, Библией, Ведами — и разру­шат огромную возможность для медитации. Никто из этих людей не медитирует.

Откройте двери ученым, мистикам, медитирующим, поэтам, художникам, инженерам, докторам, психоана­литикам. Но не открывайте дверь ортодоксальным, фанатическим, организованным религиям. Не откры­вайте дверь капиталистам и их агентам. Иначе вы ис­портите нечто дорогое, о чем все утописты, все люди с картинками о будущем, мечтали столетиями.

В «Ригведа», старейшей книге в мире, имеется выра­жение васудхайва кутумбакам — «эта вся земля долж­на стать одной семьей». Девяносто тысяч лет тому на­зад какой-то прорицатель, какой-то мистик думал о всей этой земле, превращающейся в одну семью. Это был старый язык коммунизма: весь мир становится одной общиной.

Как превратить весь мир в общины, которые под­держат все коммунистические революции?.. Я могу организовать в Советском Союзе вторую революцию. Первая революция была материальной; вторая революция будет духовной. Только тогда советские люди смо­гут справиться со всякого рода идиотами. В данный момент эти идиоты уничтожат их целомудрие. Затем они превратят их в существа, которых слишком много в целом мире.

Великая страна — одна из крупнейших стран в мире, занимает одну шестую часть всей земли. Это будет ог­ромная потеря. Коммунизм должен быть спасен и трансформирован в великую духовную революцию. Горбачев может сделать это — у него есть вся власть. И только когда все человечество медитирует, государство отмирает.

Когда все человечество станет одной семьей, отпа­дет необходимость в ком-то руководящем. Когда все человечество станет разумным, освободится от всех страданий и будет счастливо, тогда государство пере­станет функционировать. Властолюбивые будут чув­ствовать себя абсолютно старомодными, старой шля­пой. Они исчезнут, поскольку их функция больше не нужна.

Когда отсутствуют преступники в судах, то какова же функция судов? Когда нет больше проституции (а это возможно только при отмене брака), нужны ли от­делы регистрации браков и лицензии для проституток?

Все очень четко, если у вас ясность в голове, которая приходит только тогда, когда вы выходите за границы разума. Чем выше вы идете, тем лучше открывается перспектива общей ситуации человечества.

Сам Горбачев, прежде чем он сделает что-либо про­тив коммунизма, нуждается в большой тренировке по медитации. И после этого, что бы он ни сделал, все бу­дет правильно. Я вижу, что это человек разумный, с хорошими намерениями для человечества, миротворец, но у него нет глубины медитации. Это все ценности поверхностного разума, которые не идут достаточно глубоко. Они доступны только на глубину кожи — по­скоблите слегка и все ценности исчезнут.

Медитация вызывает трансформацию изнутри. Это не является навязыванием морали и заповедей извне. Толь­ко то, что расцветет в вас, подобно лотосу, имеет основ­ное значение. Исходя из появившегося сознания, вы не можете творить зло. Каждое ваше действие будет спон­танным; оно будет исходить из глубочайшей вашей сути, а глубочайшая суть не может причинить вреда.

Тогда-то государство и отомрет. Тогда-то миру бу­дут не нужны ни иерархия, ни бюрократия, ни прези­денты, ни премьер-министры, ни КГБ, ни ЦРУ.

Каждая личность должна сделать вклад в эту окон­чательную утопию, и я готовлю вас к этой окончатель­ной стадии, когда государство, полиция, вооружение бесполезны, когда глупо иметь армии, когда мы все можем работать, творить, любить, радоваться вместе.

Это самое настоящее состояние будды — рай лото­сов. Но это произойдет только тогда — не по Марксу, а согласно мне, — когда весь мир будет представлен буд­дами. Другого пути нет. Это не экономическая и не со­циальная революция. Это духовная революция, восста­ние человека в человеке. Каждое сердце расцветет.

Когда расцветут миллионы сердец, произойдет цеп­ная реакция. Подобно тому как одна горящая свеча может зажечь тысячу свечей — лишь поднеси горящую свечу достаточно близко, и неожиданно пламя переска­кивает на не горевшую до этого свечу. Горящая свеча ничего не теряет, а зажженная свеча получила все. Вся жизнь в пламени огня.

Это я называю Огонь Дзен, Ветер Дзен.

Если весь мир не пройдет через Огонь Дзен и не ста­нет чистым золотом, если весь мир не станет Ветром Дзен, проходящим через каждое сердце, соединяя каж­дое сердце с всемирным сердцебиением — эта утопия не сбудется.

Но я надеюсь, я абсолютно уверен, что судьба каж­дого человека заключается в том, чтобы стать буддой. Произойдет ли это сегодня, или завтра, или послезавт­ра — не имеет значения. В неделе только семь дней. Это произойдет в понедельник, вторник, среду, может быть, в четверг, пятницу, субботу, воскресенье — в какой-то день это произойдет, я абсолютно уверен.

Поскольку я понимаю природу человека. Она не может быть удовлетворена этим несчастным, безобраз­ным и жестоким миром. Она может быть удовлетворе­на только тогда, когда она находит свой основной ис­точник блаженства, вечный источник жизни.

И для этого существует медитация как научная ме­тодология.

Сутра:

Наш любимый мастер,

Монах Сомпю однажды мыл статую Будды. Якусан подошел и спросил его: «Сейчас ты моешь это, а можешь ли вымыть то?»

Что имел в виду Якусан? Монах моет статую буд­ды — Якусан называет статую «это», и он называет живого будду «то». «Ты лишь моешь каменную ста­тую — это хорошо, но можешь ли ты вымыть то, жи­вого будду, который внутри тебя?»

Монах Сомпю однажды мыл статую Будды. Якусан подошел и спросил его: «Сейчас ты моешь это, а можешь ли вымыть то?» Он указывает на спрятанного глубоко внутри будду, живого будду: «Можешь ли вымыть то?» Я называю это «медитацией моющей».

Люди во всем мире обвиняют меня в том, что я про­мываю мозги людям. Я промываю нечто более глубо­кое — о мозгах я совершенно не волнуюсь. Я выбрасы­ваю мозги за дверь! Я промываю будду внутри, который был покрыт пылью столетий. Требуется химчистка, и я совершаю химчистку. Так что когда кто-нибудь скажет вам (а имеются миллионы людей в мире, кто скажет это), что я промываю мозги, то ответьте ему: «Наш мастер делает необычные вещи.

Конечно, он осуществляет сухую промывку, но не разума. Он проводит химчистку древнего будды, веч­ного будды, покрытого пылью и всяким хламом». Не чувствуйте себя обиженными. Лучше поверните вопрос против них.

В настоящее время появилась на Западе новая про­фессия — депрограммист. Одна из моих саньясин вер­нулась из Канады. Родители звонили ей с большой лю­бовью, говоря: «Приезжай навести нас, поскольку мы не видели тебя так давно». И когда саньясин приехала туда, родители пригласили двух депрограммистов, и они начали агитировать ее против меня и указывать на то, что я промыл ей мозги. «Ты живешь в трансе, в гипнозе, и мы здесь хотим вытащить тебя из транса». Но реальность такова, что это они промывают ваши мозги!

Только христиане делают такие грязные дела: они промывают вам мозги и силой заставляют вас вернуть­ся к старой программе.

Они называют себя «депрограммисты». Они исполь­зуют неверное слово для себя; они РЕпрограммисты. То, что было выброшено из медитации, они вдалбливают в вашу голову. Многие из вас столкнутся с этим, когда вы вернетесь домой. Известно, что родители даже по­хищали своих детей и удерживали их физически вза­перти в домах с депрограммистами, которые непрерыв­но обрабатывали их. И на определенной стадии вы становитесь очень слабыми. Если вам не дают спать три дня, то на четвертый день вы становитесь очень уязви­мыми. Если кто-то скажет: «Бог есть» — у вас не будет достаточно сил сказать «нет». Бог рождается из слабос­ти, из страха, из опасения, и они сотворили весь этот страх, и опасность, и слабость и теперь говорят: «Бог есть. Если вы помолитесь, все будет в порядке». Эти люди являются репрограммистами. Что касается меня, то у меня нет интереса к вашему разуму или к вашему мозгу. Мой интерес значительно более отдаленный. Это состояние вне-разума. Моя задача состоит в том, что­бы очистить пространство вне-разума.

Те депрограммисты, или репрограммисты, даже не слышали о состоянии вне-разума. Они являются обыч­ными психоаналитиками, ставшими депрограммистами.

Но они могут причинить вам вред, если вы послу­шаете их, это я должен сказать вам, поскольку я полу­чил письмо от канадского саньясина. Она пишет: «Меня очень грубо обработали. Меня все еще трясет. Всю ста­рую чушь, что нами была отброшена, они вновь вогна­ли r мою память». Так что если вы столкнетесь с лю­бым депрограммистом, помните это. До того как они депрограммируют вас, вы должны депрограммировать их! Никогда не отвечайте на их вопросы. Когда они спрашивают вас, отвечайте другим вопросом. Если они спрашивают вас: «Бог существует?» — вы спросите их: «Имеете ли вы какое-нибудь доказательство? Дайте мне это доказательство. Я хочу иметь абсолютное доказательство Бога. А если вы не можете доказать его суще­ствование, то не говорите чепухи. Бывали ли вы в аду? И как вы вернулись? Вы что-нибудь знаете про ад?» Если они ответят «нет», тогда спросите их: «Знаете ли вы что-нибудь про рай? Видели ли вы Сократа в раю? Видели ли вы Гаутаму Будду в раю?»

Рассказывал ли я вам историю про Эдмунда Бурке? Он дружил с архиепископом Англии. Эдмунд Бурке был великим оратором, и архиепископ, бывало, приходил послушать его лекции. Они были великолепны, но ар­хиепископ был озадачен тем, что, хотя он читал пропо­веди каждое воскресенье, Эдмунд Бурке никогда не приходил. По крайней мере из вежливости он должен был прийти хоть раз.

Наконец, видя, что Бурке не собирается приходить, архиепископ пригласил его. Он сказал: «Я прихожу на все твои лекции. В это воскресенье я готовлю пропо­ведь специально для тебя; тебе следует прийти в цер­ковь».

Эдмунд Бурке сказал: «Вы бы сказали раньше, и я

бы пришел».

Он пошел...

Архиепископ Англии является наивысшим иерархом английской церкви, соответствующим папе. Он гото­вился очень тщательно; обычно христианские пропо­ведники не готовятся. У них имеется четыре или пять готовых проповедей.

Я знал одного христианского монаха. Мы подружи­лись. Я спросил его: «Сколько у тебя проповедей?»

Он ответил: «Как ты узнал?» У меня есть три пропо­веди. Одна — на десять минут, одна — на двадцать минут, одна — на сорок минут, в зависимости от обстоятельств. И я никогда не задерживаюсь в городе более трех дней, так что я всегда оригинален!»

Ожидали прихода Эдмунда Бурке, так что архиепис­коп готовился тщательно, использовал словари, энцик­лопедии, теологические книги и библейские исследова­ния, и он действительно прочитал очень эрудированную проповедь. Но он был удивлен. Эдмунд Бурке сидел напротив и никак не реагировал. Он сидел неподвиж­но, как статуя.

Когда проповедь закончилась, они вышли вместе. Архиепископ не мог набраться смелости, чтобы спро­сить его: «Ну как?» Но наконец он решился: «По край­ней мере одну вещь вы должны сказать: понравилась ли вам проповедь или нет?»

Он ответил: «Не в этом дело. А суть в следующем: вы говорили о том, что те, кто верит в Иисуса Христа, Бога и Святого Духа, и те, кто следует всем христианс­ким добродетелям и не грешит, отправятся в рай. По­мните, вы говорили это?»

Архиепископ сказал: «Прекрасно помню — я имен­но так и сказал».

«Видите ли вы какое-либо противоречие в этом?»

Архиепископ ответил: «Я не вижу никакого проти­воречия в сказанном».

Эдмунд Бурке сказал: «Я вижу противоречие и хочу услышать ваш ответ. Мой вопрос состоит в следующем: если человек верит в Иисуса и его непорочное зачатие, в Святого Духа, Бога, во все чудеса, воскресение Хрис­та, но не выполняет то, что вы называете «добродетель», и грешит, что произойдет в этом случае? Если человек не верит в Бога, не верит в Святого Духа, не верит в Иисуса Христа, но следует всем добродетелям и не гре­шит, что произойдет в этом случае?»

Архиепископ растерялся. Вопрос был чрезвычайно сложным. Он сказал: «Вы должны дать мне по крайней мере неделю на размышление».

Эдмунд Бурке сказал: «Я приду опять в следующее воскресенье — готовьтесь».

В течение семи суток, день и ночь, архиепископ не мог спать. Как ни пытался, он не мог ответить на этот вопрос. Если он говорит, что человек, который грешит и не следует добродетелям, но верит в Иисуса Христа, Святого Духа и Бога, идет в рай, это выглядело невер­ным. Человек же грешник!

Если он говорит, что человек, который следует добро­детелям и не грешит, но не верит в Бога или Иисуса Христа или Святого Духа, идет в рай, то это значит, что вера в Бога, Святого Духа и Христа является полной чепухой. Таким образом, он попался, как пишут в ло­гике, на рога. С двух сторон — если вы следуете этим путем, то этот рог, если вы идете тем путем, то тот рог. Эту ситуацию называют «рога дилеммы».

Прошло семь дней, но никакого ответа не было най­дено. Пораньше он отправился в церковь, чтобы помо­литься Христу до появления людей и Эдмунда Бурке. Но поскольку он не спал в течение семи дней, то, пока молился, он уснул. И поскольку все семь дней он думал, как можно разрешить проблему, то во сне он увидел быстро бегущий поезд и себя в этом поезде. Он поин­тересовался: «Куда идет этот поезд?»

Ему ответили: «Он идет в рай».

Он сказал: «Это хорошо!» Про себя же подумал: «Это хорошо. Мне удастся лично посмотреть. Поскольку Буд­да никогда не верил в Бога, никогда ни во что не верил, Сократ никогда не верил в Бога, никогда не верил в рай, никогда не верил в ад. Если я найду этих людей в раю, ответ будет таков: верите ли вы в Бога или нет, не в этом вопрос. Если же я не найду этих людей в раю, это значит, что, даже если вы следуете добродетелям и вы не греши­те, тем не менее вы отправитесь в ад».

Но если он найдет этих людей в раю, это значит, что верование в Бога или Христа не имеет значения; все,что вам следует делать, это быть добродетельным и не гре­шить. Он был чрезвычайно счастлив.

Но когда поезд остановился в раю, он не мог пове­рить своим глазам. Все выглядело так уныло и мрач­но, значительно мрачнее, чем Англия, и он увидел свя­тых — таких безобразных и усохших, просто скелеты передвигались тут и там вокруг станции. Даже вывес­ка на станции, на которой указано «Рай», выцвела за миллионы лет.

Он спросил начальника станции: «Вы слышали что-нибудь о Сократе, Гаутаме Будде, Лао Цзы, Бодхидхар-ме? Они здесь?»

Начальник станции ответил: «Никогда не слышал. Никто с такими именами не появлялся здесь. Но вы можете прогуляться вокруг, посмотреть; имеется всего несколько святых, играющих на своих арфах «Аллилуя, Аллилуя» — никакой другой работы. Всем скучно».

Так, он отправился осмотреться... Никто не работал, поскольку в раю вам не требуется пища. Все были так печальны, поскольку в раю вы не можете иметь какие-либо развлечения. Никаких вечеринок или выходов куда-нибудь — никаких ресторанов, нет даже Зорбы Будды! Все было так уныло и грязно, с отвратительным запахом. Он поспешил обратно на станцию и спросил там: «Имеется ли поезд непосредственно в ад отсюда?»

Начальник станции ответил: «Поезд сейчас отправ­ляется, входите».

Так он отправился в ад и был удивлен — пышная зелень, такие красивые розы, пруды с цветами и лебе­дями. Вся станция выглядела как свежевыкрашенная. Он сказал: «Странно! Тут должен быть рай, но прямо на крыше неоновым светом написано — «Ад»». Он вышел из поезда, его встретил начальник станции, очень милый и красивый парень, собирающийся уходить на площадку для игры в гольф.

Архиепископ воскликнул: «Гольф? В аду?»

Парень заметил: «Эти люди — Гаутама Будда, Лао Цзы, Сократ, Пифагор, Гераклит, Бодхидхарма — при­шли сюда и изменили всю обстановку. Раньше здесь было очень грязно, а теперь у нас лучшая площадка для игры в гольф во всем мире, лучшие розы, лучшая еда. Пройдись! Смотри, там в поле Сократ сеет семена».

Он увидел Сократа, который выглядел таким краси­вым, здоровым, молодым, каким он никогда не был. Он спросил о Гаутаме Будде.

Сократ ответил: «Посмотри под тем деревом. Он медитирует. Но с тех пор как он пришел, воздух кру­гом наполнен ароматом его медитаций. Ты найдешь здесь всех великих людей».

«А как, — спросил архиепископ, — насчет грешников?»

Начальник станции ответил: «Мы не знаем никаких грешников. С тех пор как эти люди пришли сюда, они трансформировали всех грешников в саньясинов. Ад больше не соответствует старым представлениям. Вы же не знаете меня — раньше я был дьяволом! Теперь они назначили меня главным станционным начальни­ком. И так много людей прибывает, что мы использу­ем не одну станцию, а двенадцать станций. Повсюду в аду прекрасные станции — сады, лужайки, красивые дома...Ас тех пор как ученые стали приходить, у нас появилось электричество, экологическая программа. Они не позволяют мне рубить деревья для адского ко­стра — они достигли кондиционирования воздуха во всем аду!»

В этот момент архиепископ очнулся и воскликнул: «Боже мой! Какой сон!» Он увидел, что люди стали со­бираться, и первым вошел Эдмунд Бурке.

Архиепископ был честным человеком, он сказал: «Я не знаю ответа, но я видел такой сон. Я перескажу сон, и вы сможете сделать вывод, желанный для вас».

Это не вопрос веры в Бога, в Христа, в Кришну, в Раму... Это вопрос существования медитирующей лич­ности, когда все, что вы делаете, является добродетель­ным. Исключительно через медитацию — цветы доб­родетели, вечные цветы добра, любви, смеха.

Таким образом, когда Якусан сказал монаху: «Сей­час ты моешь эту каменную статую, а можешь ли ты вымыть то?», он должен был указать на сердце, самую суть монаха.

Сомпю ответил: «Пожалуйста, получите то и при­несите его мне».

Он сказал: «Я не знаю, на кого вы указываете во мне; но, пожалуйста, вытащите его».

...Когда я смотрел на Сомпю, я подумал о «шампу­не», поскольку шампунь является необходимой вещью для мытья. Так, я буду звать его «Шампунь».

Шампунь ответил: «Пожалуйста, получите то и при­несите его мне. Я вымою его хорошо».

Мастер ничего не сказал. То, что спрятано внутри вас, вам не доставят. Только вы можете отправиться туда. Вы задаете абсурдный вопрос Наступило молчание. Мастер, должно быть, подумал: «Этот человек еще не готов».

В другой раз, когда Якусан сидел, к нему подошел мо­нах и спросил: «Ото, вы сидите молча, о чем вы думае­те?»

Вот как бы спросили обычные люди. Если вы сидите молча, они спросят: «О чем вы думаете?» — поскольку люди делают это постоянно. «Возможно, существует серьезная проблема, которую вы решаете? Или некото­рое беспокойство, с которым вы пытаетесь справить­ся? О чем вы думаете?»

Якусан ответил: «Я думаю о немыслимом».

Он говорит: «Я не думаю. Я лишь существую и смот­рю на немыслимое. Вы не можете думать об этом; это не мысль и не вещь. Это ощущение, вкус».

Вы пробуете что-то сладкое. Что вы можете сказать о сладости? Вы скажете: «Сладость есть сладость». Но это не ответ. Все, что вы можете сделать, так это дать другому человеку маленькую конфетку попробовать и сказать ему: «Вот это сладость».

Ощущения, особенно глубокие переживания, дале­ки от языка, от мысли, от разума. Размышление о не­мыслимом вообще не является мышлением, а есть со­зерцание ясности внутри вас.

Монах сказал: «Как вы думаете о немыслимом?»

Он не смог понять. Он думал: «Возможно, имеется что-то немыслимое, о чем он думает. Если это есть не­мыслимое, то как вы можете думать об этом?» — «Как вы думаете о немыслимом?

Якусан ответил: «Недумая».

Вот путь мышления о немыслимом: прекращение мышления. Просто быть в пространстве медитации, совершенно безмолвно. Даже ни одна мысль не про­скочит по экрану вашего разума — только чистый эк­ран, и неожиданно вы станете способны видеть вечный, абсолютный, иной мир, который совершенно невоз­можно описать языком.

Когда Якусан был близок к смерти, он выкрикнул: «Зал падает! Зал падает!»

Монахи принесли разные вещи и начали подпирать его. Якусан вскинул свои руки и сказал: «Никто из вас не понял, что я имел в виду!»

Он не говорил о зале, он говорил о себе: «Мое тело, где я жил в течение многих лет, рассыпается на части. Пришел момент моего ухода».

Но Дзен всегда использует символы, а те монахи вели себя как обычные люди. Они не смогли увидеть того, что это не зал падает... Но поскольку Мастер говорит, что зал падает, возможно, он предсказывает будущую катастрофу. Так, они начали ставить подпорки, чтобы крыша зала не упала.

А бедный Якусан вскинул свои руки в полном отча­янии: «Никто из вас не понял, что я имел в виду! Я рас­сыпаюсь. Тело, которое было моим домом, рассыпает­ся. Вскоре я полечу на крыльях в вечное небо». И, сказав это, он умер. Это были его последние слова: «Никто из вас не понял, что я имел в виду!»

Очень редко бывает, что мастера понимают; наибо­лее вероятно, что его понимают неправильно. Только очень мало людей обладают таким мужеством и такой остротой глубочайшего внутреннего пространства, что они могут понять мастера. Понять мастера значит по­нять всю загадочность существования.

После посещения похорон Иккую написал: Когда мы приходим и видим Здесь также

Горящий домПочему люди говорят: «Хорошо жить в нем»?

Он говорит: «На похоронах тело сжигается, и люди стоят вокруг погребального костра, но никто не созна­ет того, что сжигается не только это тело. Это не ис­ключение, это правило. Ваше тело также будет сожже­но на погребальном костре».

Этот дом не вечен. Этот материальный дом может разрушиться в любой момент. Тогда почему люди гово­рят: «Хорошо жить в нем — хорошо жить в этом теле»? Почему люди говорят это, когда тело всего лишь каркас, доставляющий нас от колыбели до могилы?

Жить в теле нехорошо. Быть в теле, но быть в каче­стве свидетеля, чтобы знать что «это не я» — это вели­колепное ощущение. Вы отказываетесь от тела, даже когда вы живы; вы отказываетесь от разума, даже ког­да вы живы. Таким образом, когда смерть пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: