Объекты и комплексы обслуживания

Объекты обслуживания и их сети. Комплексы обслуживания. Отраслями сферы общественного обслуживания являются: воспитание, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, просвещение, искусство, торговля и общественное питание, быто­вые и коммунальные услуги, финансово-банковские услуги и др.

Объекты обслуживания, как пер­вичные элементы сферы обслуживания подразделяются на виды в зависимости:

· от способа производ­ства услуг и товаров (производственные – предприятия, непроизводственные – учреждения);

· от функцио­нального назначения (по отраслям – учреждения воспитания, образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.);

· от организационно-технологических форм (головные, базовые, рядовые, многопрофильные, специализированные, стационарные, мобильные);

· от характера спро­са (уникальные и стандартные, среди стандартных - избирательные и массовые)

· от частоты пользования (повседневного, периодического эпизодического),

· от социальной значимости (социальные и коммерчес­кие),

· от охвата территории (внутриселенные и межселенные),

· от форм собственности (государственные, частные, смешанной собственности)

Сеть объектов обслуживания предоставляет собою совокупность предприятий и учреждений раз­личных отраслей обслуживания. Обладает определенной упорядоченностью (плотность, густота) на территории страны или административ­но-территориальных образований (область, район, городское поселение, сельский Совет). Сеть объек­тов обслуживанияможет рассматриваться как мно­гоотраслевая (сеть объектов в целом), так и по от­дельным отраслям (сеть учреждений культуры, тор­говая сеть и другие) или видам объектов (школьная сеть, больничная сеть и другие)

Комплекс обслуживания представляет собой сочетание объектов, которое обеспечивает пре­доставление необходимого состава товаров и услуг населению различных территориальных и градостроительных образований (системы населенных мест, отдельных поселений, их структурных элементов) с использованием стационарных, мобильных форм и различных методов обслуживания. Комплексы обслуживания формируются при проектировании, играют одну из главенствующих ролей при разработке планировки, застройки и территориальной организа­ции поселений.

Изменения в организации обслуживания населения. В Беларуси была создана довольно развитая система центров об­служивания, которая охватывала все городские и значительную часть сельских поселений. Практически все объекты функционировали как межселенные, то есть обслуживали не только жителей данного населенного места, но и население в зоне его влияния. Выполнение услуг, которые требовали высококвалифи­цированных кадров и сложного технологического оборудования, как правило, возлагалось на наиболее крупные объекты областного и районного центров. Часть учреждений и предприятий обслуживания (в отдельно стоящих зданиях и встроенных помещениях) «привязывались» к жилым образованиям — микрорайонам и жилым районам. В малых поселениях и когда требовалось приблизить услуги к населению, действовала широкая сеть рядовых объектов (приемных пунктов) со стационар­ными и мобильными формами обслуживания.

С изменением социально-экономической ситуа­ции с начала 1990-х годов условия функционирования действующей системы обслуживания существенно нарушилась. Наблюдалось торможение развития ряда услуг, и даже свертывание работы на уже су­ществующих объектах. Снизился спрос на услуги служ­бы быта, платные услуги других учреждений.

Расслоение общества по уровню доходов породило новые подходы к формированию жилых образований, как по качеству самого жилья, так и по принципам организации об­служивания. Так, население с высокими доходами с высоким уровнем автомобилизации имеет большие возможности в выборе услуг, меньше привязано к месту размещения стандартных предприятий и учреждений обслуживания.

Система обслуживания претерпевает существенные изменения и по составу объектов, так как многие новые субъекты хозяйствования пока еще не в силах строить для себя здания, особенно в престижной, центральной части города. Поэтому они размещаются за счет вытеснения существующих, с изменением функций. Активно идет размещение различного рода услуг на правах аренды помещений в гостиницах, в жилых помещениях, в детских дошкольных учреждениях, школах, научных, проектных и других организациях.

Социально гарантированное и коммерческое обслуживание. В сложившихся условиях разрабатывается новая политика формирования системы обслуживания, в основе которой дифференцированный подход к составу, организации и размещению услуг, разделенных на две основные группы:

· объекты, обеспечивающие населению базовый социально гарантируемый минимум услуг (социальный стандарт) – необходимый состав объектов;

· коммерческие объекты – дополнительный состав объектов.

Главной задачей в обеспечении населения необходимым уровнем услуг является, прежде всего, реорганизация сложившейся ранее системы обслуживания, поиск возможностей для предоставления каждому человеку гарантированного обществом социального минимума услуг.

Наиболее простым и реально осуществимым градостроительным принципом организации системы обслуживания населения является максимальное приближение социально гарантированных услуг к потребителю. Регулирование размещения коммерческих услуг осуществляется путем резервирования территорий, а также разработки и внедрения системы стимулов и ограничений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: