Объекты обслуживания и их сети. Комплексы обслуживания. Отраслями сферы общественного обслуживания являются: воспитание, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, просвещение, искусство, торговля и общественное питание, бытовые и коммунальные услуги, финансово-банковские услуги и др.
Объекты обслуживания, как первичные элементы сферы обслуживания подразделяются на виды в зависимости:
· от способа производства услуг и товаров (производственные – предприятия, непроизводственные – учреждения);
· от функционального назначения (по отраслям – учреждения воспитания, образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.);
· от организационно-технологических форм (головные, базовые, рядовые, многопрофильные, специализированные, стационарные, мобильные);
· от характера спроса (уникальные и стандартные, среди стандартных - избирательные и массовые)
· от частоты пользования (повседневного, периодического эпизодического),
· от социальной значимости (социальные и коммерческие),
|
|
· от охвата территории (внутриселенные и межселенные),
· от форм собственности (государственные, частные, смешанной собственности)
Сеть объектов обслуживания предоставляет собою совокупность предприятий и учреждений различных отраслей обслуживания. Обладает определенной упорядоченностью (плотность, густота) на территории страны или административно-территориальных образований (область, район, городское поселение, сельский Совет). Сеть объектов обслуживанияможет рассматриваться как многоотраслевая (сеть объектов в целом), так и по отдельным отраслям (сеть учреждений культуры, торговая сеть и другие) или видам объектов (школьная сеть, больничная сеть и другие)
Комплекс обслуживания представляет собой сочетание объектов, которое обеспечивает предоставление необходимого состава товаров и услуг населению различных территориальных и градостроительных образований (системы населенных мест, отдельных поселений, их структурных элементов) с использованием стационарных, мобильных форм и различных методов обслуживания. Комплексы обслуживания формируются при проектировании, играют одну из главенствующих ролей при разработке планировки, застройки и территориальной организации поселений.
Изменения в организации обслуживания населения. В Беларуси была создана довольно развитая система центров обслуживания, которая охватывала все городские и значительную часть сельских поселений. Практически все объекты функционировали как межселенные, то есть обслуживали не только жителей данного населенного места, но и население в зоне его влияния. Выполнение услуг, которые требовали высококвалифицированных кадров и сложного технологического оборудования, как правило, возлагалось на наиболее крупные объекты областного и районного центров. Часть учреждений и предприятий обслуживания (в отдельно стоящих зданиях и встроенных помещениях) «привязывались» к жилым образованиям — микрорайонам и жилым районам. В малых поселениях и когда требовалось приблизить услуги к населению, действовала широкая сеть рядовых объектов (приемных пунктов) со стационарными и мобильными формами обслуживания.
|
|
С изменением социально-экономической ситуации с начала 1990-х годов условия функционирования действующей системы обслуживания существенно нарушилась. Наблюдалось торможение развития ряда услуг, и даже свертывание работы на уже существующих объектах. Снизился спрос на услуги службы быта, платные услуги других учреждений.
Расслоение общества по уровню доходов породило новые подходы к формированию жилых образований, как по качеству самого жилья, так и по принципам организации обслуживания. Так, население с высокими доходами с высоким уровнем автомобилизации имеет большие возможности в выборе услуг, меньше привязано к месту размещения стандартных предприятий и учреждений обслуживания.
Система обслуживания претерпевает существенные изменения и по составу объектов, так как многие новые субъекты хозяйствования пока еще не в силах строить для себя здания, особенно в престижной, центральной части города. Поэтому они размещаются за счет вытеснения существующих, с изменением функций. Активно идет размещение различного рода услуг на правах аренды помещений в гостиницах, в жилых помещениях, в детских дошкольных учреждениях, школах, научных, проектных и других организациях.
Социально гарантированное и коммерческое обслуживание. В сложившихся условиях разрабатывается новая политика формирования системы обслуживания, в основе которой дифференцированный подход к составу, организации и размещению услуг, разделенных на две основные группы:
· объекты, обеспечивающие населению базовый социально гарантируемый минимум услуг (социальный стандарт) – необходимый состав объектов;
· коммерческие объекты – дополнительный состав объектов.
Главной задачей в обеспечении населения необходимым уровнем услуг является, прежде всего, реорганизация сложившейся ранее системы обслуживания, поиск возможностей для предоставления каждому человеку гарантированного обществом социального минимума услуг.
Наиболее простым и реально осуществимым градостроительным принципом организации системы обслуживания населения является максимальное приближение социально гарантированных услуг к потребителю. Регулирование размещения коммерческих услуг осуществляется путем резервирования территорий, а также разработки и внедрения системы стимулов и ограничений.