Выбор вида выборки определяется стратегией исследования, его целями и задачами. Прежде всего нужно решить вопрос о том, необходима ли для данного конкретного исследования репрезентативная выборка, обеспечит ли она достижение цели и задач исследования. Требование репрезентативности, то есть воспроизведение выборочной совокупностью пропорций генеральной совокупности по основным признакам, является обязательным при проведении описательных исследований, в задачи которых входит выяснение общей ситуации на изучаемом объекте, что обусловливает особую значимость суммарных данных. Если с точки зрения цели и задач исследования более важным является изучение специфических условий жизнедеятельности, особенностей сознания и поведения различных социальных групп населения, в том числе малочисленных, то требуется качественная представительность выборки. Воспроизведение при построении выборки удельного веса малочисленных групп в генеральной совокупности приведет к тому, что они окажутся недостаточными для анализа, то есть статистически не значимыми. Выборка, качественно представительная в отношении целей и задач исследования, называется целевой. Именно такая выборка использовалась нами для обеспечения представительности малочисленных групп женщин, прежде всего женщин-предпринимателей и фермеров.
Целевые выборки необходимы и в экспериментальных исследованиях, поскольку доля экспериментальных групп не может быть пропорциональной их доле в генеральной совокупности.
Таким образом, «в аналитических и экспериментальных исследованиях проблема статистической репрезентативности выборки оказывается второстепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых социальных объектов» [19, с. 62].
Требование репрезентативности не соблюдается также в разведывательных и пилотажных исследованиях.
Если для исследования необходима репрезентативная выборка, то определяется конкретный ее вид. Для построения квотной выборки, которая изначально формируется как уменьшенная модель генеральной совокупности, нужны сведения о генеральной совокупности, о распределении ее по наиболее важным признакам (по полу, возрасту, образованию, социальному положению). При отсутствии таких сведений следует остановиться на одном из видов вероятностной выборки, обеспечивающей каждому представителю изучаемой совокупности в принципе равную с другими возможность попасть в выборку. При этом надо учитывать ряд обстоятельств: наличие перечня единиц генеральной совокупности (он необходим для простой и систематической вероятностных выборок), специфика изучаемого объекта (если, например, объектом изучения является семья, то наиболее пригодна серийная или «гнездовая» выборка), степень разнородности генеральной совокупности (если она разнородна, то используется районированная или стратифицированная выборка), пространственная локализация объекта и т.д. Могут также применяться поэтапный отбор объектов (многоступенчатая выборка) или разные методы построения выборочной совокупности одновременно (комбинированная выборка).
В программе не только указывается вид выборки, но и дается ее обоснование с точки зрения цели, задач исследования и с учетом различных обстоятельств, разъясняются принципы ее построения.