Методы и техника исследования

Познавательные возможности тех или иных методов, достижение с их помощью поставленных целей и задач служат обоснованием их использования в исследовании.

При изучении потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций, мнений и других субъективных характеристик основным методом сбора информации является опрос (анкетирование или интервью), поскольку сама природа изучаемых явлений требует использования данного метода. Респондент в этом случае является уникальным источником информации.

Внешние проявления социальных процессов в поведении людей, в той или иной деятельности и ее результатах, в очевидных социальных ситуациях изучаются методом наблюдения.

При наличии большого объема документальной информации (статистические данные, личные документы и др.) используются методы анализа документов – количественные и качественные.

Для выявления воздействия тех или иных факторов на исследуемое явление и установления причинно-следственных связей проводится социальный эксперимент.

В зависимости от того, каким методом осуществляется сбор информации, разрабатывается соответствующий инструмент исследования: анкета, вопросник для интервью, карточка или протокол наблюдения, кодировочные карточки для анализа документов. В программе надо показать структуру инструмента, назначение отдельных его элементов, например, какие блоки включает в себя анкета, для решения каких задач исследования они предназначены.

Например, анкета для женщин состоит из пяти смысловых блоков, посвященных изучению различных аспектов их социального статуса: социально-экономического, социально-профессионального, социально-демографического (включая положение женщины в семье), социально-политического и социально-культурного. Основной ролевой конфликт (между профессиональными и семейными ролями женщин) обусловил более детальную разработку вопросов, связанных с социально-профессиональным статусом и положением в семье. В вопросах анкеты реализуются эмпирические показатели составных компонентов социального статуса и конкурентоспособности.

В программе указываются также предполагаемые методы анализа результатов исследования: описание простых распределений (вычисление частот и частостей, ранжирование, рассчет показателей средней тенденции – моды, медианы, средней арифметической), укрупненные группировки, построение эмпирических типологий, анализ двухмерных или трехмерных зависимостей, эмпирическая проверка теоретических типологий, математические методы (факторный анализ, рассчет различных коэффициентов и др.).

Необходимо дать пояснение используемой техники исследования. Как, например, рассчитывать тот или иной показатель, коэффициент, как формируются экспериментальная и контрольная группы при проведении параллельного эксперимента, какие операции осуществляются при использовании проективного метода неоконченных предложений и т.д.

Методико-процедурный раздел программы обеспечивает выбор адекватных содержанию исследования методов и технических приемов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. – М.: Прогресс, 1972.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. – Екатеринбург: Изд-во УрГППУ, 1999.

4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969.

5. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1990.

6. Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1988.

7. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.А. Андреевой. – М.: МГУ, 1972.

8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. – М.: Наука, 1990.

9. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. – М.: Прогресс, 1975.

10. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. – Л., 1989.

11. Основы социологии. Курс лекций / Отв. ред. А.Г. Эфендиев. – М.: Об-во «Знание» России, 1993.

12. Парникель Ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. – Псков, 1997.

13. Практикум по социологии. – М., 1992.

14. Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 1976.

15. Социологический справочник / Под общей ред. В.И. Воловича. – Киев: Политиздат Украины, 1990.

16. Социология: Словарь-справочник. Т. 4. Социологическое исследование: Методы, методика, математика и статистика. – М.: Наука, 1991.

17. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

18. Шубкин В.Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социальных исследований). – М.: Мысль, 1970.

19. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Наука, 1987.

20. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: