double arrow

Предмета исследования

Системный подход к предмету исследования предполагает, во-первых, рассмотрение его как некоторой системы, то есть выяснение его структуры и внутренних связей; во-вторых, рассмотрение его в качестве элемента более широкой социальной системы, что подразумевает установление его внешних связей [7, с. 27]. Соответственно предварительный системный анализ включает в себя структурный и функциональный анализ.

Структурный анализ – это расчленение изучаемого явления или процесса на его составляющие и выявление характера взаимосвязи между ними.

Определенное представление о структуре предмета исследования мы получаем в процессе эмпирической интерпретации основных понятий, когда разделяем их на более конкретные понятия и подбираем к каждому из них эмпирические показатели. Продолжением этой работы является выделение в структуре изучаемого явления или процесса различных его типов. В программе можно использовать типологии, приведенные в литературе, или разработать собственную типологию путем обобщения признаков явления или социального объекта на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям.

Например, существуют два принципиально различных типа социально-профессиональной ориентации молодежи: 1) ориентация на самореализацию в профессиональной деятельности, в которой профессиональный компонент социально-профессиональной ориентации преобладает над социальным, что проявляется в четкой ориентации на предметную область и содержание труда, в стремлении к получению глубоких знаний по избранной профессии, специальности, к творчеству в труде и постоянному профессиональному самосовершенствованию; 2) ориентация на социальное продвижение, когда преобладает социальный компонент социально-профессиональной ориентации, поэтому образование и профессиональная деятельность являются лишь средствами для осуществления успешной должностной карьеры, для достижения высокого уровня доходов и высокого положения в общества.

При изучении межэтнических отношений важно выделить и дать характеристику типов этнического поведения – изоляционистского и интегративного. Для изоляционистского поведения характерно образование мононациональной среды обитания (совместная деятельность, общение преимущественно с представителями своей национальности, мононациональные браки), воспроизводство в быту элементов традиционной этнической культуры, стремление к экономическому и административному обособлению. Интегративный тип поведения отличается активным взаимодействием с представителями различных этнических групп во всех сферах жизнедеятельности (в трудовой деятельности, межличностных отношениях, в семье, в культуре, политике). Данные типы поведения включают в себя еще различные подтипы.

Точно также можно выделить типы досуга, мотивации труда, трудовых конфликтов, адаптации к рыночным условиям, распределения ролей в семье, уровни развития этнического самосознания, уровни конкурентоспособности женщин и т.д.

Поскольку выделенные типы представляют собой устойчивое сочетание (комбинацию) вполне определенных свойств, признаков, то они дают представление о характере взаимосвязи между этими признаками. Кроме этого, для выявления возможных внутренних связей применяется построение зависимостей между структурными элементами изучаемого явления, например, между компонентами социального статуса женщины (для установления связей между социально-экономическим и социокультурным статусами необходим анализ зависимостей между уровнем доходов и ценностными ориентациями, уровнем культурной информированности, степенью удовлетворенности культурных потребностей, между источниками получения доходов и характером проведения свободного времени и т.д.).

Функциональный анализ – это установление внешних по отношению к изучаемому явлению обстоятельств, выступающих в роли воздействующих на него факторов.

В.А. Ядов предлагает следующую классификацию факторов:

- общие и специфические;

- прямые и косвенные;

- объективные и субъективные [19, с. 50].

К общим факторам относятся общесоциальные условия жизнедеятельности, к специфическим – конкретные условия жизни, работы людей, их статусно-ролевые характеристики (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение и т.п.), а также их личностные характеристики (потребности, интересы, ценностные ориентации). Общие факторы воздействуют не непосредственно, а в преломлении через специфические факторы. Поэтому последним уделяется в исследовании основное внимание.

Факторы, которые можно контролировать и регистрировать в ходе исследования, называются прямыми. Прочие факторы, влияющие на изучаемое явление, но не поддающиеся регистрации в данном исследовании, являются косвенными. Помимо общих, к ним относятся и некоторые специфические факторы, выяснение роли которых не входит в задачи исследования.

Объективные факторы – это не зависящие от человека условия, обстоятельства. Преломление объективных условий в сознании людей, то есть в их потребностях, интересах, мотивах, ценностных ориентациях, установках, служащих внутренними регуляторами поведения, образует совокупность субъективных факторов.

Одна из основных задач исследования, проведенного среди женщин Пермской области, состояла в выяснении факторов, определяющих уровень конкурентоспособности женщин. Чтобы была возможность проверить степень влияния различных факторов и установить в конечном итоге наиболее важные из них, в программе был определен перечень возможных факторов.

В качестве общих факторов были выделены экономическая ситуация в стране, характер социальной политики государства в сфере занятости, в отношении женщин, распространенность и содержание стереотипов массового сознания, связанных с профессиональной деятельностью женщин, их местом в обществе, а также ряд факторов, действующих на уровне региона: отраслевая и профессиональная структура занятости, ситуация на рынке труда, характер региональной социальной политики, демографическая ситуация и т.д.

К специфическим относятся следующие факторы:

1. Факторы социально-экономического характера:

- основное занятие;

- источники получения доходов;

- уровень доходов;

- наличие и характер собственности;

- социальное происхождение;

- степень удовлетворенности материальным положением;

- ценностные ориентации социально-экономического характера.

2. Социально-демографические факторы:

- возраст;

- семейное положение;

- наличие, количество и возраст детей;

- объем семейных обязанностей;

- характер отношений в семье;

- степень удовлетворенности семейной жизнью.

3. Социально-политические факторы:

- уровень социально-политической активности (формы и регулярность участия в общественно-политической жизни);

- участие в работе женских организаций;

- мотивация участия или неучастия в общественно-политической деятельности;

- отношение к политике рыночных реформ.

4. Социально-культурные факторы:

- уровень общего образования;

- продолжение образования в настоящее время;

- общий уровень культурной информированности;

- участие в творческих видах деятельности;

- характер общих жизненных ценностей.

5. Социально-территориальные факторы:

- тип поселения;

- уровень безработицы по месту жительства;

- востребованность профессии женщины на местном рынке труда.

Среди специфических факторов присутствуют, как видно из данного перечня, факторы и объективного характера (конкретные условия жизнедеятельности и статусно-ролевые характеристики женщин), и субъективного (мотивы, ценностные ориентации, удовлетворенность).

Рассмотрим еще один пример. При изучении социально-профессиональной ориентации школьников были выделены в качестве общих, во-первых, общесоциальные факторы (состояние экономики, сферы производства, уровень безработицы, степень и характер социальной дифференциации населения, характер экономической и социальной политики, уровень престижа в общественном сознании образования, труда, различных профессий, социальных и социально-профессиональных групп), а во-вторых, региональные факторы (отраслевая, профессиональная структура занятости и безработицы, количество, тип и профиль учебных заведений, перечень профессий и специальностей в системе профессионального образования, характер региональной социальной политики в области образования, занятости, по отношению к молодежи, наличие профориентационной работы и др.).

Специфические факторы тоже были разделены на две группы. В первую вошли факторы, отражающие условия семейной и внесемейной социализации: социальное положение, уровень и характер образования, профессия родителей, изменения в занятости и социально-профессиональном статусе родителей в последние годы, тип семьи (по составу), ее материальное положение, ценностные ориентации родителей, уровень их авторитета у детей, место жительства до поступления в данное учебное заведение, тип школы, в которой обучались ранее, и тип школы, в которой учатся в настоящее время, круг друзей. Ко второй группе были отнесены ролевые и личностные характеристики самих учащихся: пол, возраст, класс обучения, наличие собственных (независимых от родителей) источников дохода, сфера и характер вторичной занятости, уровень успеваемости, оценка состояния здоровья, оценка своих способностей, характер интересов и увлечений во внеучебное время, структура и иерархия общих жизненных ценностей, уровень психологической адаптации к рыночным условиям.

Предварительный системный анализ предмета исследования дает возможность отобрать эмпирический материал, необходимый для решения задач исследования, для достижения поставленной цели, позволяет выдвинуть обоснованные гипотезы и облегчает последующую интерпретацию полученных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: