Спрос и его факторы

Механизм функционирования рынка

3.1. Спрос и его факторы.

3.2. Предложение и его факторы.

3.3. Цена и ценообразование

3.4. Конкуренция и модели рынка.

Спрос и его факторы

Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. При этом из огромного спектра человеческих потребностей экономическую науку интересуют в первую очередь те, которые подкреплены соответствующими денежными возможностями, иначе говоря, ее интересует платежеспособный спрос, т.е. желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара, а величина спроса — это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.

Согласно закону спроса, чем ниже рыночная цена товара, тем выше спрос на этот товар.

Закон спроса — один из фундаментальных законов рыночной экономики. Непосредственные предпосылки его возникновения состоят в следующем:

1) Действие закона убывающей предельной полезности;

2) эффект дохода;

3) эффект замещения.

Зависимость между ценой товара и спросом на него можно представить графическим способом. Допустим, известно, сколько единиц товара А может быть продано в магазине за неделю при различных уровнях цен. Тогда зависимость между ценой и спросом можно представить на рис. 1.

Рис.1. Кривая спроса

Линия D на рис. 1 носит название кривой спроса. Она показывает, какое количество товара готовы купить покупатели: а) при каждом данном уровне цен; б) в конкретный период; в) при неизменных прочих факторах. Движение вдоль кривой спроса (от одной точки к другой) отражает изменение в количестве товара, на которое потребители предъявляют спрос, происходящее в результате изменения цены товара.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА

1. Изменение вкусов потребителей.

2. Изменение числа покупателей.

3. Изменение доходов потребителей.

4. Изменение цен на сопряжённые товары.

5. Изменения в ожиданиях.

6. Степень удовлетворения потребностей.

эластичность спроса

Как известно, спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечёт соответствующее изменение спроса и предложения. С этим связано понятие эластичности.

Эластичность спроса или предложения - это их способность гибко изменяться под влиянием определяющих факторов. Поскольку главный из этих факторов - цена, то обратимся именно к ценовой эластичности спроса.

Она измеряет степень реакции (или чувствительности) потребителей к изменениям цены. В зависимости от этой степени потребительский спрос условно делят на два вида: эластичный и неэластичный. В частности, эластичным называют такой спрос на товар, который изменяется в большей степени, чем цена этого товара. И наоборот, когда изменение спроса происходит в меньшей степени, чем изменение цены, имеет место неэластичный спрос. Численно ценовую эластич­ность спроса определяют по такой формуле:

КЭ = ; где КЭ - коэффициент эластичности.

Наибольшей неэластичностью отличаются предметы первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жильё, энергоресурсы). Люди не могут обходиться без них, поэтому подорожание этих товаров не ведёт к существенному сокращению их потребления. Спрос на предметы роскоши, напротив, отличается высокой эластичностью, поскольку от их приобретения в случае роста цен можно и отказаться.




double arrow
Сейчас читают про: