Комическое как средство публицистики

Автор публицистического текста, критикуя действия политиков, чиновников, освещая сатирические факты, стремится рассмешить читателя. Важно понимать, что смех требует сознательно-активного восприятия со сторо­ны аудитории. «Смех — это чрезвычайно доходчивая и острая форма критики», — пишет исследователь сатиры, литературовед Ю.Борев69. Насмешка, принижая то, что стало ее мишенью, ста­бильно связана со сферой комического.

Комическое, таким образом, — это особая эмоциональная критика явлений жизни, основным коммуникативным намерени­ем которой является чаще всего негативная оценка, а также ее различные варианты: упрек, недовольство, порицание, насмеш­ка, возмущение и т.п. Поступки человека, свойства, качества характера могут быть комическими сами по себе, а могут рас­сматриваться на вербально-рефлексивном уровне комического (слово, мысль).

Комическое, выражающееся в деятельности — это прежде всего комическая ситуация как взаимодействие внешних об­стоятельств и образа действий людей, а также и просто отдель­ные поступки и действия. Понятие комическая ситуация со­держит в себе и объект и восприятие объекта субъектом, их взаимосвязь как единое целое. Для комической ситуации харак­терно сохранение иллюзий при фактическом отсутствии объек­тивной почвы для них. Существует также комическое создан­ное или намеренное (острота) и комическое невольное или есте­ственное (скажем, невольный каламбур). Комическое всегда об­ращено к разуму.

Модификациями комического выступают ирония, сатира, юмор. В этих модификациях определяющей остается сущность комического, но каждая обладает своими особенностями.

Ирония — интеллектуальная категория, действие которой основано на противопоставлении логичного и алогичного. Иро­ния ближе других модификаций комического подходит к его сущ­ности, потому что в ней содержится указание не только на субъек­тивное отношение к объекту иронии (как правило, насмешка), но на логику развития объекта в его соотнесенности с субъектом -на диалектику видимого и скрытого, видимости и сущности. В связи с этим ирония может использоваться как риторический, литературный прием (тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме), как похвала «с двойным дном», как двусмысленность, в которой за положительной внешней оценкой стоит отрицание и насмешка.

Таким образом, ирония — это своеобразное притворство: про­износя «да», на самом деле говорят «нет», и наоборот. Но при­твориться — не значит обмануть: сущность иронии заключается в том, что «я», говоря «да», не скрываю своего «нет», а именно выражаю, выявляю его. Мое «нет» не остается самостоятель­ным, но зависит от выраженного «да», нуждается в нем, утвер­ждает себя в нем и без него не имеет никакого значения70.

Категория иронии рассматривается как проявление скрытой субъективной авторской оценки. Создание иронического смыс­ла обусловлено стремлением автора выразить свое отношение к действительности косвенным путем, отстраниться от изобра­жаемой ситуации, взглянуть на нее со стороны. Этот прием час­то используют в своих публицистических колонках главные редакторы изданий (см. «Московский комсомолец», «Общую га­зету», «Новую газету»). Приведем пример: «Только не подумай­те, что мне, как многим, интересны физиономические измене­ния Ельцина. Если исследовать портрет главы государства по методике маэстро Ломброзо, результат получится таковым, что газету, рискнувшую опубликовать исследования, закрыли бы даже в самой демократичной из демократий России за клевету и ос­корбления. Меня, подчеркиваю, нынешнее состояние "портрета лица" Ельцина не волнует. Тем более что, как бы ни выглядел президент, какую бы маску ни рисовали кремлевские имидж­мейкеры, никакие удары судьбы и сердца не сломили ельцинский стержень характера. Помните, он как-то заявил: "Я харак­тер выдержу". Это когда клятвенно обещал, что Чубайс и Нем­цов будут работать с ним до конца президентского срока. Ха­рактер оказался сильнее. Стоит посчитать, сколько раз характер оказывался сильнее Ельцина»71.

Ироническая позиция — анализирующее, критическое отно­шение к окружающей действительности, для которого характер­на умеренность преувеличений. Иронический «фокус» предла­гает читателю «ключ» к тексту, подсказывает, что суждения и оценки действующих лиц нуждаются в критическом осмысле­нии, усиливает комизм: «Геннадий Андреевич говорил минут двадцать, вдохновенно проклиная Березовского и нахваливая правительство, у которого вопреки проискам врагов "что-то стало получаться и налаживаться". Дисциплинированные тысячами пережитых собраний, селяне слушали молча, не шевелясь и не меняя одинакового выражения лиц и глаз. Неясно было, понима­ют ли они, что и зачем говорит им Зюганов. Интересуют их при­дворные интриги, которые разъясняет негодующий вождь ком­мунистов, драматически переходя на доверительный полушепот?

— Что-то вы не очень активные сегодня, — посетовал Генна­дий Андреевич. — Видно, не до конца проснулись еще.

Кто-то фыркнул. "Крестьяне в пять утра встают, Геннадий Андреевич, — сказал самый боевой селянин в очках, — а сейчас девять. Мы уж спать ложиться собираемся".

Это был явный прокол. Как вождь пролетариата мог забыть, что главный его союзник, трудовое крестьянство, встает с рас­светом?»72

С помощью иронии автор максимально снижает значительность своего «героя», изображая смешными его речь, манеру общения с людьми. Автор использует такой прием создания ко­мического, как сравнение лидера коммунистов с вещью: «...это просто ящик с несложными формулами, по которым легко штам­пуются подходящие случаю прописные истины»73.

Сатира в отличие от иронии предполагает однозначно отри­цательное отношение автора к осмеиваемым объектам. Она может быть саркастической, гневной, язвительной и рассчитана на то, чтобы вызвать аналогичное отношение у читателя. Для сатиры обязательно наличие той отправной точки, с которой вырабатывается неприязненное отношение к событию, явлению или человеку. Этой константой могут служить определенные идеалы, мировоззренческие, нравственные и иные ориентиры, нормы, представления, стереотипы, бытующие в обществе, а также личные убеждения автора, принципы, его представления о желаемом и должном. В произведениях сатирических жанров впечатления от событий или явлений передаются с помощью специфических художественных образов.

Следует отметить основные отличия сатирических образов от несатирических. Своеобразие сатиры как особого вида эсте­тического осмысления действительности раскрывается уже в самом отборе жизненного материала и его интерпретации. В сатирическом произведении всегда неизменным остается одно: безоговорочное отрицание описываемого явления. Отсюда та определенность авторской позиции, которая не допускает двоя­кого толкования изображаемого. Субъективное авторское нача­ло проступает особенно отчетливо, более остро, чем в произве­дении несатирическом. «Образ автора» в сатирическом тексте выражает тот идеал, который противопоставлен отрицательно­му явлению. И именно с позиций авторского идеала характери­зуются персонажи, факты, явления действительности. Для са­тирического показа событий, явлений, людей есть особый спо­соб, который помогает создать образ и реконструировать ситуа­цию. Это — преувеличение 74. «Вопрос комического преувеличения — ключевой вопрос конкретной обрисовки и воп­лощения комического образа и комической ситуации», — пишет З.Подскальский75. Ю.Борев считает, что «преувеличение в са­тире есть проявление более общей закономерности: тенденциоз­ной деформации жизненного материала, способствующей выявлению наиболее существенного порока явлений, достойных са­тирического осмеяния»76.

Основные формы преувеличения — гипербола, карикатура, гротеск.

Гипербола — это образное выражение, содержащее непомер­ное преувеличение размера, силы, значения какого-либо явления (например, заголовок в «Известиях»: На одного с плошкой уже не семеро, а сто семеро с ложкой).

Карикатура — смешное подобие чего-либо. «Искусство кари­катуриста в том и состоит, — писал А.Бергсон, — чтобы схватить эту, порой неуловимую особенность и сделать ее видимой для всех увеличением ее размеров»77. Карикатура всегда несколько (а иног­да и существенно) искажает изображаемое. Например, публикация в «Общей газете» о происшедших в течение недели событиях в высших эшелонах власти сопровождается таким рисунком: врач у постели больного Президента [Ельцина] говорит: «Принимать от­ставку три раза в день в течение года»78.

Среди рисунков встречаются карикатуры на характеры: «В карикатуре определенный характер необычайно преувеличен и представляет собой как бы характерное, доведенное до излише­ства»79. Таким же путем создаются карикатуры в публицисти­ческой прессе. В шарже, в отличие от карикатуры, действует принцип смягчения образа, отчего ему и дается определение дружеский. Смягченный образ снижает карикатурность и де­лает изображаемое более правдоподобным.

Крайнюю степень преувеличения, которое достигает таких размеров, что полностью выходит за грани реального и перехо­дит в область фантастики, представляет собой гротеск. Ю.Борев определяет гротеск как высшую форму «комедийного пре­увеличения и заострения. Это-преувеличение, придающее фан­тастический характер данному образу или произведению»80.

Гротесково-моделирующий способ отображения действитель­ности в сатире один из главных. Сюжет произведения как бы «моделирует» взаимоотношения между персонажами, соци­альными группами и др.

Другой способ сатирической типизации — гротесково-иносказательный. Сказочная ситуация служит формообразую­щим элементом гротескного произведения (см. памфлеты Титуса Советологова в «Независимой газете»). Например: «Жорка Лужайкин взял в привычку каждое утро облетать окрестные леса и поля на воздушном шаре. Сшил самолично из старых портков и рубах, накачает теплым воздухом и летит. Где увидит заблуд­шую овечку, телочку или гусака какого, жене вниз знак подает, а она и подбирает»81.

В основе гротескной поэтики лежит принцип алогизма, позво­ляющий создавать ощущение ненормальности, странности си­туации. Этот алогизм разных уровней — социального, политичес­кого, психологического. Основные черты гротескной типизации — фантастика, гиперболизация, амбивалентный характер комичес­кого. Фантастическое предположение, лежащее в основе гротеска, выступает как причина без следствия. Используя эту форму, необходимо помнить, что гротеск возможен в искусстве, но не­возможен в жизни. Он является основным приемом оформления художественного материала, выступает как фактор жанрообразующий, предполагающий изображение явления или события через соединение несовместимого.

В сатире авторские идеалы, авторское представление о ре­альности скрываются за намеренным гротескным искажением, и дистанция между авторским мироощущением и изображени­ем в тексте ощущается чрезвычайно отчетливо.

По вопросу о психологическом анализе в сатире наука пред­лагает такую точку зрения, что сатирик лишен возможности проникать во внутренний мир персонажа и ему остается лишь создавать одноцветные, плоскостные фигуры. Однако на прак­тике сатира не чужда психоанализа. Сатирически заостренный характер не теряет своей объемности, индивидуальности и оп­ределенной психологической глубины, только эти глубина и объемность особого рода: они целенаправленны, подчинены ра­зоблачительной функции.

Однако сатирическое изображение исключает тот психоло­гический подход к герою, при котором его внутренняя жизнь да­ется во всех подробностях и проявлениях. Принципы сатиричес­кой типизации не дают возможности показать «диалектику души» отрицательного персонажа, сложность его духовного мира. Са­тирик сосредоточивает внимание на объемном изображении по­роков, их осмеянии. Он подчеркивает и заостряет ведущую чер­ту разоблачаемого характера, подавая ее с графической четкос­тью и резкостью. В противном случае характер сатирического персонажа потеряет свою определенность, утратит жанровый стержень. Но это не значит, что сатирик не заглядывает во внут­ренний мир героя, не раскрывает движение и смену его мыслей и чувств, мотивы поступков.

«Уместно заметить, — пишет В.Я.Пропп, — что сатира, как таковая, очень часто не вылечивает и не исправляет тех, на кого она направлена»82. Но в чем же тогда функция сатиры? В воз­действии «на волю тех, кто относится к подобным недостаткам равнодушно или снисходительно, или не желает их замечать, или, может быть, действительно не знает о них. Сатира поднимает, мобилизует волю, внушает или усиливает эмоции осуждения, недопустимости, непозволительности изображаемых явлений и тем способствует усилению борьбы с ними и их устранению и искоренению»83. В этом значение и функции сатиры как одной из модификаций комического.

Юмор, как модификация комического, отличается от иронии и сатиры примиряющим отношением к объекту осмеяния, выража­ющим внутреннее принятие мира таким, каков он есть. Юмор — это беззлобный смех над недостатками и слабостями.

Юмор часто лиричен. «Да, и рожденным в года глухие не заказаны простые человеческие радости, — пишет публицист И.Петровская, — счастье от впервые купленных дорогущих кап­роновых чулок вполне могло затмить полет Гагарина, а переезд на новую квартиру — трудовой подвиг на БАМе. Больше того, именно в года глухие цена этих радостей возрастает многократ­но. Именно поэтому люди, которых всю жизнь призывали преж­де думать о Родине, а потом о себе, так светились радостью, приходя в "Старую квартиру": здесь их память, их опыт, их жизнь обретали плоть, кровь и живое соучастие со стороны соседей!»84.

В отечественной литературе и журналистике юмора мало. Актуальными остаются строчки, написанные в 50-е годы о дефиците юмора: «Наверно, блаженным для литературы станет то время, когда писать без юмора будет считаться просто не­приличным. Ведь для юмора нет запретных жанров. Сегодня наш читатель получает рацион смеха, достаточный разве лишь для того, чтобы окончательно не потерять чувство юмора»85.

Юмор отражает процесс переоценки событий. Он рассматри­вает несовершенство жизни и человеческие слабости как нечто такое, с чем следует мириться, что заслуживает снисхождения. Цель юмориста — дружеская критика недостатков. «Юморист не обви­няет, — пишет канадский филолог У.Обуэн, — не выносит пригово­ров, не делит людей на злых и добрых, он показывает их такими, какие они есть»86. Чуть насмешливое отношение к объекту крити­ки — это и есть юмористическая позиция.

Важно понимать, что юмор, ирония и сатира обладают спо­собностью переходить одна в другую. Как модификации коми­ческого эти эстетические категории, служат для выражения раз­личных видов смешного в социальной жизни.

Контрольные вопросы

1. Какое содержание Вы вкладываете в понятие публицис­тика?

2. Охарактеризуйте функции публицистики.

3. Какие критерии положены в основу жанровой классифика­ции публицистики?

4. В чем особенности выражения авторского «я» в публици­стике?

5. Определите сущностную связь между понятийным и об­разным рядами в публицистике.

6. Чем публицистика отличается от художественной литера­туры?

Охарактеризуйте модификации комического.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: