Теории мотивации

· Содержательные - пытаются определить специфические потребности, мотивирующие людей.

o Иерархия потребностей А. Маслоу. Потребности:

§ Физиологические — потребность в еде, пище, убежище и медицинской помощи.

§ Безопасность и защита — потребность гарантии защиты от угроз окружающей среды.

§ Принадлежность - общественная и личная — потребность в дружбе, стремлении стать членом сообщества, общении и любви.

§ Утверждение - потребность в самоутверждении и независимости от других.

§ Самовыражение — потребность в самоактуализации, максимальном использовании своих сил, способностей, навыков и потенциала, стремление индивида стать всем тем, чем он способен быть.

o Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга. Существуют факторы:

§ гигиенические (приводят к отсутствию неудовлетворенности),

§ мотивационные (приводят к удовлетворенности).

o ERG-теория К. Алдерфера. Модификация теории Маслоу. Факторы:

§ Существование (existепсе) – потребности, удовлетворяемые такими факторами, как еда, воздух, вода, зарплата и условия работы.

§ Родственность (relatedness) – потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями.

§ Рост (growth) – потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным вкладом индивида.

· Процессуальные - дают описание и анализ того, как поведение получает импульс, направляется, поддерживается и прекращается.

o теория подкрепления (Б. Скиннер) – поведение регулируется внешними факторами;

o теория справедливости (С. Адамс) – у коллег должно быть так же, как у меня;

o теория ожиданий (В. Врум)

§ «затраты труда/результат» – воспринимаемая индивидуумом вероятность, что определенный объем затраченных им трудовых усилий приведет к определенным результатам;

§ «результаты/вознаграждение» – уверенность индивидуума в том, что определенная интенсивность труда способствует получению ожидаемого им вознаграждения;

§ привлекательность вознаграждения — предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения служащего от полученного им вознаграждения.

o МОДЕЛЬ ПОРТЕРА - ЛОУЛЕРА. Согласно этой модели результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда.

Особенности теории управления А.А. Богданова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: