Виды структур управления организацией:
· дивизионная. Критерии структуризации: по выпускаемой продукции; по рынкам, с ориентацией на потребителя; по обслуживаемым географическим регионам.
· матричная. Представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. Основные достоинства: улучшение и рост информационного обмена организацией, сбалансированная ориентация развития; недостатки: возможный рост конфликтности, который может снизить быстроту реакции на изменения + двойственность полномочий подчинения. Достоинства: усиление межфункциональной координации по каждому продукту, рынку и внутри регионов; рост возможности получения выгод от экономии на размерах за счет более быстрой реакции на местные запросы и изменение спроса потребителей; глубокое знание специфики продуктов рынков и регионов. Недостатки: дополнительные уровни управления между высшим менеджментов, бизнес единицами; дублирование ресурсов и функций аппаратов управления, рост управленческих затрат; сложность разделения задач между уровнями управления по всей вертикали и в распределении ответственности за результаты; усложнение централизованной координации.
|
|
· проектная. Характерные черты: целостный характер деятельности; участие в работе различных специалистов, между которыми устанавливаются отношения кооперации; четко сформулированный конечный результат деятельности; ограничения во времени и ресурсах, выделяемых для достижения целей проектирования.
· органический тип организации. Характеристики: ориентация на проблемы и возможности; минимум иерархии; полицентризм и смена лидеров в зависимости от решаемых проблем; переменное закрепление функций за группами; высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом; ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность, самодисциплину, развитие и самоорганизацию персонала.
· линейно-функциональная структура управления. Препятствия: нет возможности быстрого реагирования на изменение в области науки и техники; утрата гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за высокого уровня формализации; замедление и сложность передачи информации. Основные достоинства: высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков; централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации; функциональная специализация и опыт; высокий уровень испрользования мощностей и потенциала специалистов по функциям; экономичность, достигаемая за счет массовости работ и рынков. Недостатки: возникновение проблем межфункциональной координации; ответственность за общие результаты работы только на высшем уровне; недостаточная реакция на изменения рынка; ограниченные масштабы предпринимательства и инноваций; увеличение времени на принятие решений из-за необходимости согласований.
|
|
· бригадные структуры работ и управления. Факторы: ускорение процессов обновления продукции и технология; ориентация предприятий на небольшие по емкости рынки; повышение требований к качеству обслуживания потребителей и времени выполнения заказов.