Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, собственная активность (деятельность, общение, отношения) личности. Сущность социализации личности.
Воспитание и обучение учащихся разного возраста и пола с учетом их типологических особенностей и индивидуальных различий. Основные категории детей с особыми образовательными потребностями: одаренные дети, дети с особенностями психофизического развития, социально и педагогически запущенные дети.
Проявление ребенком субъектности в воспитании на разных возрастных этапах. Самовоспитание как высший уровень проявления субъектности личности в воспитании. Сущность самовоспитания, его этапы. Методы самопознания и самовоспитания. Педагогическое стимулирование и руководство самовоспитанием школьников.
Возможные позиции ребенка (объект, субъект) в образовательном процессе. Ребенок, его права как педагогические ценности. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (2000 г.) - нравственно-правовая основа действий педагогов по защите прав и интересов детей.
Тема 1.1. Педагогика в системе наук о человеке и обществе
Основные понятия темы: педагогика как наука, искусство воспитательной практики, технология, учебный предмет; объект, предмет, функции, задачи педагогической науки; развитие, воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, социализация; формы взаимосвязи педагогики с другими науками; отрасли педагогики, коррекционная педагогика.
Обсуждаемые вопросы:
1. Социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.
2. Педагогика как наука об образовании человека.
3. Основные категории педагогики.
4. Взаимосвязь педагогики с другими науками о человеке и обществе.
5. Система современного педагогического знания.
6. Предмет, задачи, основные понятия коррекционной педагогики.
Социально-экономические предпосылки возникновения и