· Педагогика какнаукаоб образовании человека изучает процесс развития и формирования личности в условиях образования (воспитания, обучения).
· Педагогика как искусство -практическая педагогическая деятельность учителя или воспитателя, которая основывается на познанных наукой закономерностях воспитания, обучения, развития личности; характеризуется своеобразием профессионального опыта педагога.
· Педагогическая технология - совокупность научно обоснованных последовательных операций и действий педагога, приводящих к наиболее эффективному, заранее запланированному результату.
· Развитие - это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
· Формирование – процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности.
· Социализация - процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта.
· Воспитание (в широком социальном значении) – объективно-закономерное, социокультурное явление, призванное обеспечить передачу накопленного человечеством в различных видах жизнедеятельности опыта от старших поколений младшим.
· Воспитание (в широком педагогическом значении)– процесс формирования личности в условиях специально организованной педагогической системы, которая обеспечивает взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
· Воспитание (узком педагогическом значении) - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование личности в целом, ее отдельных качеств, свойств, отношений и т.п.
· Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.
· Педагогический процесс - целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение целей и задач образования (воспитания, обучения).
· Образование как процесс обучения и воспитания – овладение учащимися в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системой знаний, умений, навыков, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.
· Образование как результат обучения и воспитания - достигнутый учащимися уровень в овладении системой знаний, умений, навыков, опытом деятельности и отношений.
· Образование как система – совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.
· Коррекционная педагогика – группа педагогических наук, которые изучают теорию и практику образования лиц с отклонениями в физическом, психическом или умственном развитии, а также детей и подростков, проявляющих девиации в поведении.