double arrow

Предмет, задачи, основные понятия коррекционной педагогики

Современная коррекционная педагогика как отрасль педагогической науки имеет своей основой дефектологию, но при этом ее объект и предмет несколько шире, чем у дефектологии. Так, в словаре-справочнике «Дефектология» (1996) последняя определяется как наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. При этом аномальные дети – это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Дефектология включает: тифлопедагогику – воспитание и обучение слабовидящих и слепых людей; сурдопедагогику – воспитание и обучение слабослышащих, глухих и глухонемых людей ; логопедию – воспитание и обучение людей с нарушениями речи; олигофренопедагогику воспитание и обучение людей с недостатками и отклонениями в умственном развитии, а также имеет отрасли, изучающие нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, множественные комбинированные нарушения и др.

Другим (альтернативным) названием дефектологии выступает специальная педагогика. Это - теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно. Термины «специальная педагогика» и «специальное образование» являются общепринятыми в международной педагогической теории и практике. Они подчеркивают личностную ориентированность этой области педагогики, её способность решать сложные образовательные проблемы конкретного человека (Т.В. Варенова, 2003).

В отечественной педагогике в последнее время более употребительным становится понятие «коррекционная педагогика». Для термина «аномальные дети» также вводится ряд альтернативных понятий: дети с особенностями психофизического развития, с отклонениями в развитии, с патологией развития, с дизонтогенезом (нарушением индивидуального хода развития), с трудностями в обучении, с недостатками в умственном и физическом развитии, с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченными возможностями здоровья и др.

Коррекционная педагогика изучает особенности образования людей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии. Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию (А.Д. Гонеев, 1999). Иначе говоря, это ребенок с четырьмя “Д”: с тем или иным дефектом, с перенесенной в детстве депривацией (лишением), со школьной дезадаптацией (нарушением приспособления) или с девиацией (отклонением в поведении). Некоторые исследователи (Т.В. Варенова и др.) подчеркивают, что объектом коррекционной педагогики принято считать именно психические и физические нарушения, а не их носителей.

Рассмотрим, как исследователи коррекционной педагогики определяют ее предмет.

Предмет коррекционной педагогики - процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление у них отклонений в развитии и поведении (А.Д. Гонеев и др., 1999). Предмет коррекционной педагогики – это виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (дефект) (Т.В. Варенова, 2003). По определению Г.Ф. Кумариной (2001) предметом этой отрасли педагогики являются разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

Каковы задачи коррекционной педагогики на современном этапе? К наиболее общим задачам относят (Т.В. Варенова, В.В. Хитрюк):

· разработка концепций о сущности нарушений психофизического развития, путей их компенсации и коррекции;

· изучение истории становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими недостатки в психофизическом развитии или девиации в поведении;

· разработка методов педагогического изучения детей и установление оптимальных условий для их развития;

· определение целей, задач и основных направлений деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков;

· научно-методическая поддержка действующей системы учреждений специального образования (обновление содержания образования, создание коррекционно-развивающих программ и т.п.);

· разработка технологий, методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность;

· создание учебно-методической базы для подготовки учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизическом развитии и девиациями в поведении;

· изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.

Определим необходимые специальные понятия коррекционной педагогики. Под дефектом обычно понимают физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дефект – это постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее. Недостаток определяется как неблагоприятное состояние, вызванное инвалидностью. Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии с нормой.

В психологической науке решается проблема нормы и ее вариантов, а также определения понятий «нормального» и «аномального» развития. Выделяют понятия:

- предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием учебной программы;

- социально-возрастная норма – показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сформироваться к концу определенного возрастного этапа;

- индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).

«Аномальное» развитие – это развитие, отклоняющееся от нормы, от общей закономерности. Строго научного понятия «норма личности» не существует. Между нормальным типом поведения и патологическим (болезненным) находится множество переходных форм. У практически здорового ребенка могут наблюдаться проявления, состояния, формы поведения, отклоняющиеся от нормы. Это так называемые факторы риска, существующие в каждом возрастном периоде. Их коррекция – обязанность педагога.

В целом о недостатке, отклонении в развитии можно говорить тогда, когда возникает несоответствие возможностей человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т.е. когда налицо ограничение социальных возможностей.

К основным понятиям коррекционной педагогики относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация». Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекцией называют как специфические педагогические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, так и составную часть учебно-воспитательного процесса, направленную на изменение формирующейся личности ребенка.

Биологическим основаниемкоррекции являются процессы компенсации. Компенсация - процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека, в частности на практически неограниченные возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга.

Понятия коррекции и компенсации связаны с понятием реабилитации. Реабилитация – есть система мер по обеспечению и/или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. В частности социальная реабилитация - это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребенка с отклонениями в развитии или поведении в социальную среду, в адекватные взаимоотношения со сверстниками и общественно полезную деятельность.

Адаптация – процесс приспособления индивида к изменившимся условиям или преодоление им возникающих трудностей. Школьная адаптация – процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.Напротив, дезадаптация – это состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности. Например, результатами школьной дезадаптации могут быть неуспеваемость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, негативное отношение к учению, пропуски занятий, педагогическая запущенность, асоциальное поведение и т.п.

Резюме

Итак, педагогика как наука и практическая деятельность направлена на социальное воспроизводство поколений, т.е. является функцией общества, без реализации которой общество не могло бы существовать. Термином «педагогика» обозначают: науку, искусство воспитательной практики, технологию и учебный предмет.

Педагогика как наука об образовании человека имеет свой объект и предмет исследования. Она изучает процесс развития и формирования личности в условиях образования (воспитания и обучения).Педагогика одновременно является и теоретической, и прикладной наукой.

Основными категориями педагогики выступают: развитие, обучение, воспитание, образование. Особенно сложным является в педагогике понятие воспитания. Воспитание в широком социальном значении есть объективно-закономерное, социокультурное явление, призванное обеспечить передачу опыта, накопленного человечеством в различных видах жизнедеятельности, от старших поколений младшим. Воспитание как педагогический процесс может происходить на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. В узком педагогическом значении под воспитанием понимают специальную воспитательную деятельность, имеющую целью формирование личности в целом, ее отдельных качеств, свойств, отношений и т.п.

В настоящее время педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей в тесной взаимосвязи с другими науками о человеке и обществе. В связи с ростом количества детей, имеющих отклонения в развитии и проявляющих девиации в поведении, большое значение в современной педагогической теории и практике приобретают проблемы коррекционного педагогического процесса. Эти проблемы и призвана решать коррекционная педагогика.

Педагогика, а также ее объект – образование - часть культуры общества. Её достижения всегда общественно значимы. Более того, уровень развития общества (государства, народа), его культуры характеризуется прежде всего тем, как организовано образование, каков ценностный статус образования в обществе.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Докажите, что педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знания и не отделима от развития общества.

2. Раскройте различные значения термина «педагогика».

3. Охарактеризуйте объект и предмет педагогики как науки.

4. Определите основные категории и понятия педагогики.

5. Какова современная трактовка категории «образование»?

6. Изобразите схематически взаимосвязь основных категорий педагогики.

7. Охарактеризуйте формы связи педагогики с другими науками о человеке и обществе (на примере конкретных наук).

8. Назовите и дайте краткую характеристику основных отраслей педагогических знаний.

9. Каковы предмет и задачи коррекционной педагогики?

10. Определите основные (специальные) понятия коррекционной педагогики.

Рекомендуемая литература

1 Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. – Гл. 1.

2 Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. - Мн.: ООО “Асар”, 2003. – C. 7-23.

3 Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. - М.:

Издательский центр “Академия”, 1999. – С. 5-10; С. 41-66.

4. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Мн.: Аверсэв., 2003. – С. 21 - 47.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – С. 5-14.

6. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 7-29.

7. Пуйман, С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман. – Минск: «ТетраСистемс», 2001. - С. 6-16.

8. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. 1.

9. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 58-79.

10. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. –

С. 8 – 25.

11. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Мн.: Універсітэцкае, 2000. – С. 10-30.

12. Хитрюк, В.В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций / В.В. Хитрюк. – Мн.: Жасскон, 2006. – С. 6-22.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: