Тема: «Физиология выделения»

Цель занятия: изучить функцию почек, их роль в организме и регуляцию мочеобразования, изучить роль других органов выделения.

Задачи занятия:

-изучить роль почек в поддержании постоянства внутренней среды организма;

-изучить механизмы мочеобразования;

-изучить механизмы регуляции мочеобразования;

-изучить эндокринную функцию почек;

-изучить выделительную функцию кожи, легких, желудочно-кишечного тракта;

-познакомиться с методами оценки функции почек: проба Реберга, общий анализ мочи.

Основные понятия по теме:

Юкстагломерулярный комплекс, диурез, гистогематические барьеры, орган кроветворения, депо антианемического фактора, депо минералов, депо крови, инактивация токсинов, обмен витаминов, свертывании крови, процессы гомеокинеза, фильтрация, реабсорбция, секреция, эффективное фильтрационное давление, клиренс, почечный порог выделения, реабсорбция, ренин-ангиотензи-альдостероновая система, общий анализ мочи.

Вопросы к занятию:

1. Выделение как один из компонентов сложных функциональных систем, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма. Органы выделения, их участие в поддержании важнейших параметров внутренней среды.

2. Физиологические особенности кровоснабжения в почках. Нефрон, строение, кровоснабжение.

3. Механизм образования первичной мочи, ее количество и состав. Понятие клиренса.

4. Образование конечной мочи, ее состав и свойства. Реабсорбция в канальцах, механизм ее регуляции.

5. Противоточная система нефрона. Принцип ее организации, механизмы концентрирования мочи.

6. Образование конечной мочи, ее состав и свойства. Процессы секреции в почечных канальцах, механизмы его регуляции. Общий анализ мочи.

7. Участие почек в регуляции водно-солевого обмена, поддержании рН крови. Процессы экскреции в почечных канальцах.

8. Эндокринная функция почек.

9. Регуляция деятельности почек. Роль нервных и гуморальных факторов.

10.Процесс мочеиспускания, его регуляция.

11.Кожа как выделительный орган. Функции сальных и потовых желез, регуляция их деятельности. Невыделительные функции кожи.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите органы выделения, какова их основная функция?

2. Опишите процесс фильтрации, что такое эффективное фильтрационное давление?

3. Опишите основные механизмы реабсорбции, что такое облигатная и факультативная реабсорбция?

4. Назовите, какие вещества почки выделяют в кровь, каково их значение?

5. Перечислите гормоны, регулирующие процесс мочеобразования.

Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература

1. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная/ Под ред. А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Москва: Советский спорт, 2012. -624 с.

2. Агаджанян Н. А. Нормальная физиология:учеб. для студентов мед. вузов / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: МИА, 2012. - 571 с.

Дополнительная литература

1. Бреслав И. С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте: рук. для изучающих физиологию человека / И. С. Бреслав, Н. И. Волков, Р.В. Тамбовцева. - Москва: Советский спорт, 2013. - 333,.

2. Медицинская физиология/ под.ред А.Гайтона.-Москва., «Логосфера», 2008.-1296с.

3. Физиология человека Compendium/ Под.ред. Б.И.Ткаченко.,Млсква., «Гэотар-Медиа».,-2009.,-496с.

4. Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. - М., «Мир», 1996.- Т.1: 323с., т.2: 641с, т.3: 875с.

5. Физиология человека/ Под. ред Дегтярева В.П.-М. Медицина, 2006

6. Нормальная физиология. В 3 / под.ред. В.Н. Яковлева.-М. Академия, 2006

7. Физиологические особенности организма людей разного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам / Под ред. А.С. Солодкова. - С-Пб.: С-Пб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998- 179 с

8. Физиология спорта / Под ред. А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуб. - С-Пб.: С-Пб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 227 с

9. Возрастная физиология и школьная гигиена / Под ред. А.Г. Хрипова с соавт.-М: Просвещение, 1980.

10. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе / Под ред. А.С. Солодкова.- С-Пб.: С-Пб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997.- 47 с.6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: