Нормативная база деятельности УМВД России по Тульской области

Основная задача и обязанность полиции России — это защита жизни, здоровья, имущества граждан от противоправных посягательств, поддержание общественного спокойствия и порядка, помощь людям в тяжелых жизненных ситуациях. Здесь также можно говорить и про обеспечение полицией публичного порядка – правовой категории, призванной характеризовать систему отношений «человек – закон».

Реформирование системы МВД России является закономерным процессом, ибо давно уже назрела потребность российского общества в повышении доверия к сотрудникам органов внутренних дел и улучшении качества их деятельности. Должны создаваться эффективные механизмы для обеспечения внутренней дисциплины и внешнего контроля, а также надзора за должностными лицами системы поддержания правопорядка. Каждый орган охраны общественного порядка должен представлять общественность в целом, нести перед ней ответственность и быть ей подотчетным, ибо социальный заказ общества для полиции – в сущности, уменьшение вероятности совершения преступлений и правонарушений в аналогичных ситуациях впредь там, где для этого есть соответствующие условия. Формулируя заказ для полиции подобным образом, общество должно всячески содействовать увеличению функционального потенциала полиции, а если это необходимо – подключать для повышения его эффективности и собственные возможности.

Известно, что толчком к преобразованиям в Министерстве внутренних дел РФ стал трагический инцидент 2009 г. в московском супермаркете, где майор милиции Евсюков устроил стрельбу по посетителям. Дмитрий Анатольевич Медведев, пребывающий на тот момент на посту президента России, инициировал масштабное реформирование Министерства, которое должно было очистить его ряды от «оборотней в погонах» и в целом повысить эффективность деятельности оставшихся сотрудников. 24 декабря 2009 г. был принят Указ Президента РФ № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Данным указом и последующими нормативными правовыми актами был определен комплекс мер, направленных на кадровое и тыловое развитие органов внутренних дел, дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел, обеспечение жильем сотрудников, проведение комплекса антикоррупционных мероприятий в системе МВД России, создание новой, более совершенной системы оценки деятельности органов внутренних дел.

В целом следует отметить, что три федеральных закона, подписанных Президентом России в 2011 г., явились основой создания правовой базы для коренного обновления системы Министерства внутренних дел. Это законы «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел» и «О службе в органах внутренних дел». Вступление в силу закона «О полиции» позволило осуществить организационно-штатные преобразования в системе органов внутренних дел в соответствии с общими принципами организации федеральных органов исполнительной власти.

Все это свидетельствует о том, что переименование российской милиции в полицию не является простой «сменой вывески» и попыткой вернуться к прежнему историческому названию. Принятые меры направлены на коренное изменение сути и предназначения правоохранительной миссии органов внутренних дел. Сегодня главная задача – взаимодействие и сотрудничество полиции и общества в целях обеспечения безопасности граждан и правопорядка в стране. Следует учитывать и международное значение происходящих коренных преобразований. Преобразование милиции в полицию отражает объективную необходимость дальнейшей интеграции правоохранительных сил России в мировое полицейское сообщество в целях эффективной борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью[1].

Продолжая демократизацию правоохранительной деятельности, законодатель, закрепляя цели, права, обязанности и принципы деятельности полиции, отразил в законе постулаты построения демократического правового государства, имплементировав положения ряда присоединенных Россией международных конвенций в области защиты естественных прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем, всем очевидно, что регламентация полномочий полиции большим количеством подзаконных актов тормозит проводимую модернизацию, и систематизация полицейского законодательства в виде кодификации нормативных правовых актов, определяющих законодательные основы деятельности полиции (например, Полицейский кодекс), необходима. В настоящее время только ведомственных приказов, регламентирующих деятельность полиции, около двух тысяч, и принятый Федеральный закон «О полиции» это первая попытка унифицировать деятельность полиции на основе структурированно изложенных и раскрытых принципов деятельности.

Кодификация полицейского законодательства и консолидация ведомственных нормативных правовых актов с целью сокращения их числа обеспечат системное и последовательное регулирование деятельности полиции в соответствии с требованиями совершенствования и стройности полицейского законодательства.

Анализ законодательного регулирования деятельности полиции системы МВД России, к сожалению, позволяет сделать вывод, что провозглашенная идея концентрации обязанностей данного государственного формирования в основном в федеральном законодательстве полностью не реализована. В Федеральном законе «О полиции» много отсылочных норм, в силу чего возникает определенная коллизия — несостыкованность норм основного полицейского закона и норм, содержащихся в других законодательных актах. Состыковка таких норм должна быть одной из первоочередных законодательных инициатив.

В работе по систематизации полицейского законодательства следует помнить о необходимости формализованного упорядочения нормативного правового материала по всему массиву правового регулирования. Определив сферу общественных отношений, законодатель устраняет устаревшие и неэффективные нормы права, разрешает юридические коллизии и ликвидирует пробелы в целях придания нормативному правовому материалу надлежащей системности, степени его организованности и правовой определенности. Поиск достижения оптимальной внутренней структурированности и согласованности, обеспечение эффективности правового регулирования, а также доступность и удобство при реализации правовых норм — неотъемлемая юридико-техническая задача.

Нынешнее закрепление законодательством Российской Федерации существующего правового режима деятельности полиции не соответствует современному содержанию и специфике в этой области и связанным с ними иным общественным отношениям. Среди множества недостатков современного российского правового регулирования деятельности полиции наиболее существенными являются отсутствие надлежащей системности полицейского законодательства, налаженности его внутренних связей и наличие множества противоречащих один другому и не объединенных едиными принципами правового регулирования законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.

Очевидна слабая развитость ведомственного регулирования деятельности полиции при огромном количестве подзаконных актов и, вместе с тем, явно недостаточная качественная обеспеченность законодательных актов подзаконными. И эту проблему не смог полностью преодолеть профильный Федеральный закон «О полиции» даже с учетом последующего принятия сопутствующих федеральных законов и подзаконных актов Президента, Правительства и Министерства.

Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность проведения комплексной кодификации и консолидации регламентирующих актов за счет отсеивания устаревших сегментов и элементов правовой регламентации, тормозящих развитие полицейского права и деятельности полиции в целом, как наиболее эффективных способов систематизации полицейского законодательства.

Законодательный вектор модернизации и, следовательно, систематизация полицейского законодательства обеспечат последовательное регулирование деятельности полиции, поскольку закрепленный действующими законодательными и подзаконными актами правовой режим в сфере полиции недостаточно соответствует содержанию и специфике правоохранительной и правоприменительной деятельности, не отвечает требованиям обеспечения развития и совершенствования полицейского законодательства.

Важнейшей составляющей профессиональной зрелости сотрудника полиции является его умение решать служебные задачи в тесном контакте с людьми, понимание насущных проблем, без решения которых обеспечение правопорядка и социальной стабильности в обществе невозможно.

Важнейшей задачей современной полиции является курс на выстраивание модели социального партнерства с государственными и общественными структурами, с формирующимися институтами гражданского общества, с широкой общественностью. Подобного рода задачи предъявляют более высокие требования к личности сотрудника полиции, к его человеческим и гражданским качествам, наличие которых должно стать основой для повышения уровня доверия населения к силовым структурам, для повышения авторитета полицейской службы, для создания позитивного образа полиции в обществе.

Формирующийся в ходе реформирования органов внутренних дел новый образ современного полицейского предъявляет и новые требования к подготовке специалистов в соответствующих образовательных учреждениях. Очевидно, что этот процесс должен носить системный, преемственный и целостный характер. Так, в Институте законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации выстраивается система научного сопровождения кадровой политики, при которой все её стадии: профессиональная ориентация молодёжи для службы в органах внутренних дел, подготовка специалистов в процессе обучения в институте и повышение квалификации сотрудников территориальных органов, - неразрывно связаны между собой.

Вместе с тем, как показал опыт последних лет, качество подготовки сотрудников полиции не исчерпывается только узко профессиональной, специальной подготовкой, формирующей навыки и умения, необходимые для решения конкретных задач. Деятельность сотрудника полиции неразрывно связана с теми проблемами, с которыми сталкиваются люди в своей повседневности. Оказание помощи и поддержки населению в решении этих проблем предполагает выполнение полицейскими широкого спектра общесоциальных задач, повышает их гражданскую и профессиональную ответственность перед людьми.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: