Основные компоненты культуры

Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов.

Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.

Второй компонент культуры — социальные нормы. Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.

Третий компонент культуры представляет собой средства передачи культурных образцов, с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет. Такой способ распространения культурных образцов позволяет членам общества в точности передавать сложные переживания, системы идей или верований и, не прибегая к демонстрациям, создавать обобщенные образы различных объектов внешней среды.

Символическая коммуникация также является важным средством передачи культурных образцов в человеческом обществе. Суть использования этого средства заключается в том, что с помощью вербальных (словесных, речевых) и невербальных жестов передается основной смысл идеи, настроения или чувства. В качестве образцов символической коммуникации могут служить восклицания, телодвижения, эмблемы, рисунки, мимика. Отличительной особенностью этого средства передачи культурных образцов является отсутствие точности, двусмысленность, что позволяет достаточно вольно интерпретировать символические жесты. Для членов общества символическая коммуникация необходима, так как содержит эмоциональный оттенок, позволяет понимать культурные образцы с точки зрения индивидуальных систем ценностей, не требует для понимания сложных словообразований.

34. Современные общества отличаются повышенным динамизмом социокультурных изменений. Меняются социальные условия жизнедеятельности, а вслед за ними и структуры потребностей, интересов, ценностей различных социальных групп и способы их социального взаимодействия. Поиск новых социокультурных образцов связан с постоянной их переоценкой, отмиранием и появлением новых образцов. Стремительная их смена является основным отличием современной социокультурной динамики.

Отмеченные изменения осуществляются под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов. Важнейшим из них становится массовая информация, а главным социальным агентом выступают средства ее производящие и транслирующие. С помощь СМИ происходит передача не только информации, но и опыта, знаний и оценок, суждений и эмоций, создание картин мира и формирование идентичностей.

Благодаря СМИ на наших глазах человечество вступило во взаимозависимый мир, в котором характер социокультурных изменений определяется не просто самим фактом их воздействия, процессами глобализации, при которой СМИ встраиваются в процесс универсализации и становятся универсальным механизмом социокультурной унификации. Отличие современных глобализированных СМИ заключается в их способности практически мгновенно охватывать пространство всей планеты.

Между тем, СМИ, с одной стороны, связывают воедино разрозненные культурные миры, а с другой - в процессе взаимодействия с конкретными культурами еще больше высвечивают их различия. Россия, вставшая в конце 80-х - начале 90-х годов на путь либеральной открытости примеряет различные модели иных культур и цивилизаций, которые часто ассоциируются с так называемой «западной» цивилизацией. Однако

стремление интегрироваться в западное культурное пространство приводит к драматическим коллизиям в российской политике, экономике, культуре, в индивидуально-личностном существовании людей. Образ жизни и склад духовного мира, укоренившийся за десятилетия и столетия, несмотря на радикальные перемены, вносит существенные коррективы в способы адаптации к новым культурным влияниям. Это выражается и в том, как понимается демократия, и в том, как строятся рыночные отношения, и в том, как сегодня развивается искусство, и как реализуется полноценность индивидуальной человеческой жизни. Недооценка традиционных ценностных, нравственных, этических особенностей российского общества часто является причиной неуспеха очередного социокультурного проекта.

Открытость российского общества и его взаимодействие с глобальными СМИ порождает множество противоречий. Эти противоречия связаны, во-первых, с резкими, контрастными изменениями в культурной матрице, когда на смену одним духовным характеристикам приходят новые ценности, заимствованные из западного общества потребления. К ним принято относить индивидуализированные достиженческие ценности (стремление к обогащению и карьере, культ силы, денег, власти и пр.). Во-вторых, с манипуляцией, которая является формой культурного воздействия СМИ на современное общество. При этом объектом их воздействия является не долг, а индивидуализированное удовольствие. В-третьих, с коммерциализацией самих СМИ и их включением в механизм действия общества потребления в качестве одновременно, и товара, и агента социализации. В-четвертых, с виртуализацией и глобализацией социокультурных образцов, появлением дополнительного виртуального поля для расширенного воспроизводства массовой культуры в условиях формирования все новых глобальных информационных сетей. Вот почему художественная продукция давно приобрела характер дайджеста и шоу, обслуживая спрос массовой культуры. А современная молодежная культура, отличающаяся повышенной реактивностью на подобные процессы, все более

отрывается от национальной культуры, традиций, приобретая своеобразный "наднациональный", космополитический характер. Это проявляется в моделях поведения, языке, культурных пристрастиях, литературных увлечениях, особенно в популярной молодежной музыке и живописи. Все это не может не отражаться в изменениях культуры как совокупности ценностно-нормативных образцов и способов организации жизнедеятельности, а современная стадия развития российской культуры и искусства воспринимается скорее как их упадок. СМИ здесь играют далеко не последнюю роль.

Таким образом, проблема исследования состоит в противоречиях влияния СМИ на процесс социокультурных изменений в современном российском обществе.

35. Понятие ценностей и ценностных ориентации. Ценностное и научное познание: сходства и их различия.

Ценности – разделяемые в О убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Соц ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности.

Ценность – есть цель сама по себе., к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.

В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности – это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. ЦО внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, хар-ют жизненные притязания. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они образуют своего рода внутренний стержень культуры, определяют линию поведения индивида.

Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «ценностные ориентации», все исследователи сходятся во мнение о том, что ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов.

Ц и ЦО обладают двуми важнейшими качествами: высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытоси О, его групп и индивидов. При смене Ц и ЦО возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового.

В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Франкл показал, что ценности не только управляют действиями, они выполняют роль смыслов жизни и составляют три класса: ценности творчества; ц. переживания (любовь); ц. отношения.

Классификация ценностей. 1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспр-во сложившихся норм и целей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в О жизни). 2. Базовые (хар-ют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные. 3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном О средства достижения целей). 4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.

Н. И. Лапин предлагает свою классификацию ценностей, базируясь на следующих основаниях:

По предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и др.); По функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые); По потребностям индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные); По типу цивилизации (ценности обществ традиционного типа, ценности обществ типа modernity, общечеловеческие ценности).

социальные нормы - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию.

Ценностное познание - мировоззренческие представления, сформированные на базе ведущих ценностей. Сюда относятся религиозные, эстетические, художественные, этические и педагогические знания. Процесс познания всегда сопряжен с оценками. Оценка организует деятельность, в том числе познавательную.Оценки основываются на понятии ценность. Для ученых в качестве непосредственных внутренних ценностей выступают познавательная информация, истинное ее содержание, научная картина мира, стиль научного мышления, методы, методики проведения экспериментов и т.д. Ученым свойственны также социальные ценности - этические, политические, мировоззренческие, эстетические и др. В наше время возрастает роль социально-этического и гуманистического аспектов развития науки. Одни лишь методологические принципы нередко оказываются недостаточными для принятия конкретных решений в ходе научной деятельности. Важную роль в познании играет субъектно-ценностный компонент, связанный с тем, что для освоения реальности нужны воля, страсть, научная смелость, настойчивость, воодушевление, воображение, интуиция, логическое "чувство" и многие другие качества и способности творческой личности. Проблема ценностного познания состоит в том, какой должна быть такая ориентация познания!

Нормативное познание. Основа его – понятие научной рациональности, которое понимается как постоянная апелляция к доводам рассудка и разума, как максимальное исключение деформирующего влияния эмоций, страстей, личных мнений при принятии тех или иных решений, связанных с познанием. Предпосылкой научной рациональности является тот факт, что наука осваивает мир в понятиях. Оперирование понятиями позволяет науке выполнять основные познавательные функции: описание, объяснение, предсказание. В плане рациональности научное познание характеризуется еще двумя чертами - это доказательность и системность, что отличает научное познание от обыденного. Методы научного познания подразделяются на три группы: специальные методы, применимые в отдельных науках; общенаучные методы и универсальные, которые характеризуют человеческое мышление в целом. К приемам научного познания относятся анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, индукция, дедукция и аналогия, моделирование. К приемам, формам и методам научного познания относят также наблюдение, измерение, эксперимент, гипотезу.

Различия. 1.В литературе “ценностное познание” иногда резко противопоставляется научному. Данное противопоставление берет начало в философии Юма. В своем “Трактате о человеческой природе” Юм недвусмысленно выразил недоумение по поводу того, с какой легкостью многие авторитеты переходят от рассуждений о том, что есть на самом деле к рассуждениям о том, что должно быть. Он показал, что в то время как первые выражают отношение между объектами, вторые – “лишь чувства по поводу поведения человека или определенного возможного состояния дел и не имеют объективного основания”. Таким образом, если для научного познания, согласно данной концепции, характерны поиски истины, и оно может быть квалифицировано как истинное или ложное, то аксиологическое познание стремится к анализу явлений действительности в аспекте их значимости, ценности для субъекта. Поэтому суждениям ценности признак истинности или ложности не может быть приписан. 2. Ценностный подход более динамичен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: