Валидность и надежность психодиагностических методик

Надёжность – согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемых в различные моменты времени. Т.е. надежность методики характеризует возможность получения с её помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства).

Надежность методики можно установить способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

Для определения надежности применяют следующие корреляционные методы:

Ретестовая надежность определяется с помощью повторного проведения теста на той же выборке испытуемых, обычно через две недели после первого тестирования. Затем осуществляется расчет коэффициента корреляции между двумя показателями.

Надежность взаимозаменяемых форм основана на том, что одни и те же испытуемые могут тестироваться в первый раз с помощью одной формы, а во второй- с помощью другой сравнимой.

Метод расщепления – при однократном применении одной формы теста используется процедура расщепления, при которой каждый испытуемый получает два результата за счет разбиения теста на две сопоставимые части.

Валидность и её виды.

Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о её соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначается.

Характеристика валидности методики включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет, но также информацию об условиях, о сфере её применения.

Выделяют три основных вида.

Содержательная – закладывается в тест уже при отборе соответствующих заданий, эксперты указывают тестируемые области содержания.

Критериальная - показывает насколько по результатам теста можно судить об интересующем аспекте поведения индивида. Бывает двух видов: 1.прогностическая – означает в какой степени результаты теста могут способствовать прогнозу поведения испытуемого в будущей реальной ситуации; 2.текущая – не предсказывает будущие результаты. Различие основывается не на времени, а на цели тестирования.

Конструктная – показывает, насколько результаты теста могут рассматриваться в качестве меры некоего теоретического конструкта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: