double arrow

Что люди знают об ангелах?


- Владыка, расскажите, пожалуйста, что люди знают об ангелах? А.П. Чехову принадлежит удивительная фраза: «Не пусто между небом и землей». И, наверное, у многих из нас есть свой опыт, когда нам чудом удавалось избежать какой-то беды, и мы понимаем, что это была помощь нашего Ангела Хранителя. Владыка, что это за творения?

- Один мой знакомый фронтовик рассказал мне такую историю: однажды, во время затяжных боев, после тяжелого дня, он вместе с товарищами спал в блиндаже. И вот ночью вдруг его словно кто-то начал трясти за плечо. Он встал, еще полусонный, вышел из блиндажа и, мало что соображая, пошел куда-то вперед. И только он отошел от блиндажа на какое-то расстояние, как ухнул разрыв снаряда: началась артподготовка, и прямым попадани­ем снаряд упал туда, где он только что спал. Этот случай поразил его, а уже после войны он узнал, что его мать — женщина религиозная, всю войну молилась за сына его Ангелу Хранителю. Наверное, таких примеров мож­но привести множество, мне в своей пасторской практике часто доводится слышать, когда человек говорит: «И вот тут как будто кто-то меня остановил или, наоборот, направил».




И вот этот «кто-то» и есть Ангел Хранитель человека.

- Владыка, а что нужно делать человеку, если он таким чудесным образом избежал катастрофы или просто неприятности?

- Ну, уж конечно, не начинать отмечать это событие, как это часто бывает у нас принято. Надо заказать благодарственный молебен, то есть поблагодарить Бога. Ангелов называют еще Небесным воинством, в переводе с греческого, слово «ангел» — это вестник, вестник воли Божьей. Ангелы — это духовные существа, через которых Господь являет нам Свою волю, и они помогают человеку эту волю исполнить.

- То есть это посредники между Богом и человеком?

- Ябы сказал, что их служение шире. Ангелы являются в самые важные моменты взаимоотношения человека с Богом. Из Священного Писания и Предания мы знаем, что это существа духовные, бестелесные, или — раньше по этому поводу шли споры — обладающие так называемым тонким телом. Во всяком случае, мы знаем, что для того, чтобы иметь возможность выполнить свою миссию, они могут принимать образ человека — вспомните историю спасения правед­ного Лота из Содома. Так как это существа духовные, для них не существует проблемы перемещения в пространстве, и в ангеологии — науке об ангелах — говорится, что ие­рархия этих духов была установлена вне времени, поэтому она и неизменна. Мы также знаем, что ангелы одарены волею, умом, мо­гуществом и «ведением», то есть знаниями. Они безгрешны и приближены к Богу. И тут надо сказать, что кроме ангельского мира есть мир «духов злобы поднебесных», глава которых носил имена дьявол (греч. — «клеветник, обольститель») или сатана (евр. — «враг, противник») и много других имен, и человек испытывает на себе действие как добрых ангелов, так и «духов злобы поднебесных». Мы уже рассказывали о том, что ангельский мир был сотворен Богом, и одним из самых могу­щественных, одаренных ангелов в этом мире был Денница. И вот Денница, наделенный от Господа свободой воли, решил сам стать как Бог, он восстал против Творца, начал отрицать Его, противиться Ему и стал темным, злым духом, то есть дьяволом, сатаной. Бо­лее того, он увлек за собою других ангелов, которые в этом противлении Богу стали бе­сами. Так сатана создал свой мир злобы, и началась война, где ангельское воинство против сатаны возглавил Архангел Михаил, его еще называют Архистратигом, то есть верховным воином. 21 ноября Церковь отмечает день Архангела Михаила и его воинства. Со словами Архангела Михаила: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» дьявол был «как молния» низвергнут вниз, в преиспод­нюю, в ад. Апостол Иуда так пишет о духах злобы поднебесных, что это ангелы, не со­хранившие своего достоинства, которых Господь «соблюдает в вечных узах, под мра­ком, на суд великого дня» (Иуд. 1.6). По уче­нию Церкви, духи злобы поднебесные противодействуют ангелам и всячески вредят людям.



- Владыка, а их много?



- «Как твое имя?» — спросил Иисус беса, который жил в Гадаринском бесноватом. На­звать свое имя — это значит определить свою сущность. И бес ответил: «Легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5. 9). Но ведь и ангелов много, по словам Иоанна Богослова, их «тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр. 5. 11), и по точному определению апостола Павла, ангелы — это «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1.14).

- То есть для тех, кто может спастись. Вла­дыка, а откуда люди, тот же апостол Иоанн Богослов, узнали, как выглядят эти творения другого, духовного мира?

- Ну не такой уж он и другой. Ведь чело­век, кроме своей телесной природы, имеет еще и духовную. И в одном из псалмов сказано о человеке, что он мало чем умален перед малыми (т. е. ангелами) сими (Пс. 8. 6). То есть и человеку дано даров не намного меньше, чем ангелам, другое дело, как он распо­ряжается ими. Что касается знаний об ангелах, то это результат откровений. И тут надо помнить две вещи. Во-первых, даже если та­кое откровение было, его очень трудно вмес­тить и уж тем более описать — об этом говорит апостол Павел в своем Втором послании к Коринфянам. И потом, если уж человек и описывает свой мистический опыт, то он выражает его в своих образах и категориях, то есть эти описания носят метафорический характер. Возьмем, например, Откровение Иоанна Богослова — там условный, метафорический язык.

А во-вторых, явление человеку духовных сил, буквальное явление — это, по свидетельству тех, с кем это происходило, — собы­тие небезопасное. Известно, как пророк Даниил рассказывал о своем состоянии, когда ему явился Ангел (Дан. 10. 4-6, 8-9), - он лежал бездыханный.

Апостол Павел, рассказывая о своем опыте, говорил, что это «нельзя переска­зать» (2 Кор. 12. 4). Но у Церкви есть очень интересная книга — трактат «О Небесной Иерархии», написанная учеником апостола Павла Дионисием Ареопагитом. Язычник Дионисий был членом верховного Афинско­го суда — Ареопага, когда туда со своею проповедью пришел апостол Павел. И Дионисий, услышав Павла, уверовал, крестился и написал потом трактат «О Небесной Иерархии», в котором рассказывается о строе жизни ангелов, их иерархии и их служении. В этой книге много интересного, хотя, конечно, когда мы говорим об ангелах, мы все-та­ки должны понимать, что имеем дело с явлением, превосходящим наш разум, многие аналогии здесь условны, и о многом мы можем только догадываться.

По Дионисию Ареопагиту (и Церковь согласна с ним, тут никогда не было споров), все ангелы разделяются на три иерархии, в каждой из которых по три чина. Эта Небесная иерархия предназначена для осуществления Божественного замысла, и каждый чин имеет свою зону ответственности, свое предназначение, свое служение. Кратко расскажем о них. Первые три чина, ближайшие к Богу, - это Серафимы (буквально: пламен­ные, огненные), Херувимы (буквально: многоочатые, т. е. всевидящие) и Престолы.

- Это Серафимы обычно изображаются шестикрылыми и о них написал А. С. Пушкин в хрестоматийном «Пророке»?

- В книге Пророка Исайи рассказывается о том, что когда Исайя увидел Господа, окруженного Серафимами, он стал сокрушаться о своей нечистоте. О том, что его уста нечисты для того, чтобы пророчествовать, рассказывать о Господе. И тогда, как рассказывает сам пророк, к нему прилетел один из Серафимов. В руке у него был горящий уголь, который он клещами взял из жертвенника. Он коснулся этим углем уст Исайи и сказал: «...грех твой очищен» (Ис. 6. 7). Так Исайя стал пророчествовать.

- Теперь понятно, откуда пушкинское «глаголом жечь сердца людей».

- А о Херувимах мы знаем, что после изгнания Адама и Евы из рая Бог «поставил на востоке сада Едемского Херувима и пламен­ный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3. 24). Престолы — носящие Бога, служат правосудию Божьему.

Во второй, средней иерархии следующие три чина святых Ангелов: Господства, Силы и Власти. По мнению отцов Церкви, Господ­ства научают людей заботиться о душе, промышлять о ней, внушают человеку господствовать над своими страстями, греховными привычками. Господства дают силу земным правителям промыслительно управлять тем, что им вверено.

- То есть в поговорке «Кто не владеет собой, тот не властен ни над кем» есть глубинный смысл.

- Конечно. Следующий ангельский чин — Силы. Святые Силы творят чудеса, носят немощи слабых, укрепляют изнемогающих и ниспосылают благодать чудотворения Божьим угодникам. Власть, которой облечены Ангелы следующего чина, невыносима для дьявола, поэтому эти Ангелы и называются Властями.

В третьем лике три следующих ангельских чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала — это ангельский чин, который дается целым народам, городам, человеческим обществам. Архангелы, по словам Дионисия Аре-опагита, «определены для научения». Им Господь открывает Свою волю. Помните, как Архангел Гавриил явился Захарию и Де­ве Марии, предвещая рождение Иоанна Крестителя и Иисуса.

Ангелы — это ближайшие к нам ангельские чины, и если Архангелы научают человека узнавать волю Божью, наставляют на указанный Богом путь, то Ангелы по этому пути ведут. Они помощники Христа в деле спасения, они охраняют людей, Ангелы возносят свою молитву за людей, они предстоят за нас перед Богом и несут души праведников в рай (Лк. 16. 22). По словам Иоанна Златоуста, «весь воздух наполнен ангелами».

- Владыка, а каждый ли человек имеет Ангела Хранителя?

- Господь благословляет и просвещает каждого приходящего в мир, каждому дан дар веры, но именно при крещении, то есть при духовном рождении, мы получаем Ангела Хранителя. То есть человек должен духовно родиться, чтобы находиться в одном пространстве с духовными силами, ангелами. Вот как мы обращаемся к Ангелу Хранителю в молитве к нему: «Ангеле Христов Святый. К тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения...» Более того, когда мы, например, освящаем жилище, мы молитвенно просим Ангела Хранителя этого дома, или храма, или даже какого-то учреждения о защите.

Внимательно вчитайтесь в утреннюю и вечернюю молитвы к Ангелу Хранителю, там очень точно сформулировано и то, о чем мы его просим, и то, чего мы не должны де­лать.

- Владыка, а Ангел Хранитель может отпадать от человека? И почему?

- Василий Великий говорил, что Хранителя нашей жизни, Ангела, отдаляет от нас наш же «многопечальный» грех. Конечно, Ангел Хранитель не оставит человека до тех пор, пока человек сам не оставит Бога, то есть когда человек расположит свою волю так, что выберет не Свет, а тьму... Ведь если человек выбирает не Свет, то есть не жизнь в Боге, а тьму, то те зеркала, которые будут вокруг него (а современные богословы часто используют образ, когда дух вокруг нас сравнивается с зеркалами), станут отражать не свет, а эту тьму. Человек сам выбирает Богооставленность.

- Но хочется думать, что Ангел Хранитель, чья задача спасти человека, не может махнуть на прощанье крылом и сказать: «Послушай, да пропадай ты, как сам того хочешь!»

- Знаете, есть такая притча. Один человек возроптал на своего Ангела, и тогда Ангел явился ему и открыл глазам человека весь его жизненный путь. И это была длинная непрямая дорога, на которой были следы дво­их, идущих рядом: человека и Ангела. Но где-то на этом извилистом пути вторые сле­ды пропадали, и оставались следы только одного идущего. И тогда, увидев это, человек, закричал: «Смотри! — указывая на от­резок пути, где второй след обрывался. —

Смотри! Ты знаешь, что вот тут у меня умер близкий, потом я долго болел, по­том, смотри, вот здесь, мне было так плохо, я ошибался, и меня предали даже друзья! И где, где же ты, скажи, был в это время?» И Ангел ответил: «Я нес тебя на руках...»







Сейчас читают про: