double arrow

Удар Шлыкова и Телегина

Не прошло и месяца, как «лесной человек» снова стал одним из самых популярных и любимых людей в отряде. Он очень быстро перезнакомился с бойца­ми и командирами. Некоторые из них знали его с осени 1941 года, а большинство других слышали о нем из рассказов Шлыкова. Но теперь Валентин создал себе авторитет сам, своим отношением к де­лу, к товарищам.

Возвращение Телегина в отряд совпало с переходимна подрыв вражеских поездов с помощью шнура и электрокабеля. Применение этого способа обеспечивало возможность производить взрыв под любым вагоном эшелона.

Однажды вечером Шлыков с Телегиным вошли в штабную землянку и стали просить меня направить на подрыв поездов новым способом.

Получив разрешение, друзья подобрали себееще и трех человек из «штабных», и пятерка двинулась в вЖйом направлении, на линию Ковель — Сарны.

Этот район гитлеровцы считали своим глубоким тылом. Партизанских отрядов здесь не было. Зато в каждом местечке и даже в деревнях были созданы профашистские группы националистов-бендеровцев.

Фашистские оккупанты чувствовали себя здесь вне опасности. По нескольку человек они свободно разъезжали по хуторам и селам. Районы были на ­ воднены всевозможными заготовителями и просто спекулянтами. Сюда приезжали из Германии офицеры и чиновники в отпуск с семьями на отдых и гразавоеванной «вотчины».

Пятерке подрывников приходилось скрываться в лесу днем и ночью. Трудно было добывать продукты питания. Все же группе Шлыкова и Телегина уда­лось добраться до линии железной дороги в районе станции Горынь.

Вокруг простирались сплошные болота, поросшие местами мелким кустарником. Телегин заминировал полотно по всем правилам подрывной техники. Тща­тельно замаскированный кабель был протянут в ред ­ кие невысокие кустики, в которых и залегли минеры.

Было решено в течение дня провести наблюдение за Движением поездов, а после захода солнца пустить под откос первый же поезд, идущий на восток.

Стояли замечательные теплые солнечные днизо­лотой осени. Земля сверкала яркой зеленью отав на сенокосах и желтизной некошеных полей. Яркокрасными пятнами выделялись гроздья рябины, бледно-оранжевыми бликами сверкала неугомонная листва осины на опушках бесчисленных лесов.

Место для наблюдения было выбрано очень удач­ное. Высокая насыпь красивой грядой выступала над ровным профилем болота. Солнечный день обеспечи­вал хорошую видимость.

С 8 часов утра до 12 часов дня по линии прошло семь поездов. На восток шли большей частью порож­ние составы, на запад двигались вагоны, заполнен­ные скотом и хлебом.

В двенадцать показался смешанный поезд. Впе­реди шли платформы, загруженные сельскохозяй­ственными машинами, в хвосте шло несколько ци­стерн с горючим, а посредине — три классных ваго­на, переполненных эсэсовцами.

Они столпились на площадках, у раскрытых две­рей. Слышался их говор, смех.

Шлыков и Телегин молча нарушили принятое ре­шение, Их руки автоматически потянулись к рукоятке подрывной машинки.

Оглушительный взрыв раздался под площадкой, переполненной оккупантами. Классные вагоны поле­тели с насыпи. Скрежет железа смешался с визгом перепуганных гитлеровцев. Задние товарные вагоны и цистерны с горючим полезли на пассажирские. Вспышка синеватого пламени взметнулась над беспо­рядочной грудой дерева и металла.

Пятерке бойцов пришлось уходить по вязкому от­крытому болоту. Наскоро организованное преследо­вание не могло отрезать им путь отхода к лесу. А лес уже служил надежным укрытием.

Поздно вечером, выйдя на ту же магистраль, в двадцати километрах западнее станции Горынь, пя­терка подорвала еще два эшелона. Гитлеровцы хоте­ли окружить смельчаков. Но Шлыков всегда превос­ходно ориентировался в лесу, и пятерка подрывников легко выскочила из несомкнутых клещей.

Под вечер проголодавшиеся хлопцы забежали на хутор к одному поляку и попросили покормить ах. Хозяйка, положив на стол большую буханку хлеба, побежала в погреб. А когда она принесла кувшин молока, хлопцы уже доедали буханку. Хозяйка побе­жала в чулан за хлебом, но когда вернулась, ребята уже выпили все молоко.

Пожилой хозяин-поляк молча стоял у двери и, улыбаясь, наблюдал за ужином проголодавшихся подрывников. Насытившись, хлопцы встали из-за сто­ла и, поблагодарив хозяев, направились к двери.

— Здорово вы, хлопцы, кушаете,— сказал им на прощанье хозяин,— но зато и здорово же опрокиды­ваете фашистские эшелоны. Для таких орлов ничего не жалко.

Хлопцы шли и удивлялись: как это поляк узнал об организованных ими крушениях? Но удивляться было нечего. Весть о людях, опрокидывающих вра­жеские поезда, разносилась с огромной быстротой, вызывая восхищение у местных жителей, ненавидев­ших фашистских оккупантов.

Подрывники благополучно переправились через реку Припять и через линию железной дороги Пинск — Калинковичи. Но заряд взрывчатки, остав­шийся у них, нести обратно на базу им не хотелось, и Шлыков, посоветовавшись с Телегиным, решил этот заряд использовать на линии, патрулировавшейся специальными группами эсэсовцев. Поезда проходи­ли здесь редко и на небольшой скорости. Оставшая­ся мина была подложена под рельс. Протянув шнур, ребята замаскировались в лесу и выставили наблю­дателя. Скоро со стороны Пинска послышался шум, не похожий на стук поезда. Наблюдатель неосторож­но высунулся из-за куста. В пятидесяти метрах от него катилась по рельсам автомотриса с фашистски­ми автоматчиками. Эсэсовцы заметили партизана и, приводя оружие в готовность, начали быстро затор­маживать...

— Огонь! — закричал во все горло подрывник, Убегая от линии.

Мина взорвалась под колесами платформы. Кас­ки эсэсовцев взвились высоко в воздух с продолжи­тельным звоном и, подобно крупным осколкам сна­ряда, разлетелись по прилегавшим к линии кустар­никам.

* * *

Группа Шлыкова — Телегина вернулась на базу со счетом четыре в пользу Красной Армии. Я объ­явил группе благодарность в приказе.

Удовлетворенные результатами своего «удара». Шлыков и Телегин с удвоенной энергией приступили к исполнению своих обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: