Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития)

Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики

Всегда и непременно следует учитывать, что социальная политика является су­губо структурным общественным отношением (взаимодействием способных к субъектному действию элементов социальной структуры). Отсюда исключитель­ная, определяющая важность для практически плодотворного (конкретно-исторического) раскрытия социальной политики учёта её связи с характером общества как целого (во-первых, с характером общественного устройства, С ти­пом общественного строя, во-вторых, — со спецификой фазы, периода, этапа раз­вития общества).

Типы состояний общества как целостной системы лежат в основе типизации социальной политики в крупном плане и позволяют выделить следующие её типы:

• социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных фор­
мациях);

• социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах (в ре­
волюционных ситуациях);

• социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций
(перманентных кризисах общественной системы);

■ социальная политика— в обществах, выходящих из системного кризиса путём коренных (революционных) реформ, т.е. социальная политика переходного периода.

Социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных формация!)

Общественные формации — это такие состояния (полосы) общественного раз­вития, когда социальная и хозяйственная структуры воспроизводятся на своей соб­ственной, социально устойчивой основе и сохраняют свою качественную опреде­лённость. Это периоды относительно «плавного» развития.



Особенностями социальной политики в социально устойчивых обществах яв­ляются;

• стабильный (установившийся и ставший привычным для большинства населе­
ния) порядок взаимоотношений важнейших социальных групп (и классов);

• образование значительных слоев более или менее удовлетворённых своим об­
щественным положением (часто их называют «средним классом»);

• сбалансированность общеклассовых интересов господствующего класса и ин­
тересов его отдельных частей (подчинение интересов частей общеклассовым
интересам). В завершённом виде такое подчинение можно наблюдать в форме
правового государства в демократическом обществе и особенно в форме соци­
ального государства;

• налаживание и поддержание системы мирного социального сосуществования
господствующих и подчиненных классов;

• ослабление чувства социальной несправедливости, снижение уровня массовой
распространённости этого чувства в обществе, снижение влияния протестных,
реформистских и особенно революционных идеологий, ослабление и упадок
рабочего движения, социальных движений, протестных и освободительных
движений. Одновременно распространяются идеологии социал-реформистс­
кого и социал-партнёрского толка.

В периоды «плавного» социально-экономического развития взаимоотношения господствующих и подчинённых социальных групп и классов, властей и «низов» протекают в относительно мирных и отрегулированных законами формах. Прави­тельства дают обещания относительно улучшения социального положения различ­ных социальных групп, проводят меры по поддержанию благоприятной экономи­ческой конъюнктуры, намечают социальные программы, идут на улучшение социально-трудового законодательства. Оживляется и приносит плоды практика переговоров между работодателями и профсоюзами, коллективных договоров на предприятиях. Исправно работает система судебной защиты и разрешения трудо­вых конфликтов. Забастовки готовятся и, если проходят, то по правилам И только в период договорных кампаний.

.'Такая ситуация характерна для промышленно развитых капиталистических страН "примерно 30 лет в послевоенный период (вторая половина XX в.). Этот пе­риод даже получил название «золотое тридцатилетие». Источником таких «золо­тых» периодов, (т.е. социально благоприятных, с довольно мирной социальной по­литикой, вплоть до социального государства и социального партнёрства) является | не столько умеренная степень эксплуатации, сколько перенесение социальных проблем, связанных с эксплуатацией, по преимуществу на периферию капитали­стической системы — в зависимые страны.

Социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах (в революционных ситуациях)

Кризис общественной системы {системный кризис) — это такое состояние об­щества^ когда становится" Необходимым исторический выбор нового варианта бу­дущего и, как правило, нового общественного устройства (нового типа власти). Развиваться по-старому, по-привычному далее невозможно, потому что имеющие-


\


ся власти неспособны поставить новые реалистические цели и наладить эффектив­ные общественные действия для их достижения, а «низы» не желают далее ми­риться со сложившимися формами жизни. Несоответствие социальных форм жиз­ни новому уровню потребностей к возможностей не просто ощущается, но требует своего преодоления.

Особенности социальной политики в обстановке системного кризиса являются:

• активизация общественного сознания во многих социальных группах, обозна­
чение реального многообразия мнений и социально-психологических типов,
идеологического многообразия;

• нарастание критического отношения к сложившимся социальным порядкам,
отчуждённости по отношению к ним;

• выявление коренных противоречий существующего общественного устройст­
ва, осознание, с одной стороны, необходимости их преодоления, а, с другой,
— неспособности существующего государства справиться с этой историче­
ской задачей;

• формулирование социально-групповых интересов и требований, формирова­
ние (или обновление, привязка к злободневным историческим задачам) соци­
ально -групповых идеологий, формирование социально-групповых субъектов-
представителей (организаций, движений, партий, политических союзов и коа­
лиций и т.п.);

• выдвижение политических и социальных программ, конкретных требований
по поводу коренного улучшения социально-экономического положения клас­
сов и многочисленных социальных слоев, т.е. по существу требования значи­
тельных политических и социальных реформ.

В периоды системных кризисов социально-политические взаимоотношения обостряются. Возникают протестные движения, обозначается противостояние вла­стей и «низов», «Низы» организуются до такой степени, что готовы на историче­ское выступление, т.е. на демонстрацию своего недовольства властями (не путать с историческим наступлением, суть которого борьба не только с существующей сис­темой власти, но и за установление новой системы власти).

В периоды системного кризиса власти охотно дают обещания социальных улучшений, которые не в состоянии выполнить. «Низы» некоторое время верят властям. Если власти проводят-таки некоторые социальные улучшения (пусть да­же недостаточные и половинчатые), острота кризиса ослабевает и дело не доходит До социальной революции. Основные резервы ослабления системного кризиса для властей — уступки как социального, так и политического характера, идеологиче­ские усилия в области массовой пропаганды и — это особенно — слабая организо­ванность «низов» из-за отсутствия собственной идеологии, что ведет к идеологи­ческой пассивности и идеологической зависимости «низов» от хорошо, отмобилизавэнной господствующей идеологии.

Социальная политика в обществах, находящихся в состоянии: деформаций (в перманентных кризисах общественной системы)

й кризис в деформированных обществах протекает существенно иначе, в общественных формациях. Деформирующий фактор — жёсткое давление





политической власти на все общественные процессы, «подминание» властями всего общества, устранение реальной многое у бъектности, самостоятельности не только социальных действий, но и самостоятельных общественных мнений, фактическое установление насилия как системы власти — «режима». Насилие может осуществ­ляться в открытую, а может маскироваться популярной фразеологией.

Придание политическому режиму функций насильственного обеспечения со­циальной устойчивости общества означает не разрешение системного кризиса, а его «замораживания», консервирования, изъятия из нормального исторического процесса и прогрессивного развития. Деформация делает кризис общественной системы «отложенным», постоянно готовым возобновиться.

Социальная политика в деформированных обществах тоталитарного типа так­же приобретает деформированный характер. Самостоятельность субъектов (и со­циальных групп, и субъектов-представителей этих групп) фактически упраздняет­ся, приобретая разве что декоративный характер. Государственная социальная политика остаётся единственным реальным видом социальной политики.

Формой осуществления социальной политики в деформированном обществе является система социальных мер правящего режима. Эти меры проходят обычно, несколько стадий созревания и осуществления:

• просьбы и жалобы населения;

• «несвоевременные» предложения в виде секретных или полусекретных поста-1
новок вопросов о мерах;

• принятие вопроса к рассмотрению (по формуле: «вопрос тут есть»);

• предварительное изучение проблемы и определение «цены вопроса», т.е. сум-]
мы необходимых государственных затрат;

• включение той или иной меры в перечень предназначенных для проведения;
государством;

• объявление о предстоящей мере («объявленные мероприятия»);

• постепенное осуществление мероприятия (очерёдность, т.е. поэтапность опре­
деляется при этом по принципу «сначала то, на что надо меньше затрат», го­
раздо реже — по принципу остроты нуждаемости).


Система революционных реформ в социальной сфере, в обеспечении основных условий жизнедеятельности населения в целом и его важнейших социальных групп является сутью социальной политики переходного периода.

Социальная политика переходного периода — это социальная политика, соот­ветствующая переходным состояниям общества. Главная её особенность в том, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов коренного обновления как общества, так и государства.

Социальная политика переходного периода отражает обострение борьбы за пе­ремены во всех ключевых условиях формирования социального положения. Обо­стрена борьба за степень эксплуатации, за доступ к политической власти, за пере­дел собственности, за сохранение или понижение уровня жизни и уровня социальной защищенности, за условия труда. Исход этой борьбы определяется со­отношением политической силы и политической организованности разных обще­ственных групп (классов). Тип и направления действий государства настолько существенны при решении основных социальных вопросов, что борьба за госу­дарственную власть становится центральным пунктом влияния на социаль­ную политику.

Лозунг разгосударствления вообще и разгосударствления социальной политики в том числе — это лозунг прежде всего тех, кто хотел бы построить в России капи­тализм без всякой ответственности не только капитала, но и государства за более или менее нормальное социальное положение трудящихся. Однако даже при заси-лии крайней буржуазно-либеральной идеологии в современной России от пробле­мы государства, его роли и обязанностей в обществе уйти невозможно. Этим и объясняется, что одновременно с пропагандой разгосударствления социальной по­литики в Конституцию РФ 1993 года вписаны слова о социальном государстве и обещана так называемая сильная социальная политика.

4. Содержание социальной политики (функции и основные задачи социальной политики)



Социальная политика в обществах, выходящих из системного

кризиса путём коренных (революционных) реформ,

т.е. социальная политика переходного периода

\ Преодоление системного кризиса всегда происходит в форме революции, суть ко^торвй-^ смена типа власти и коренная перемена общественного устройства. Ре­волюция по-разному вызревает в деформированных обществах и в общественных формациях, но если она началась и состоялась, то её принципиальные задачи более или менее сходны. Эти задачи сводятся к необходимости проведения системы ре­волюционных реформ, охватывающих все важнейшие сферы жизни общества и налаживающих качественно новое жизнеспособное общественное устройство в каждой их этих сфер. Переходным периодом называется исторический период, в течение которого происходит переход от прежней устойчивой социальной системы к качественно новой устойчивой социальной системе.


В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её ре­альное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улуч­шения общественного положения, общественных условий жизни различных соци­альных групп. Выше основные условия жизни в обществе перечислялись.

Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направ­лений) социальной политики.

Первая ил основных её функцийобеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может °ьгть разной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одно­го и того же общества в результате революций и революционных реформ. Но она Должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляем ости (динамично­сти), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существо-





вать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдерж как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и револ ций.

Все ныне существующие общества и современный мировой порядок основан на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран пользу других социальных групп н стран (т.е. на эксплуатации). Отношения при нудительного социального донорства в корне своём антагонистичны. Проблем», социальной устойчивости в том и состоят, чтобы избежать открытых форм антаго низма, включая войны между странами и гражданские войны.

Господствующие классы накопили исторический опыт силовой коксервацщ антагонизмов, подавления восстаний и революций, запрета и дискредитаци* освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX ве­ке, накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путём ком­промисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальной правленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная по мощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в таких случаях все гда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределен^ части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенци альное массовое недовольство социальной несправедливостью эксплуататорской системы.

Видный теоретик и практик социального рыночного хозяйства — бывши! канцлер ФРГ Вилли Брандта писал;

■к

«...История напоминает и о том, что социальный упадок и унижение больший ства народа были слишком высокой ценой за благополучие элитарного меньшие ства. Она напоминает нам о творческих способностях трудящихся классов и о то что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтоб! прогресс мог осуществиться. Она напоминает нам о том, что расширение индиви дуальной свободы остаётся фразой, пока из неё может извлекать выгоду лит меньшинство, ибо так называемая свободная игра сил распределяет жизненны шансы крайне неравномерно в пользу этого меньшинства.

... Общество может более иди менее полно удовлетворить притязания всех гр; ждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиты об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство....Мы рассма' риваем социальное государство как институциональный гарант человеческого до тоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и прост1' женщины...»1

По мысли В.И. Ленина, суть выбора и проведения той или иной социальн/ экономической политики -— нахождение властями подходящего «подхода к м, се». Ленин стремился к максимальной социальной активизации масс. СоциальН' рыночное хозяйство смягчает социальное неравенство в обмен на социальН' партнёрство. Социальная политика «шоковой терапии» погружает массы в режи! выживания и тем самым отключает их от активной социальной жизни на пери

Вилли Брандг. Демократический мциачизм Статьи и речи. — М: Изд. «Республика».

с. 345.


проведения радикальных рыночных реформ. Но какой бы ни была конкретная мо­дель социальной политики, её задача всегда —обеспечить социальную устойчи­вость, динамизм социального развития.

Вторам из основных функций социальной политикиобеспечить поли­тическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сво­дится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во вла­сти того же самого господствующего класса, В противном случае меняется классо­вый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политиче­ской устойчивости, но уже новой власти.

Третья основная функция социальной политикиобеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы

большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

Четвёртая основная функция социальной политикиналаживание та­кой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффек­та, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населе­ния. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия ж'изни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, усло­вия и размеры социальной помощи и поддержки — эти и иные экономические па­раметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

Пятая основная функция социальной политикиобеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасно­сти.

Шестая основная функция социальной политикиобеспечение общест­вом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защи­щённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: