Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики
Всегда и непременно следует учитывать, что социальная политика является сугубо структурным общественным отношением (взаимодействием способных к субъектному действию элементов социальной структуры). Отсюда исключительная, определяющая важность для практически плодотворного (конкретно-исторического) раскрытия социальной политики учёта её связи с характером общества как целого (во-первых, с характером общественного устройства, С типом общественного строя, во-вторых, — со спецификой фазы, периода, этапа развития общества).
Типы состояний общества как целостной системы лежат в основе типизации социальной политики в крупном плане и позволяют выделить следующие её типы:
• социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных фор
мациях);
• социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах (в ре
волюционных ситуациях);
• социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций
(перманентных кризисах общественной системы);
■ социальная политика— в обществах, выходящих из системного кризиса путём коренных (революционных) реформ, т.е. социальная политика переходного периода.
Социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных формация!)
Общественные формации — это такие состояния (полосы) общественного развития, когда социальная и хозяйственная структуры воспроизводятся на своей собственной, социально устойчивой основе и сохраняют свою качественную определённость. Это периоды относительно «плавного» развития.
Особенностями социальной политики в социально устойчивых обществах являются;
• стабильный (установившийся и ставший привычным для большинства населе
ния) порядок взаимоотношений важнейших социальных групп (и классов);
• образование значительных слоев более или менее удовлетворённых своим об
щественным положением (часто их называют «средним классом»);
• сбалансированность общеклассовых интересов господствующего класса и ин
тересов его отдельных частей (подчинение интересов частей общеклассовым
интересам). В завершённом виде такое подчинение можно наблюдать в форме
правового государства в демократическом обществе и особенно в форме соци
ального государства;
• налаживание и поддержание системы мирного социального сосуществования
господствующих и подчиненных классов;
• ослабление чувства социальной несправедливости, снижение уровня массовой
распространённости этого чувства в обществе, снижение влияния протестных,
реформистских и особенно революционных идеологий, ослабление и упадок
рабочего движения, социальных движений, протестных и освободительных
движений. Одновременно распространяются идеологии социал-реформистс
кого и социал-партнёрского толка.
В периоды «плавного» социально-экономического развития взаимоотношения господствующих и подчинённых социальных групп и классов, властей и «низов» протекают в относительно мирных и отрегулированных законами формах. Правительства дают обещания относительно улучшения социального положения различных социальных групп, проводят меры по поддержанию благоприятной экономической конъюнктуры, намечают социальные программы, идут на улучшение социально-трудового законодательства. Оживляется и приносит плоды практика переговоров между работодателями и профсоюзами, коллективных договоров на предприятиях. Исправно работает система судебной защиты и разрешения трудовых конфликтов. Забастовки готовятся и, если проходят, то по правилам И только в период договорных кампаний.
.'Такая ситуация характерна для промышленно развитых капиталистических страН "примерно 30 лет в послевоенный период (вторая половина XX в.). Этот период даже получил название «золотое тридцатилетие». Источником таких «золотых» периодов, (т.е. социально благоприятных, с довольно мирной социальной политикой, вплоть до социального государства и социального партнёрства) является | не столько умеренная степень эксплуатации, сколько перенесение социальных проблем, связанных с эксплуатацией, по преимуществу на периферию капиталистической системы — в зависимые страны.
Социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах (в революционных ситуациях)
Кризис общественной системы {системный кризис) — это такое состояние общества^ когда становится" Необходимым исторический выбор нового варианта будущего и, как правило, нового общественного устройства (нового типа власти). Развиваться по-старому, по-привычному далее невозможно, потому что имеющие-
\
ся власти неспособны поставить новые реалистические цели и наладить эффективные общественные действия для их достижения, а «низы» не желают далее мириться со сложившимися формами жизни. Несоответствие социальных форм жизни новому уровню потребностей к возможностей не просто ощущается, но требует своего преодоления.
Особенности социальной политики в обстановке системного кризиса являются:
• активизация общественного сознания во многих социальных группах, обозна
чение реального многообразия мнений и социально-психологических типов,
идеологического многообразия;
• нарастание критического отношения к сложившимся социальным порядкам,
отчуждённости по отношению к ним;
• выявление коренных противоречий существующего общественного устройст
ва, осознание, с одной стороны, необходимости их преодоления, а, с другой,
— неспособности существующего государства справиться с этой историче
ской задачей;
• формулирование социально-групповых интересов и требований, формирова
ние (или обновление, привязка к злободневным историческим задачам) соци
ально -групповых идеологий, формирование социально-групповых субъектов-
представителей (организаций, движений, партий, политических союзов и коа
лиций и т.п.);
• выдвижение политических и социальных программ, конкретных требований
по поводу коренного улучшения социально-экономического положения клас
сов и многочисленных социальных слоев, т.е. по существу требования значи
тельных политических и социальных реформ.
В периоды системных кризисов социально-политические взаимоотношения обостряются. Возникают протестные движения, обозначается противостояние властей и «низов», «Низы» организуются до такой степени, что готовы на историческое выступление, т.е. на демонстрацию своего недовольства властями (не путать с историческим наступлением, суть которого борьба не только с существующей системой власти, но и за установление новой системы власти).
В периоды системного кризиса власти охотно дают обещания социальных улучшений, которые не в состоянии выполнить. «Низы» некоторое время верят властям. Если власти проводят-таки некоторые социальные улучшения (пусть даже недостаточные и половинчатые), острота кризиса ослабевает и дело не доходит До социальной революции. Основные резервы ослабления системного кризиса для властей — уступки как социального, так и политического характера, идеологические усилия в области массовой пропаганды и — это особенно — слабая организованность «низов» из-за отсутствия собственной идеологии, что ведет к идеологической пассивности и идеологической зависимости «низов» от хорошо, отмобилизавэнной господствующей идеологии.
■
Социальная политика в обществах, находящихся в состоянии: деформаций (в перманентных кризисах общественной системы)
й кризис в деформированных обществах протекает существенно иначе, в общественных формациях. Деформирующий фактор — жёсткое давление
политической власти на все общественные процессы, «подминание» властями всего общества, устранение реальной многое у бъектности, самостоятельности не только социальных действий, но и самостоятельных общественных мнений, фактическое установление насилия как системы власти — «режима». Насилие может осуществляться в открытую, а может маскироваться популярной фразеологией.
Придание политическому режиму функций насильственного обеспечения социальной устойчивости общества означает не разрешение системного кризиса, а его «замораживания», консервирования, изъятия из нормального исторического процесса и прогрессивного развития. Деформация делает кризис общественной системы «отложенным», постоянно готовым возобновиться.
Социальная политика в деформированных обществах тоталитарного типа также приобретает деформированный характер. Самостоятельность субъектов (и социальных групп, и субъектов-представителей этих групп) фактически упраздняется, приобретая разве что декоративный характер. Государственная социальная политика остаётся единственным реальным видом социальной политики.
Формой осуществления социальной политики в деформированном обществе является система социальных мер правящего режима. Эти меры проходят обычно, несколько стадий созревания и осуществления:
• просьбы и жалобы населения;
• «несвоевременные» предложения в виде секретных или полусекретных поста-1
новок вопросов о мерах;
• принятие вопроса к рассмотрению (по формуле: «вопрос тут есть»);
• предварительное изучение проблемы и определение «цены вопроса», т.е. сум-]
мы необходимых государственных затрат;
• включение той или иной меры в перечень предназначенных для проведения;
государством;
• объявление о предстоящей мере («объявленные мероприятия»);
• постепенное осуществление мероприятия (очерёдность, т.е. поэтапность опре
деляется при этом по принципу «сначала то, на что надо меньше затрат», го
раздо реже — по принципу остроты нуждаемости).
Система революционных реформ в социальной сфере, в обеспечении основных условий жизнедеятельности населения в целом и его важнейших социальных групп является сутью социальной политики переходного периода.
Социальная политика переходного периода — это социальная политика, соответствующая переходным состояниям общества. Главная её особенность в том, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов коренного обновления как общества, так и государства.
Социальная политика переходного периода отражает обострение борьбы за перемены во всех ключевых условиях формирования социального положения. Обострена борьба за степень эксплуатации, за доступ к политической власти, за передел собственности, за сохранение или понижение уровня жизни и уровня социальной защищенности, за условия труда. Исход этой борьбы определяется соотношением политической силы и политической организованности разных общественных групп (классов). Тип и направления действий государства настолько существенны при решении основных социальных вопросов, что борьба за государственную власть становится центральным пунктом влияния на социальную политику.
Лозунг разгосударствления вообще и разгосударствления социальной политики в том числе — это лозунг прежде всего тех, кто хотел бы построить в России капитализм без всякой ответственности не только капитала, но и государства за более или менее нормальное социальное положение трудящихся. Однако даже при заси-лии крайней буржуазно-либеральной идеологии в современной России от проблемы государства, его роли и обязанностей в обществе уйти невозможно. Этим и объясняется, что одновременно с пропагандой разгосударствления социальной политики в Конституцию РФ 1993 года вписаны слова о социальном государстве и обещана так называемая сильная социальная политика.
4. Содержание социальной политики (функции и основные задачи социальной политики)
Социальная политика в обществах, выходящих из системного
кризиса путём коренных (революционных) реформ,
т.е. социальная политика переходного периода
\ Преодоление системного кризиса всегда происходит в форме революции, суть ко^торвй-^ смена типа власти и коренная перемена общественного устройства. Революция по-разному вызревает в деформированных обществах и в общественных формациях, но если она началась и состоялась, то её принципиальные задачи более или менее сходны. Эти задачи сводятся к необходимости проведения системы революционных реформ, охватывающих все важнейшие сферы жизни общества и налаживающих качественно новое жизнеспособное общественное устройство в каждой их этих сфер. Переходным периодом называется исторический период, в течение которого происходит переход от прежней устойчивой социальной системы к качественно новой устойчивой социальной системе.
В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп. Выше основные условия жизни в обществе перечислялись.
Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направлений) социальной политики.
Первая ил основных её функций — обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может °ьгть разной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одного и того же общества в результате революций и революционных реформ. Но она Должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляем ости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существо-
вать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдерж как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и револ ций.
Все ныне существующие общества и современный мировой порядок основан на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран пользу других социальных групп н стран (т.е. на эксплуатации). Отношения при нудительного социального донорства в корне своём антагонистичны. Проблем», социальной устойчивости в том и состоят, чтобы избежать открытых форм антаго низма, включая войны между странами и гражданские войны.
Господствующие классы накопили исторический опыт силовой коксервацщ антагонизмов, подавления восстаний и революций, запрета и дискредитаци* освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX веке, накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путём компромисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальной правленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная по мощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в таких случаях все гда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределен^ части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенци альное массовое недовольство социальной несправедливостью эксплуататорской системы.
Видный теоретик и практик социального рыночного хозяйства — бывши! канцлер ФРГ Вилли Брандта писал;
■к |
«...История напоминает и о том, что социальный упадок и унижение больший ства народа были слишком высокой ценой за благополучие элитарного меньшие ства. Она напоминает нам о творческих способностях трудящихся классов и о то что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтоб! прогресс мог осуществиться. Она напоминает нам о том, что расширение индиви дуальной свободы остаётся фразой, пока из неё может извлекать выгоду лит меньшинство, ибо так называемая свободная игра сил распределяет жизненны шансы крайне неравномерно в пользу этого меньшинства.
... Общество может более иди менее полно удовлетворить притязания всех гр; ждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиты об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство....Мы рассма' риваем социальное государство как институциональный гарант человеческого до тоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и прост1' женщины...»1
По мысли В.И. Ленина, суть выбора и проведения той или иной социальн/ экономической политики -— нахождение властями подходящего «подхода к м, се». Ленин стремился к максимальной социальной активизации масс. СоциальН' рыночное хозяйство смягчает социальное неравенство в обмен на социальН' партнёрство. Социальная политика «шоковой терапии» погружает массы в режи! выживания и тем самым отключает их от активной социальной жизни на пери
Вилли Брандг. Демократический мциачизм Статьи и речи. — М: Изд. «Республика». \Ч
с. 345.
проведения радикальных рыночных реформ. Но какой бы ни была конкретная модель социальной политики, её задача всегда —обеспечить социальную устойчивость, динамизм социального развития.
Вторам из основных функций социальной политики — обеспечить политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса, В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.
Третья основная функция социальной политики — обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы
большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
Четвёртая основная функция социальной политики — налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия ж'изни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки — эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.
Пятая основная функция социальной политики — обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
Шестая основная функция социальной политики — обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.