Такой опорой может быть научная типология или ее популярные варианты. Любая типология имеет свой язык и свою систему понятий, в которой описываются особенности личности. Но именно такого языка, на котором описываются качества человека, не хватает в обыденной жизни и сознании. Не-
Мировоззренческий смысл а научное значение категории субъекта 73
смотря на то, что сохранилась литературная классика, из обыденного языка ушли понятия * благородный», «капризный», «вздорный», «степенный» и многие другие. Лексикон для описания качеств личности свелся к понятиям «хороший» и «плохой», «честный» и «нечестный» и немногим другим. Даже такие понятия, как «умный», «тонкий», «проницательный», «настойчивый», употребляются крайне редко. Это значит, что личность в массовом сознании по-прежнему рисуется грубыми мазками, казенным или сленговым языком.
В силу сказанного и разработка отечественных вариантов типологии личности, и ее применение для диагностики людей и, наконец, ее внедрение в массовое сознание — насущные жизненные задачи. Между тем, даже в школе, где осознанно или неосознанно происходит воспитание личности, учитель для ее описания часто пользуется лишь такими понятиями, как «вертится на уроках», «не любит отвечать у доски», т. е. чисто поведенческими или, еще того хуже, оценочными категориями «отличник» или «отстающий». Может ли с их помощью только нарождающая личность ответить на вопросы: Кто я? Каковы мои сильные и слабые стороны? На что я способен? и т. д. Чтобы думать о чем-либо, например решать математическую задачу, нужно владеть понятиями и правилами мышления. Для размышления о самом себе или другом человеке они столь же необходимы. И если они отсутствуют в распоряжении личности, то как она может осознать себя, вести с собой диалог, осуществлять рефлексию?
|
|
Зарубежные типологии личности широко применяются у нас также в целях диагностики, но насущной научной задачей является разработка отечественных типологий, поскольку они способны отразить особенности личности, возникшие в результате способа жизни в нашем обществе. Эти типологии разрабатываются в нашей лаборатории и позволяют прежде всего охарактеризовать не столько «черты» личности, сколько ее функциональные возможности. Например, типы не только делятся на инициативных и безинициативных, но уточняются Условия, при которых инициативны разные типы, причины безинициативности.
Соединение символа, воплощенного в идее субъекта, с некоторыми научно-популярными знаниями психологии, которые дают возможность человеку разобраться в себе, определить свое место в жизни, развить в себе одни и компенсировать другие качества, позволяет расширить суженое сознание,
|
|
74 ____________________________________________________ К А Абульхакова
обратив его на познание себя, на лучший способ приложения своих сил. Именно таков, на наш взгляд, первый шаг на пути индивидуализации нашего, до сих пор унифицированного, унифицирующего и унифицируемого, общества, реальная предпосылка развития российского самосознания в личной, а не обезличенной форме.
Литературо
1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельно- .~и ■ сти. М., 1973.
I [ 2. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991.
jA I 3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности:
||j проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. № 4.
4. Белицкая Г. Э. Типы проблемиости социального мышления. // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993
5. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
6. Деркач А. А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995.
7. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психол. журн. Т. 16, № 1, 1995.
8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
ПРАВОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА1
А. Н. Славская
Исследования социальных представлений — политических, моральных и особенно правовых — в отличие от опросов общественного мнения, снимающих ситуативную и недифференцированную картину обыденного сознания, в определенной мере позволяют проникнуть в сложную сущность и характер изменения российского общественного сознания.
По мнению авторитетного социального психолога С. Мос-ковичи, социальные представления аккумулируют сегодняшнее состояние общества, его проблемы, противоречия, тенденции (12). Все без исключения представления, например — экономические, играют решающую роль в обществе при установлении соответствующих отношений, но правовые представления, по-видимому, именно в России в сложнейший период построения правового государства могут сыграть особо существенную роль.
С одной стороны, Конституция Российской Федерации определяет ее как демократическое правовое государство с республиканской формой правления. С другой — авторитетнейшие специалисты в области права утверждают, что «Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью» [13, с. 75]. С третей стороны — исторической — Россия традиционно была страной, в которой не выделялось соотношение личности и государства, а потому гражданский драво-вой статус личности (в совсем еще недавнем прошлом) сводился к выполнению обязанностей при полном отрицании прав. В связи с этими противоречиями вопрос о осознании личностью своих прав встает очень остро. Если развитие общества действительно пойдет по пути демократизации, создание правовых институтов, защит и т. д. должно сопровождаться становлением
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (код проекта 97-06-08193).
_76______________________________________________________ A H Славская
правосознания всех граждан и каждой личности в отдельности. Но на сегодняшний день только психология своими методами может вскрыть сложное противоречивое состояние сознания реальной личности, только психология может ответить на вопрос, насколько развиты или неразвиты правовые представления [5, с. 275].
Исторически в России основные ценности (любви, общности как соборности) оказались противоположны праву и норме. В западно-европейской культурной традиции норма и право возникли прежде всего как способ защиты ценностей, а ими изначально были личность и ее свобода. Там, где власть государства вступала в противоречие с правом личности, она правом ограничивалась и во всех остальных отношениях была направлена на защиту обеспечения прав личности.
|
|
Возникает вопрос, возможно ли в России сегодня объективное, реальное утверждение личности в качестве правовой единицы общества, если личность не была единицей общества ни до революции, ни после нее — при социализме? По-видимому, для этого нужно время и определенные экономические, гражданские предпосылки, которых нет в сегодняшнем кризисном российском обществе. Возможно ли в таком обществе признание ценности свободы личности? Кросс-культурное исследование ценностей, проведенное международной лабораторией социальной психологии в бывших «странах народной демократии», показало, что свобода не относится к числу актуальных позитивных ценностей, занимая в иерархии сознания одно из последних мест (по докладу И. Марковой на международной конференции «Л. Выготский, С. Рубинштейн и социальные представления», 13-15 мая 1996 года, Москва). Трудно говорить о выработке законодательно — исполнительных механизмов защиты свобод личности в обществе, не осознавшем ценность такой свободы. Наконец, «низкая правовая культура должностных лиц, — пишет крупнейший российский правовед Е. А. Лукашева, — усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступление от права, ярче всего проявляется в неуважении права и пренебрежении им. Права человека — категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечить их незыблемость» [13, с. 81].
К этому объективному перечню дефицитных для обеспечения прав личности условий можно добавить еще два дефицитных субъективных условия. Авторы книги «Общая теория прав человека» ссылаются на авторитет Р. Иеринга, который
/
П равовые представления российского общества 77
связывал способность отстаивать свое право с чувством собственного достоинства [13]. Чувство собственного достоинства это, одновременно, основной личностный механизм. Западно-европейская личность, едва являясь на свет, уже обладает тем чувством ценности своего «Я», которое затем всей системой воспитания и отношений превращается в чувство собственного достоинства. Тогда как в России, как заметил еще В. Белинский, важнейшим механизмом личности становится самолюбие, которое отличается от чувства собственного достоинства. Это не свобода и непринужденность проявления своего *Я», а болезненная установка на возможность ущемления такой свободы.
|
|
Психологическая характеристика правового сознания личности была получена в исследованиях, показавших, что в отличие от западно-европейских правовых представлений, связывающих функцию закона с обеспечением справедливости, т. е. защитой позитивных ценностей, в отечественном сознании представлена негативная, карающая функция закона, что составляет наследие тоталитаризма [7]. Можно расширить эти данные выводом, что в отечественном сознании законы и право воспринимаются только как обязанности личности перед государством, но не как права. И тем не менее при дефиците целого ряда объективных социальных и внутренних субъективных условий, по-видимому, можно говорить о возникновении предпосылок правового сознания личности. Для этого необходимо дифференцировать целый ряд отношений, которые обычно рассматриваются нерасчлененно, синкретично. Первые два отношения были дифференцированы Н. Я. Данилевским, который писал, что буржуазному праву удалось решить одновременно обе части правовой задачи — взаимоотношений личности с государством и взаимоотношений личностей друг с другом. Вторые два отношения, были связаны в западном правовом сознании — это права и обязанности. Они интегрировались взаимной ответственностью — государства перед личностью, гарантировавшей обеспечение ее прав, и личности перед государством, гарантировавшей выполнение своих обязанностей. В российской социальной жизни и в сознании личности оказались разорваны те два отношения, которые по мнению Н. Я. Данилевского, связаны в западном праве — отношение к государству и к другим людям, а также не только разорваны права и обязанности, связанные в правовых государствах, но пРава вытеснены, заменены обязанностями. «Христианское смирение было ложно истолковано, — пишет Н. А. Бердяев,
в
_78______________________________________________________ А И Славская
анализируя истоки и смысл русского коммунизма, — и этим истолкованием пользовались для отрицания человеческого достоинства, для требования покорности всякому социальному злу» [4, с. 140].
Тоталитарный тип связи государства и личности в настоящее время сменился тенденцией к расгосударствовашда, которое заключает в себе очень существенное противоречие. С одной стороны, признаются права личности не только как гражданина (т. е. по отношению к государству), но и как человека, что «преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, сужение сферы его само-|| определения* [13, с. 32]. Этим актом новая Конституция РФ
1 «восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые бы-
ли утверждены в результате буржуазных революций» [13, ■ с. 83]. С другой — «в последние годы произошло ослабление российской государственности, а это — движение в сторону, противоположную обществу, основанному на праве». Суть этого противоречия в том, что предоставляя личности большую свободу, общество одновременно не в силах взять на себя обязательства по защите прав, связанных с этой свободой — оно не имеет развитых правовых механизмов защиты свобод. Очевидно, что права, предоставляемые гражданам РФ, реализация которых гарантирована в большей степени, это преимущественно политические права (избирательные и др.). Но из этого следует чрезвычайно существенный вывод, что способность и культура пользования своими человеческими правами должна быть присуща личности. Несмотря на отсутствие в России исторических традиций в области права, несмотря на пережитый ею период тоталитарного подавления правового сознания, несмотря на отсутствие правовых механизмов защиты свободы личности в современный период, единственным путем построения правового общества представляется путь «снизу» — путь становления правового сознания личности и ее способности и умений отстаивать и защищать свои права.
Что же может актуализировать правовое сознание российской личности и считаться объективной предпосылкой ее правовых представлений? Мы предполагаем, что основным содержанием этих представлений не является достижение свободы, понимание ее ценности, потому что в силу исторических, социальных и экономических причин чувство ценности своего «Я» и собственного достоинства не было развито. Объективной предпосылкой может стать жизненная ситуация, жизненная
Правовые представления российского общества 79
позиция современной личности. Каким образом? Личность предоставлена самой себе во всех измерениях своего жизнеобеспечения. Старая государственная система имела в отношении граждан два измерения: статику и гарантированность финансового обеспечения (на среднем или низком уровне). В настоящее время, в силу резкой дифференцированности экономического положения разных социальных слоев, каждая личность сама должна обеспечить себе прожиточный уровень, а, следовательно, искать новые источники доходов, сочетать некоторые виды профессиональной деятельности, менять профессию, осваивать новые профессии или «на свой страх и риск» заниматься коммерческой деятельностью, обладающей значительной степенью неопределенности, негарантированное™. В связи с прекращением пожизненного обеспечения трудом и зарплатой перед личностью открылась парадоксальная необходимость и возможность выбора — повысить свой профессионализм или отказаться от него, продолжить профессиональную деятельность в стабильных государственных структурах или уйти в коммерческие, связанные с риском и нестабильностью, выбора между добыванием средств трудом или другими путями. Выражаясь обыденным языком, личности оказалась представлена возможность выживать в одиночку — свобода защищать свою жизнь или процветать. Личность, привыкшая к ориентации «на всех», к социальному сравнению, подражанию, оказалась перед необходимостью самоопределения в сложных, неопределенных, быстро меняющихся ситуациях. Она столкнулась с необходимостью сопоставить свои возрастные, профессиональные и другие возможности и ограничения с запросом на рынке труда, с требованиями разных организаций, служб, фирм. Она оказалась в ситуации конкуренции. Ее сознанию открылась реальность социальной действительности, ее противоречия, несправедливость. Все это, в свою очередь, обострило ее восприятие действительности, актуализировало ее потребность и способность к социальному мышлению.
Именно эта социальная позиция личности требует развития правовых представлений — потребность понять действующие в обществе правила, нормы, узнать информацию, выяснить достоверность — недостоверность своих ожиданий и «чу-их обещаний*. Кроме необходимости чисто юридических про-еДУР, связанных с открытием фирм, оформлением собственности или пособий, потребности выяснить законосообразность определенных действий, в сознании разных людей с разной
80 ______________________________________________________ A H Славская
мерой остроты возникает потребность понять и осмыслить либо все социальное целое, в котором протекает множество противоречивых социальных процессов, либо, по крайней мере, ту жизненную ситуацию, в которой оказался каждый, в ее более общем или конкретном выражении.
Уже довольно давно венгерские специалисты связали право с наличием альтернативных, плюралистических ситуаций [4]. В России у личности складывается острая потребность в упорядоченности, надежности, гарантированное™ собственной жизни на фоне осознания противоречий, неопределенности и несправедливости социальной действительности. Правовые представления связаны не с достижением или осознанием свободы, а с потребностью определиться в неизвестности (и в этом смысле в свободном социальном пространстве).
С. Московичи — теоретик концепции социальных представлений (репрезентаций) включает в их структуру установку, информацию, смысловое поле и картину мира индивида. Мы, опираясь на итоги теоретико — эмпирического исследования [16, 17], считаем основным механизмом социальных представлений или самостоятельной процедурой социального мышления — интерпретацию. С. Московичи не включает интерпретацию в структуру социальных представлений, а считает ее их общей функцией [20].
В отличие от герменевтики, мы рассматриваем интерпретацию не только как инструмент работы над текстом для его усвоения, а как способность ивдивидуального сознания личности вырабатывать определенные мнения — смысловые композиции, схемы, «версии», объяснения, при неопределенной или изменившейся позиции личности. С феноменом интерпретации мы имеем дело во всех формах социальной действительности. Командир дает интерпретацию, определяя диспозицию отряда после крупного сражения, добывая или домысливая данные о расположении своих частей и позиции врага и делает вывод о той или иной степени трудности положения и выходах из него. В жизни семьи, имеющей три поколения, каждым дается интерпретация взаимоотношений в тех или иных категориях, связках и оценках, имеется своя «версия». Весь роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» есть динамика интерпретаций разными героями их изменяющегося и постепенно, и по-разному осмысляемого и переосмысляемого положения, взаимоотношений.
Варианты правовых интерпретаций мы находим в традиционной английской системе судопроизводства. Там, в отличие
Правовые представления российского общества 81
от других западно-евродейских стран, наибольший удельный вес в принятии решения имеет не сам закон, а его интерпретирование применительно к конкретному случаю, что отличается от предварительного интерпретирования самого случая в ходе построения версии следователя, версии защиты, версии обвинения, а также версии обвиняемого и свидетелей. Все эти предварительные версии интегрируются судом присяжных в единстве с интерпретацией самого закона. В самой процедуре суда присяжных видно, насколько глубоко интегрируются, учиты-ваясь, все версии или просто выбирается одна. Однако, сколько бы ни была развернута процедура интерпретирования, всегда делается единственный, обобщающий все позиции и снимающий все альтернативы вывод «виновен» или «невиновен».
Известно, что смысл в качестве одной из основных единиц включали в структуру сознания еще стоики, употребляя для этого понятие «лектон» [14, с. 106]. Века спустя смысловое поле сознания рассматривали Гуссерль и Кассирер. И в современной отечественной психологии смысл рассматривается как единица сознания (А. Н. Леонтьев и др.). Однако интерпретация не сводится к смыслу. Она есть определенная система, совокупность или, точнее, композиция, пропозициональных, т. е. соотносительных друг с другом смыслов, значений, оценок. Эта система имеет или не имеет иерархии. Она выглядит как процесс рассуждения (к исследованию которого мы подошли с позиций континуально — генетической теории А. В. Бруш-линского) или одного суждения, но всегда завершается выводом. Вывод — это и есть резюме, обобщение, выработка определенной -«версии». И глубже понять его личностную сущность позволила концепция П. Фейерабенда, в которой одно из центральных мест заняло понятие «мнения» ученого. В данном случае имеется в виду не аморфное общественное мнение, а именно точка зрения, позиция, включающая интерпретацию. Мы проанализировали самую раннюю работу С. Моско-вичи, в которой он выявлял отношение широкой французской Публики к психоанализу, к концепции 3. Фрейда, и убедились, что его предметом исследования были именно мнения, причем Достаточно разнообразные.
Интерпретация до самого последнего времени оставалась в системе понятий герменевтики, поскольку в самой психологии °граничивались статичными характеристиками сознания как образования. Функционально — динамические особенности вьхявились, скорее, в бессознательном, а также в регулярных
_82_______________________________________________________ А И Славская
особенностях сознания (С. Л. Рубинштейн), в «живом действии» {В. П. Зинченко). Сознание не рассматривалось как жизненная способность личности. Интерпретация же как процедура сознания есть жизненная способность личности, она адекватна динамике жизни, изменению личности и динамике самого сознания. Это способность сознания личности выявлять свое новое положение в изменившихся обстоятельствах и определять его. Это динамическая способность сознания, связанная с динамикой жизни. Ведь личности каждый раз заново нужно самоопределиться. Для этого интерпретация извлекает из контекста, иногда неопределенного, свои данные, сведения, составляющие, факты. Из этих составляющих она создает свою композицию, версию, «сюжет», свое мнение. В отличие от чисто познавательного процесса интерпретация не «имеет в виду» истины, но достигает удовлетворяющей на данный момент субъекта определенности, достаточно целостной картины, «гештальта». В отличие от объективности познания она связана с оценками, например, оценками положения личности в данный момент как легкого, трудного, трагического, безвыходного; эти оценки входят в общий вывод. Естественно, что оценки, взгляды, мнения людей об одной и той же ситуации могут быть различны и даже противоположны. Но взаимопонимание достигается как раз путем сопоставления разных интерпретаций, их причин и их сближения, сведения к общей точке зрения. Только понимая сущность интерпретации, можно понять, почему после какого-то политического выступления люди бегут покупать спички или тратить все наличные деньги.
Интерпретация является личностно-психологическим способом формирования отношений субъекта — к человеку, к научной концепции, к политической позиции, к информации — и выражением этого отношения в виде вывода или даже его объяснения. В ходе интерпретирования субъект отбрасывает неприемлемое для него, произвольно абстрагируется от определенных, даже существенных обстоятельств, фактов, выстраивает свою иерархию, свою последовательность других фактов, создавая композицию смыслового пространства.
В процессе интерпретирования субъект сталкивается с противоречивостью разных данных, с отсутствием связи между некоторыми, с неопределенностью, неясностью фактов, что затрудняет выработку целостной непротиворечивой «картины». Но результатом процесса всегда является вывод, содержащий более глубокое или поверхностное, более частное или
Правовые представления российского общества 83
принципиальное, более конкретное или абстрактное обобщение. Вывод — обобщение всегда неповторимый уникальный интеграл составляющих, выражающий способность сознания постоянно осуществлять все новые резюме из мозаики и динамики жизни. Теоретически интерпретация была представлена в исследовании в виде определенного континуума, в зависимости от близости к одному из полюсов которого она меняла свои психологические характеристики [16].
Такое определение интерпретации позволяет утверждать, что она является основным механизмом повседневного правового мышления личности в России в данный период. Там, где еще не вступили в силу законы, где нет их знания, где нет привычного для старшего поколения понятия «порядка», благодаря интерпретации личность каждый раз самоопределяется, упорядочивает, вносит момент ясности и организованности в свою социальную жизнь, свои взаимоотношения с людьми, учреждениями, различными социальными структурами. Она выступает в функции рабочего механизма правового сознании, пока правовые представления не приобрели четкости, определенности, воплотив правовые нормы.
Поскольку интерпретация — наиболее яркое выражение субъективности, пристрастности индивидуального сознания, она выражает интересы, стремления, ценности личности и в этом смысле в каких-то пределах очерчивает пространство ее личного права. Долгие годы путем поддержания идеи служения сверхличным целям, которая, по мнению Н. Бердяева, была непосредственно унаследована социализмом от русского христианского склада, социалистическому государству удалось минимизировать ценности личной жизни, здоровья, а тем самым — тенденции самостоятельности, независимости. Личные интересы и амбиции, по мнению Н. Бердяева, проявлялись только у типа шкурника, который социализмом определялся как «мещанство». Однако если понимать личную жизнь не только как стремление к богатству, а как потребность в самореализации, в определении своего призвания, круга общения, Духовных интересов, культуры, то изначальная свобода личности в России может быть связана прежде всего с защитой своей независимости, способности самостоятельно мыслить и Поступать, разумно распределять сферы, время своей жизни, азвитие такой самостоятельности, предполагающей отказ от к°нформизма, социального сравнения, подражания, превращает личность в субъекта, не только имеющего свое мнение по
84 _______________________________________________________ A. H Славская
поводу жизненных социальных, правовых ситуаций, но готового отстоять их в обстоятельствах, требующих разрешения противоречий. Такова, по-видимому, личностная основа, необходимая для осознания своих прав, а не только бесконечных обязанностей.
Эти теоретические позиции стали основой нашего участия в теоретическом обсуждении гипотез международного кросс-культурного исследования представлений о правах человека, предпринятого Женевским центром по изучению прав Человека под руководством проф. В. Дуаза — сотрудника С. Московичи1.
Какие теоретические проблемы были поставлены в этой дискуссии?
Первая касалась собственно психологических теоретических концепций, в рамках которых осуществлялось кросс-культурное сравнение. Исследование женевского центра целиком опиралось на концепцию социальных представлений С. Московичи, тогда как российская часть исследования — на концепцию социального мышления, разработанную К. А. Абуль-хановой, которая в число процедур социального мышления включала не только социальные представления, но и пробле-матизацию, и интерпретацию, в понимании последней несколько расходясь с трактовкой Московичи [1, 2].
Вторая проблема заключалась в разрешении парадокса, связанного со стратегией самого исследования. Парадокс был связан с самой сущностью психосоциальных явлений как предмета данного исследования. Психосоциальные явления — в отличие от психических, социально-психологических, сущность которых раскрывается в классической психологии путем построения абстрактных теоретических моделей, — это психические, личностные и другие образования, сложившиеся в данную конкретную эпоху, в данном обществе [10, 18]. В оп-
1 Сотрудники лаборатории личности Института психологии Российской Академии наук — Е. Аверина, Т. Березина, М. Воловикова, а также аспиранты Р. Енакаева, Е- Пащенко и др. провели сбор эм-; лирического материала по методикам, разработанным Женевский j центром, включавшим международный правовой документ «Деклара-1 ция прав человека», а также ряд опросников, которые были переведены и адаптированы к Российской выборке автором настоящей статьи. В международном исследовании приняли участие более 30 стран Западной и Восточной Европы, а также Африки и Южной Америки.
Правовые представления российского общества85
ределенной степени психосоциальные явления становятся предметом этнической и политической психологии, если только не идет речь об этносе или политике вообще, а именно о конкретном этносе, конкретной политической психологии данного об- I щества в данный период (например, психологии сталинского тоталитарного общества). В силу этого сущность и специфика психосоциальных явлений не может быть понята заранее умозрительно, а только в результате самого исследования. Вместе с тем специфика психосоциальных явлений, сложившихся в данном конкретном обществе, достаточно выпукло выявляется на основе кросс-культурного сравнения с другим обществом. А способ организации кросс-культурного исследования обеспечивает выявление конкретного — через общие основания для сравнения психологии в разных странах. Такие стратегии отработаны и применены для исследования психосоциальных явлений с небольшим количеством характеристик, например, имплицитных (обыденных) теорий интеллекта, личности.
Однако, как очевидно из вышесказанного, правовые представления, интерпретация права принадлежат к самым сложным психосоциальным явлениям, имеющим комплекс исторических, государственно-институциональных, мировоззренческих, личностных детерминант и множество характеристик или измерений. По мнению Б. Ф. Ломова, они принадлежат к многомерным явлениям. Право — это соотношение личности с государством и другими людьми (объединенное в западно-европейском законодательстве и различающееся в российском). Это различие ее представлений о правах от представлений об обязанностях, которое смещено в России в сторону последних. Право касается содержания законодательства, например, положений Конституции РФ или международной Декларации прав человека, в отличие от их гарантии исполнительной властью. Это различие между законом и его исполнением минимизирова-йо в западно-европейском обществе. В российском праве (имен-Во в российской Конституции) различаются права личности как человека от прав ее как гражданина. Очевидно, что правовые представления современной российской личности не могут быть иадрямую соотнесены с правовой концепцией российского зако-н°Дательства, поскольку знание и даже понимание последней доступно лишь профессионалу-юристу, и поскольку она пред-ставляет в значительной степени желательное, а не реальное, и ВИкак не вскрывает того множества противоречий, с которым св осуществление права или его нарушение.