Психологические особенности Русской 10 страница

О. Н. Вышеславцева заключает: «Образ старого монаха все эти годы сиял где-то в глубине ее души, и теперь она уловила отблеск того света, которым наделяла Глинская пустынь своих паломников».

Литература

1. Аверина Е. В., Белицкая Г. Э., Смирнова Н. Л. Выбор политиче­ского лидера: определяющие факторы // Российский менталитет (психология личности, сознание, соц. представления). М., 1996, с. 58-72.

2, Белов Василий. Лад (очерки о народной эстетике). М., 1989.

Современные представления о порядочном человеке111

3. Брушлинскин А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.­Воронеж, 1996.

4. Воловикова М. И. Моральное развитие и отношение: взрослые — дети // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995, с. 163-169.

5. Воловикова М. И., Гренкова Л. Л., Морскова Д. Д. Утверждение через отрицание // Российский менталитет... с. 86-98.

6. Ребеко Т. А. Перцептивные инварианты и их участие в задаче ка­тегоризации // Психол. Журн., 1998, № 1 (в печати).

7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

8. Смирнова Н. Л. Социальные репрезентации интеллектуальности // Психол. журн. Т. 15, N° 6, 1994, с. 61-68.

9. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М., 1996.

10. Шмелев, Иван. Лето Господне. М., 1991.

11. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

12. Флоренский Павел. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней <...> М, 1992.

ОБРАЗ УМНОГО ЧЕЛОВЕКА: РОССИЙСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ1

Н. Л. Смирнова

В настоящее время отмечается растущий интерес к интел­лекту как важной позитивной ценности. Признание обществом важности интеллекта определяет необходимость изучения того, что люди понимают под интеллектом, поскольку эти обыденные представления служат основой для неформальных ежедневных оценок интеллекта (в школе, на работе) и для интеллектуального развития {взаимоотношения родитель-ребенок), а также потому, что они могут лечь в основу психологических исследований.

Среди огромного числа исследований интеллекта можно выделить две группы. Большинство исследований интеллекта посвящены созданию эксплицитных теорий интеллекта, т. е. таких теорий, которые создаются учеными и опираются на данные, полученные при измерении интеллекта в ходе реше­ния задач. Меньшее число исследовательских усилий было посвящено рассмотрению того, что получило название импли­цитных теорий интеллекта. Целью исследования имплицит­ных теорий интеллекта как раз и является выяснение содер­жания неформальных теорий интеллекта. Таким образом, это скорее попытка реконструировать уже существующие у обыч­ных людей теории, нежели создание новых [22].

Вопрос о том, что такое интеллект, занимал психологов на протяжении длительного периода времени. В одной из своих работ Стернберг [22] описывает симпозиум, проходивший око­ло 60 лет тому назад, на который были приглашены 14 экс­пертов (в том числе такие как Торндайк и Терман), чтобы вы­разить свою точку зрения на природу интеллекта. Конферен­ция закончилась решением, что существует столько же оп­ределений интеллекта, сколько и экспертов. Тем не менее, можно проследить, что все многообразие мнений вращалось вокруг двух общих идей: 1) интеллект сводился к способности

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (код проекта 94-06-19751).

Образ умного человека российское исследование ________________________ 113

к обучению из опыта и 2) интеллект — это способность адап­тироваться к окружающей среде.

Таким образом, можно сказать, что не существует единого теоретического объяснения интеллекта и интеллектуального развития. По мнению Магни и Каругати [16], если эпистемо­логические концепции интеллекта разнятся от одного исследо­вателя к другому и зависят от школы, к которой они принад­лежат, то можно предположить, что сходная картина, и даже может быть более выраженная, имеет место в повседневных концепциях обыкновенных людей.

Имплицитные теории интеллектуальности безусловно имеют культурные границы. Выявлению особенностей социальных представлений об интеллектуальной личности, присущих рос­сийской ментальное™, и посвящена данная работа. Актуаль­ность работы определяется не только недостаточной рааработ-кой проблемы интеллектуальных репрезентаций на россий­ской выборке. Особый интерес составляет включение России в общее поле кросс-культурных исследований и сравнение пред­ставлений, существующих в разных странах.

В нашем обществе интеллектуальность обычно связывается с понятием интеллигентность [ср. intelligence (англ.) — интел­лектуальность и intelligens (лат.) — интеллигенция], традици­онно включающим морально-этическую оценку, что и состав­ляет задачу дифференциации от других культур, в которых эти представления более рационалистичны.

Цель настоящего исследования заключалась в нахождении психологической, культуральной, а также групповой специ­фичности представлений или прототипов интеллектуальной личности.

В соответствии с данной целью были поставлены следую­щие задачи:

1. Выяснение прототипа интеллектуальной личности на выборке российских респондентов и кросс-культурное сравне­ние с результатами, полученными на других выборках, други­ми исследователями, с целью выявления особенностей пред­ставлений об интеллектуальной личности, общих закономер­ностей их функционирования и выделения тех, которые свойственны российскому менталитету.

2. Выяснение прототипов мужской и женской интеллектуаль­ности.

В отечественной психологии имплицитные теории интел­лекта рассматриваются в контексте социального мышления

114 _____________________________________________________ И. Л. Смирнова

личности [1]. Область исследования, к которой относится мо­дель социального мышления личности, отличается от тради­ционной психологии мышления, несмотря на то, что в ней в последнее время особо подчеркиваются личностные характери­стики мышления (эмоциональные, мотивациовные и т. д.). В работах по изучению социального мышления личности иссле­дуются не личностные особенности процесса мышления, а его личностные способы и типы. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, мышление личности следует отнести к психосоциаль­ным явлениям, поскольку оно представляет характеристику личности, личностный продукт ее жизни в данном обществе, ее психический функциональный «орган». В отличие от социаль­ной психологи в работах данного рода исследуется не массовое сознание, не межличностные, интерактивные процессы, а мыс­лящая о социальной действительности (ее ситуациях, событиях, людях) личность [1].

Имплицитные теории интеллекта особенно широко иссле­дуются последние 10 лет за рубежом [22, 11,4, 10, 18, 19, 23].

В этих исследованиях, которые изучали, что такое интел­лект и качества его функционирования, варьировали выборки, применялись разные методы (от интервью с открытым концом до оценочных шкал). Вывод большинства исследований выра­жен следующей фразой: «Хотя эксперты в нашей выборке имели докторскую степень в психологии и все работали в кол­леджах или университетах и занимались главным образом ис­следованиями в области интеллекта, их концепции можно от­личить от общей взрослой выборки популяции с большим тру­дом» [22J.

Семин [21] развивает подход, согласно которому многие психологические теории основаны на обыденной психологиче­ской реальности, которая объективируется в языке как части символической конвенции. По его мнению эмпирически про­веренные модели или теории психологии могут быть установ­лены только доступными социально конституированными ре­презентациями. Таким образом, обнаружено значительное чис­ло персечений между имплицитными и эксплицитными моде­лями интеллектуальности, и имплицитные теории должны рассматриваться как начало эксплицитных [21, 22].

В настоящее время, в связи с исследованиями имплицит­ных концепций, широкую известность приобрела теория соци­альных репрезентаций С. Московичи [2]. Особенностью, кото­рой характеризуются типы репрезентаций, является то, что

Образ умного человека: российское исследование 115

они представляют собой канал между нами и реальностью, к которой мы обращены. Кроме того они разделяются огромным числом людей, передаются от одной генерации к другой и ока­зывают влияние на каждого из нас без нашего сознательного согласия [15].

Эти социальные репрезентации безусловно имеют культур­ные границы. Концепция интеллекта, превалирующая в дан­ной культуре, оказывает влияние на когнитивное развитие, которое происходит в данной культуре. Однако, существует два уровня концепций интеллекта: первый репрезентирует об­щие характеристики данной ментальности, т. е. является обобщенным, второй — принадлежит реальному индивиду, личности и потому является более конкретным. Второй — ин­дивидуальный — уровень может, в результате обобщения раз­ных мнений и минимизации различий, дать и представление о ментальности, но он представляет особую самоценность и мо­жет быть изучен только в психологическом исследовании. Концепции интеллекта различаются в зависимости от харак­теристик, особенностей мышления личности, которая рассмат­ривается, ее возрастных, половых особенностей, а также груп­повой принадлежности.

Подход, в котором имплицитные теории интеллекта расс­матриваются в терминах прототипов, был предложен У. Нейс-сером [17]. Он выдвинул предположение, что интеллектуаль­ная личность это некое представление, организованное соглас­но ирототипической модели, в которой устанавливается сход­ство между двумя индивидами — одним реальным и другим прототипическим. Уровень абстракции, на котором люди кон­цептуализируют прототип интеллектуальной личности, гибко зависит от контекста: на бытовом уровне — уровень абстрак­ции будет относительно низким и тогда в прототип войдут культуральные, этнические, социо-экономические, половые и возрастные особенности. На высшем уровне абстракции, воз­можен прототип напоминающий схематичную личность без определенного возраста, социального положения, пола или эт-ничности.

Можно предположить, что обыденные концепции интел­лекта не должны быть высоко абстрактны и в них войдет зна­чительное число характеристик, специфичных для определен­ных конкретных личностей.

Основным результатом работ, посвященных исследованию Концепций интеллектуальности, явилось выделение ее двух-

116 Н. Л. Смирнова

компонентной структуры {«технологической» и «социальной») и рассмотрение вклада каждого из этих компонентов в общеч представление об интеллектуальности. Так, Дазен с соавт. [8J описали исследования, выполненные в Южной Африке, в ко-) торых преобладало «социальное» определение интеллектуаль-» ности. Технологические (интеллектуальные, когнитивные) на­выки являются лишь частью интеллектуальности, если они используются для благосостояния социальной группы, а не для индивидуального продвижения. Такое социальное опреде­ление интеллектуальности широко распространено на Юге Африки. Было показано преобладание «социальных» компо­нентов (таких как готовность выполнять работу для семьи, уважение старших и мудрость) над «технологическими» ком­понентами (такими как внимательность, наблюдательность, быстрота обучения, школьная интеллектуальность) [8].

В западных культурах определение интеллектуальности также содержит «социальные» компоненты, которые, однако, являются менее выраженными. Так в исследовании Магни и Каругати [16], используя факторный анализ при ответах на вопросник (в выборку вошли учителя, преподаватели коллед­жа, родители), обнаружили социальный фактор, определяемый как адаптацию к доминирующим социальным нормам: интел­лектуальность — это соответствие нормам бюрократического общества, в частности, в школе.

Брунер, Шапиро и Тагиури [7] показали, что американские студенты включают в свое определение интеллектуальности такие характеристики как «честный, ответственный, социабель-ный, искренний и теплый».

Стернберг с соавторами [22] провели ряд исследований кон­цепций интеллекта взрослых-американцев. Сначала случайно отобранных людей (на трамвайных остановках, в супермарке­те, в библиотеке) просили перечислить характеристики акаде­мического и повседневного интеллекта или оценить их собст­венный интеллект, академический и повседневный. Затем не­специалистов, выбранных в случайном порядке по телефонной книге, просили оценить интеллект различных людей, которые характеризовались различными поведенческими индикатора­ми, полученными вначале исследования.

Было обнаружено, что несмотря на различия в группах, су­ществует общее ядро представлений об интеллекте, которое бы­ло во всех группах испытуемых. Это общее ядро включает в се­бя три фактора: способность к практическому решению проблем,

Образ умного человека- российское исследование 117

фактор вербальных способностей и фактор социальной компе­тентности. Первый фактор включил такие характеристики как «рассуждает логично и хорошо», «устанавливает связи между понятиями», «видит все аспекты проблемы». Во второй фак­тор вошли такие признаки как «говорит ясно и отчетливо», «разговорчивый», «хорошо говорит». Третий фактор включил такие характеристики как «принимает других такими, какие они есть», «ошибается», «прявляет интерес ко всему окру­жающему» и т, д. Таким образом, было установлено, что ин­теллект, в его обыденном понимании, объединяет в себе опре­деленного рода характеристики поведения, которые не рас­сматриваются при его традиционных психологических иссле­дованиях.

Азума и Кашиваги [4] исследовали представления об ин­теллектуальности среди японцев. Они использовали несколько иной подход, чем Стернберг, поскольку просили своих респон­дентов дать не идеальное представление об умном человеке, а предлагали подумать о конкретной личности, которую они считают интеллектуальной, и перечислить те характеристики, которые могли бы принадлежать этой личности. По сравнению с результатами исследований в США, в Японии интеллектуаль­ность, особенно женская, ассоциируется с рецептивной социаль­ной компетентностью (может встать на точку зрения другого, сочувствующий, скромный, хороший слушатель). Факторная структура, обнаруженная у японских респондентов, отличает­ся от американской и показала преобладающее значение фак­тора социальной компетентности. Помимо фактора рецептив­ной социальной компетентности были выделены еще четыре фактора. Фактор позитивной социальной компетентности, ку­да вошли такие характеристики как: «хороший оратор», «со-циабельный», «рассказывает с юмором». Следующий фактор был назван фактором эффективности, куда вошли такие пока­затели как «работает умело», «не тратит времени», «быстро Рассуждает», «планирует вперед» и т. д. Четвертый фактор бьщ назван фактором оригинальности («оригинальный», «точ­ный»). В пятый фактор вошли такие показатели как «хорошо пишет», «часто пишет письма», «много читает».

Одной из проблем лри проведении кросс-культурных срав­нений является то, что в разных исследованиях используются Различные методики. Поэтому особого интереса заслуживают такие исследования, в которых используются единые методи­ческие приемы. Исследование финских ученых Рати и Снелман

118 _____________________________________________________ Н Л Смирнова

[18] относится к работам такого рода. В своем исследовании они использовали методику Азумы и Кашиваги [4], адаптиро­ванную к их собственной культуре. Методически такие иссле­дования строятся следующим образом. На первом этапе прово­дится исследование, которое собирает характеристики интел­лектуальной личности, затем формируется список, состоящий из ряда утверждений, который и предлагается испытуемым в главном исследовании. В работе финских ученых были выде­лены пять факторов, а именно: фактор кооперативных соци­альных навыков (считается с другими, может выслушать дру­гих, готов помочь); фактор умения решать проблемы (легко находит суть проблемы, легко понимает, легко обучается но­вому); фактор настойчивости социальных умений (может от­стаивать свое мнение, инициативен, легко знакомится); фак­тор рассудительности, расчетливости (точный, планирует пре­жде чем действует, достигает цели в жизни и работе); и фактор «софистика» (интересуется предметами, которые тре­буют размышлений, хорошие общие знания, много читает).

Данное исследование подтверждает представление о том, что обыденные теории интеллектуальности включают в себя два компонента: когнитивный и социальный, а также тот факт, что такие теории шире научных. Кроме того, эти теории разделяют точку зрения, что когнитивные качества, особенно способность решать проблемы, является наиболее важной ча­стью интеллектуальности [18].

Следует отметить, что несмотря на огромный интерес к им­плицитным теориям интеллекта, половые различия не часто попадали в фокус исследователей этих концепций. К работам внутри этого направления принадлежит исследование Азумы и Кашиваги [4], в котором анализировались половые различия. Было обнаружено, что дескрипторы, относящиеся к решению проблем (хорош в математике), более часто использовались при описании мужской интеллектуальности, нежели женской, в то время как дескрипторы, относящиеся к рецептивной социаль­ной компетентности (сочувствующий), более часто использова­лись при описании женской интеллектуальности.

В финском исследовании [19] также изучались половые различия. Были обнаружены некоторые половые стереотипы в описании умных взрослых. Умным женщинам чаще приписы­вались навыки общения и социального влияния, чем умным мужчинам. Наиболее важным качеством мужского интеллекта явились навыки решения проблем.

Образ умного человека российское исследование 119

Как отмечают Дазен и Шурманс [9], в в социальной конст­рукции представлений об интеллекте в западном мире, пове­дение, осуществляющее контроль над окружающей обстанов­кой, является высоко ценным; здесь интеллект рассматривает­ся как первостепенный навык, который дает возможность ког­нитивной оценки действительности. Однако, во многих не за­падных культурах в значение интеллекта вместе с когнитив­ными характеристиками входят аспекты социального взаимо­действия. В западном мире также показано, что социальные способности являются отличительным компонентом в обыден­ных теориях интеллектуальности, но неспециалисты склонны считать когнитивную способность наиболее диагностичным знаком интеллекта [16].

Из результатов социально-психологических исследований достаточно очевидно, что концепции способностей играют важ­ную роль в композиции половых стереотипов. Во многих рабо­тах западных исследователей отмечается тот факт, что социаль­ная интеллектуальность — рецептивные и экспрессивные навы­ки — ассоциируется с женщиной, в то время как когнитивные способности или «технологический» компонент интеллекта ас­социируется с мужчиной. Так, Броверман с соавт. [6] обнару­жил, что женщины воспринимаются как относительно менее компетентные, менее объективные, менее способные принимать решения и менее логичные, чем мужчины. У мужчин же отсут­ствовала интерперсональная сензитивность, тактичность, тепло­та и экспрессивность по сравнению с женщиной. Сходные ре­зультаты были получены в работе Белка и Снелла [5], в которой авторы после обзора литературы, связанной с половыми стерео­типами, сконструировали шкалу, которую они назвали ♦Представления о женщинах». Согласно показателям данной шкалы, женщины, например, «менее интеллектуальны», «ме­нее решительны» и они «действуют глупее», чем мужчины, яйнщины также «более интерперсональны», и «имеют больше эмоциональных инсайтов», чем мужчины.

Что касается научных теорий и тестов интеллекта, то они имели дело только с когнитивностью [13] и социальные качес­тва были полностью из них исключены. Прототипом умного Человека является мужчина, а не женщина. Как утверждают Гоулд [14], Раст и Голомбок [20], основатели интеллектуаль­ного тестирования, в частности Гальтон, имплицитно приняли кУльтурную точку зрения, которая широко поддерживалась в Конце девятнадцатого века, согласно которой белый европеец,

122 _____________________________________________________ И. Л. Смирнова

2. Качества интеллектуальной личности

Для определения качеств интеллектуальной личности была проведена процедура факторного анализа. После варимакс-вращения было выделено 5 значимых факторов (см. таблицу 1). Факторный анализ проводился на выборке из 181 человека, в которую вошли взрослые и школьники 11 класса.

Таблица 1

Результаты факторного анализа дескрипторов интеллектуальной личности

I. Социально-этический фактор (10.5%)

— скромный.74

— порядочный.70 I

— доброжелательный.69

— добрый.69

— честный.64

— помогает другим.63

II. Фактор культуры мышления (9.1%)

— эрудированный.73

— интеллектуальный.68

— хорошо образован.62

— много читает.61

— гибкий ум.55

— творческий.53

III. Фактор самоорганизации (8.2%)

— не зависит от эмоций.56

— практичный.56

— не повторяет собственных ошибок.55

— хорошо действует в сложной ситуации.53

— стремится к поставленной цели.52

— логичный.50

IV. Фактор социальной компетентности (6.8%)

— умеет понравиться.60

— хорошо говорит.59

— активный.59

— общительный.57

— с чувством юмора.47

— интересный собеседник.42

120 _____________________________________________________ Н Л. Смирнова

образованный мужчина, принадлежащий к среднему классу, являлся вершиной человеческой эволюции.,

>а, Методика t.f

В настоящей работе проверялись представления об интеда лектуальной личности среди россиян. «

Представления об интеллектуальной личности исследова­лись на основе подхода, предложенного Азумой и Кашиваги [4], который включает в себя два этапа. На первом этапе про­водится индивидуальное исследование, в котором испытуемых просят в виде свободного рассказа описать умного человека. На основании контент-анализа ответов составляется бланк с утверждениями, касающимися интеллектуальной личности.

На втором этапе эксперимента испытуемого просят вспом­нить умного человека, которого он знал лично, и оценить его по каждому из утверждений с помощью 5-бальной шкалы. Испытуемых просили также указать пол и возраст описывае­мого человека.

Характеристики умного человека оценивались выборкой взрослых (99 человек), средний возраст 33 года, 67% — жен­щины и группой школьников (233 человека), которые были разбиты на три возрастные группы: 1) учащиеся 6-х классов, средний возраст 11 лет (50 человек), 56% — девочки; 2) уча­щиеся 9-х классов (101 человек), средний возраст 13 лет, 61% — девочки и 3) учащиеся 11-х классов (82 человека), средний возраст 15 лет, 66% — девушки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: