Другие испытуемые делили свою жизнь на этапы, ориентируясь на свой личностный рост (*в 5 лет научился читать, а в 12 написал первое стихотворение»), на переезды из города в город («до 10 лет мы жили в одном городе, потом переехали в другой») или же не делили вообще.
Особенно значимых результатов между представителями обеих групп испытуемых отмечено не было. Хотя аспирантам в своем делении жизненного пути более свойственно опираться на внешние деятельные ориентиры (школа, ВУЗ, аспирантура), вероятно, потому что у них есть основания для этого. Испытуемые из второй группы, перейдя порог школы, чаще просто не имели перед собой значительных деятельных ориентиров (достижений), поэтому далее они делили свою жизнь на этапы, опираясь на события личной, эмоциональной и т. п. жизни.
При исследовании неосознаваемого пласта личностной организации времени испытуемому предлагалось представить мысленно картину того, как он проделывает какое-нибудь нехитрое действие (умывание, одевание, прием пищи и т. д.) в разные времена своей жизни (в прошлом это 20, 10, 5 и 1 годы назад). При необходимости испытуемый представлял образ 30 лет назад и промежуточные образы с интервалом в 1 год. Если представить череду временных образов как линию, то критическими точками в такой линии будут точки разрывов и
|
|
Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты _____ 319
перегибов. Важную информацию могут вести точки, в которых образ значительно отличался от соседних (был меньше-больше, ярче-темнее и т. п.). Образы, находящиеся в таких точках, исследовались с помощью свободных ассоциаций. Таким образом были установлены следующие соответствия.
Точки разрывов и перегибов трансспективы приходились на следующие события:
Дата ожидаемого конца жизни (или планируемого): «Тогда я считал, что буду жить до 30 лет и все» — 2 случая.
Физическое насилие со стороны других лиц — 3 случая.
Гибель близкого человека (обычно родителей) — 5 случаев.
Распад семьи — 2 случая.
Вступление в брак, рождение ребенка — 4 случая.
Глубокие психологические травмы — 3 случая.
События, являющиеся угрозой для жизни — 3 случая.
Поступление (окончание) в ВУЗ, школу — 2 случая.
Нахождение новых друзей, значимых других — 2 случая.
Этап личностного роста — 1 случай.
Причины не определены — 3 случая.
Изменение отдельного образа (относительно соседних меньше-больше, ярче-тусклее и т. д,) — в наших опытах встречалось 7 раз. Все семь изменений испытуемые связывали с различными психологическими переживаниями. При этом увеличение размера мысленной картинки, появление в ней цвета и движения говорят о положительных изменениях (личностный рост, встреча со значимым другим), и наоборот: уменьшения размера, яркости, исчезновение цвета и движения — о психических травмах.
|
|
Отвечая на вопрос о наиболее важных, поворотных событиях в своей жизни, испытуемые также указывали события преимущественно общественной жизни: поступление в институт, вступление в брак. Однако при сравнении таковых событий, выделенных сознательно, с отраженными на характере трансспективы, соответствия наблюдаются только в случае сильной эмоциональной значимости события для испытуемого или наличия угрозы физическому существованию.
Переезды: из двух сознательных — два есть на трансспек-тиве.
Гибель близкого человека: из двух — два.
Авария, болезнь: из двух — два.
Рождение ребенка: из 2 — 2.
Личностный рост: из 4 — 2.
320 _____________________________________________________ Г И Березина
Поступление в ВУЗ, аспирантуру (окончание оных): из 9 — 2.
Встреча со значимыми другими: из 8 — 2.
Две других важнейших характеристики линии прошлого на трансспективе — это общая тенденция к увеличению или уменьшению размера образа с приближением его по времени к настоящему (расходящаяся или сходящаяся линия) и тенденция к увеличению или уменьшению представляемого расстояния до образа также с приближением его по времени к настоящему (приближающая или удаляющаяся). Этим качествам трансспективы мы пока не нашли надежных психологических или личностных соответствий.
У большинства испытуемых линия прошлого расходящаяся и приближающая к настоящему. Это совпадает с мнением испытуемых о том, что самые важные периоды жизни — это юность и зрелые годы (24%), школьные годы, юность и зрелые годы (46%), то есть возраст, также приближенный к настоящему. С другой стороны, практически все испытуемые отмечали у себя ориентацию на настоящее и будущее, строгую ориентацию только на прошлое не отметил никто. Считается, что значительные события своей жизни человек обычно представляет больше по размеру, ярче и ближе к себе. Возможно, ориентация испытуемых на настоящее и будущее, подчеркивание ими важности более позднего возраста, отразились на трансспективе, воспроизведя расходящиеся и приближающиеся линии прошлого.
Испытуемые двух групп значительно отличались между собой по степени структурированности трансспективы. Лица с пролонгированным характером организации времени жизни, имеющие насыщенный внешними деятельными достижениями жизненный путь (1 группа), имели высокоструктурированные и структурированные трансспективы, а часть испытуемых из 2 группы с преимущественно ситуативным способом организации времени — малоструктурированные.
Таким образом, подведем итог этой части нашей работы. Здесь мы описывали ту часть жизненного пути, которая уже пройдена испытуемым. Если проанализировать ее сознательное восприятие и неосознаваемое отображение, то мы видим отчетливую разницу. На сознательном уровне человек преимущественно ориентируется на бытующие в обществе представления о себе и своем жизненном пути, на социально принятые ориентиры и подчеркивает в качестве этапных в своей жизни моменты приобщения себя к тем или иным социальным институтам. Подобный тип социальных представлений (пред-
Жизненный луди» личности осознаваемые и неосознаваемые аспекты 321
ставления о взаимоотношении Я-общество, об ответственности и деятельности) К. А. Абульхановой-Славской назван личносг-но-ориентированным.
Однако на более глубоком уровне человек реагирует не на социально заданные представления, а на вещи более экзистенциальные и даже физиологические. В наших опытах на транс-спективе стандартно отображались все события, представляющие угрозу для жизни (болезнь, авария, возможный конец жизни), периоды сексуального созревания, рождение ребенка, насилие со стороны других лиц. С другой стороны, человек бессознательно закрепляет в своей образной сфере все события, связанные с сильными эмоциональными переживаниями, особенно отрицательными — Еотеря близкого человека, психоиче-ские травмы. Й с третьей стороны, в трансспективе могут отразится события личностно значимые, являющиеся этапными в личностном развитии. Например, у одного испытуемого на трансспективе был четкий перегиб в год, который он называл *годом моего просветления». В то же время социально значимые события, такие как поступление в ВУЗ, на работу, на уровне подсознания остаются почти не замеченными.
|
|
Таким образом, на основе анализа прошлого и настоящего, нами установлен принцип соотнесения осознанных и неосознаваемых особенностей личностной организации времени. В дальнейшем мы предполагаем использовать полученные закономерности для анализа планирования и организации личностью своего возможного будущего.
Литература
1. Абульхаиова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991.
2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981, с. 19-45.
3. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новосибирск, 1993.
4. Веккер Л. М,, Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображении // Вопр. филос, 1961, № 4, с. 47-59.
5. Гостев А. А. Образная сфера человека. М., 1992.
6. Дружинин В. Н, Структура и логика психологического исследования. М., 1994.
7. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995, с. 179-185.
8. Рубинштейн С. Л. Мышление. Язык. Речь // Вопр. языкознания, 1957, № 2.
322 ______________________________________________________ Г. Н. Березина
9. Рубинштейн С, Л. Основы общей психологии, М., 1989, т. 1.
10. Серенкова В. Ф. Типологические особенности планирования личностного времени // Гуманистические проблемы психологической теории. М„ 1995, с. 192-204.
МЕНТАЛЬНОСТЬ РОССИЙСКАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ (ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ)
|
|
А. В. Брушлинский
В течение последних 10—12 лет в нашей стране почти непрерывно происходят очень резкие и часто непредсказуемые изменения в экономике, политике, духовности — во всей нашей жизни. Сознание и бессознательное десятков миллионов людей, промышленное и сельскохозяйственное производство, собственность, власть... — все это находится в процессе острейших противоречий, преобразований и потрясений, в состоянии постоянной нестабильности и неопределенности. С одной стороны, история предоставила нам реальный шанс преодолеть тяжелейшие последствия всевластия бывшей партийно-государственной верхушки, ее бездуховности, безответственности и некомпетентности. Мы обрели свободу слова, мысли, творчества и отчасти действия. Появились некоторые возможности для свободной инициативы, предпринимательства, независимости от чиновничьего произвола и т. д. Но, с другой стороны, многолетний спад в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве, почти полное отсутствие инвестиций в производство несмотря на бурный рост торгового и финансового капитала, массовое обнищание россиян в опаснейшем контрасте со сверхвысоким уровнем жизни примерно 7-10% населения («новые русские» и т. д.), распад СССР, нищенствующие культура и наука, «мафизация» и криминализация политики, экономики и т. д. вызывают у многих чувства глубокого унижения и беспокойства за судьбы России и каждого ее гражданина. Это относится ко всей стране в целом и к ее различным регионам, о чем свидетельствуют многочисленные эмпирические данные, полученные социологами, этнографами, психологами и др.
Например, согласно опросам ВЦИОМ'а (Всероссийского центра изучения общественного мнения — Ю. А. Левада и его сотрудники), рост поддержки реформ, проводимых в России, совпадает с финалом предвыборной президентской кампании (июль 1996 г.), после чего нарастают негативные тенденции:
МегипСАЬносшь российская и региональная (провинциальная) 39
резко уменьшаются надежды на улучшение экономического и политического положения, очень сильно выражены чувства раздражения, страха и потенциал протеста против политики правящих кругов, у большинства населения нет уверенности в завтрашнем дне [8, с. 3-5]. Печально традиционный для почти всей истории России разрыв между властью и народом выражается сейчас в том, что большинство населения не доверяет общественным структурам и институтам власти (по данным Института социально-политических исследований РАН — Г. В. Осипов и его сотрудники [7, с. 156]). Примерно к таким же выводам приводят и социологические исследования, выполненные под руководством Б. А. Грущина, Н. И. Лапина, В. А. Ядова и мн. др.
Резкое ослабление еще недавно централизованной экономики и «партии власти» существенно уменьшает возможности федеральных органов управления нормализовать обстановку в регионах и поддержать инициативу активных групп населения на местах. Люди все больше доверяют местной, а не федеральной (центральной) власти; усиливаются автономизация регионов и региональная идентификация населения, когда многие особенно эмоционально переживают свою связь именно с «малой родиной», где они родились и живут. Возрастает влияние местных элит и властных структур. В общем итоге крепнет национальное, этническое, региональное самосознание (что, впрочем, нередко осложняется ухудшением межэтнических отношений). Все это создает весьма противоречивую ситуацию. Уходит в прошлое безудержная централизация всей политической, духовной и экономической жизни, столь характерная для советской власти, которая в большинстве случаев не желала считаться с интересами местного населения и региональными органами управления. Диктатура Центра была очень сильна. Например, в ЗО-е годы запретили или свели к минимуму даже краеведение, могущее поддержать духовную автономию местных жителей. Сейчас положение резко меняется к лучшему. Набирает силу процесс автономязации регионов и Даже отдельных личностей (в последнем случае возрастает индивидуализация людей). Например, регионы теперь совершенно самостоятельно выбирают своих президентов, губернаторов, мэров и т. д. и даже выходят на прямые связи с зарубежными Деловыми партнерами, не прибегая к посредничеству федерального Центра, что раньше было абсолютно невозможно. Т самостоятельность местных органов власти — большое
40 А В Ерушлинский
достижение на данном этапе реформирования Российской Федерации. Вместе с тем подобные тенденции в их крайнем выражении могут привести и нередко уже приводят к атомиза-ции общества и государства, к ослаблению нормальных взаимосвязей между Центром и регионами. В результате у нас сейчас очень мало государственных деятелей, которые бы искренне и действенно переживали, выражали и реализовывали подлинные интересы и цели всей нашей страны как целостного единого субъекта. Именно отсюда, на мой взгляд, проистекают самые большие трудности в реформировании Российской Федерации.
Субъект — это человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т. д. Субъектами являются личности, различные группы и общности людей, все человечество в целом. Индивидуальное и общественное сознание в сложнейшей взаимосвязи с бессознательным — важнейшее качество любого из субъектов (индивидуального, группового, регионального и т. д.).
В течение последних нескольких лет вместо привычных терминов «сознательное», «психическое», «душа» (например, «русская душа») и т. д. или вместе с ними у нас стали широко использовать иностранный термин «менталитет*, «менталь-ность» и др. Это калька с английского слова mentality, означающего ум, интеллект, умственное развитие, склад ума, умонастроение и т. д. Появились уже и дефиниции нового термина. Бот, например, одна из них: «Менталитет — обобщенное понятие, отчасти образно-метафорическое, политико-публицистическое, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума и даже умонастроений» [4, с. 174]. Например, национальный, региональный, мелкобуржуазный, демократический и т. д. склад ума. Следовательно, для разных субъектов — региональных, этнических и т. д. — характерен соответствующий менталитет. В частности, для российской ментальности свойственно единство (но не тождество) общероссийского и регионального умонастроений. Последнее часто называют еще провинциальным. Слово «провинция» (не периферия!) употребляется в русском языке, по меньшей мере, в 3-х значениях: 1) административно-территориальная единица в России в XVIII в.; 2) единица админист-
i
российская и региональная (провинциальная) 41
ративно-территориального деления в некоторых современных государствах (Италия, Канада, Аргентина и др.); 3) местность, удаленная от столицы, от культурных центров. В последнем случае столичная ментальность (в Москве и Санкт-Петербурге) может иметь определенные преимущества для своего развития в силу большой концентрации учреждений науки и искусства. Однако при высоком социально-экономическом развитии любой страны такая концентрация становится характерной и для ряда других — нестоличных — городов, которые тоже являются культурными центрами. Что касается современной Москвы (и Подмосковья), то обычно недостаточно учитывают ее двоякую функцию: она — не только 1) столица, но и 2) один из многих регионов (провинций) нашей страны. Во втором случае она — как и все другие регионы — испытывала на себе и отчасти по-прежнему испытывает давление центральной власти, не желающей учитывать интересы и вообще ментальность москвичей (например, так было в 1970-ые годы, когда разрабатывали Генеральный план развития Москвы). Иначе говоря, потребности столицы и Москвы как региона очень часто не совпадают и потому москвичи находятся по отношению к центральной власти в таком же положении, что и жители других городов (вспомним, в частности, путч 1991 г.). Добавлю к этому, что после Октябрьской революции 1917 г, все наши вожди и генсеки были уроженцами не Москвы или Петербурга, а совсем других городов... Для них Москва не могла быть «малой родиной», а потому они плохо понимали московскую ментальность. Точно так же центральная власть посылала во все регионы страны своих назначенцев и «наместников», которые часто не любили и даже презирали местные обычаи, нравы, традиции и т. д.
Однако при нормальном социально-экономическом и духовном развитии общероссийская и региональная (провинциальная) ментальное™ могут и должны формироваться без непрерывных острейших конфликтов — на основе учета и мирного Разрешения противоречий. Такое развитие, в частности, предполагает, что необходимо преодолеть как глубоко ошибочную следующую формулу, широко распространенную при Советской власти: личные интересы подчиняются общественным (соответственно региональные интересы — общегосударственным). Позиций общеметодологического принципа субъекта неадекватность такой формулы совсем очевидна: субъекты (индивидуальные, групповые, региональные и т. д.) взаимодействуют
42 ___________________________________________________ А В Брушлинский_
друг с другом прежде всего на основе общих, совпадающих интересов, целей и т. д. Общие, общественные интересы — это всегда личные, они не существуют вне личностей или над ними. В ходе развития своих ментальностей субъекты ищут и находят то общее, что их может объединить. Таковы конструктивные условия для совместной деятельности и общения разных людей и их общностей!
Сейчас не все психологи у нас согласны с тем, что группу людей можно и нужно в определенных случаях квалифицировать в качестве субъекта (многие признают это качество лишь за личностью, за индивидом). Однако при соблюдении вышеуказанных условий, т. е. при совпадении у членов группы определенных целей, интересов и т. д., такая группа объективно начинает выступать как субъект (но не как личность!). Эмпирическим подтверждением этого общего положения являются, например, социально-психологические исследования групповой ментальности, выполненные А. Л. Журавлевым и его сотрудниками [1].
Еще более сложным и трудоемким является изучение провинциальной ментальности, осуществляемое, в частности, с помощью кросс-регионального исследования. Очень ценную инициативу проявили в данном отношении самарские психологи i во главе с Г. В. Акоповым. В этом году они успешно провели в; своем регионе уже Вторую Международную конференцию по исторической психологии российского сознания «Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем» [5] (первая такая конференция состоялась в Самаре в 1994 г.). В широком контексте исторической и региональной психологии участники конференций проанализировали методологические, теоретические и эмпирические аспекты названной проблематики и раскрыли некоторые специфические особенности провинциальной ментальности разных регионов. К данной тематике относится также статья В. Н. Павленко и Н. Н. Корж [2].
Все исследования такого типа продолжают и конкретизируют работы по изучению общероссийской ментальности, анализирующие ее специфику с позиций кросс-культурного подхода. Это прежде всего теоретико-эмпирические иследования, выполненные К. А. Абульхановой-Славской, М. И. Воловико-вой, В. В. Знаковым, В. Ф. Петренко и их сотрудниками [3, 6]. Например, в указанных работах показано, что у многих россиян моральные представления преобладают над правовыми. Такая специфика российской ментальности обусловлена исто-
Ментальность российская и региональная (провинциальная) _______________43_
рачески, поскольку в нашей стране издавна и до сих пор не построено правовое государство. А потому неразвитость правосознания (точнее, неверие в справедливость и законность, обеспечиваемые государственными органами управления и чиновниками) как бы компенсируется моральными представлениями и апеляцией к межличностным (а не институциональным) отношениям. Следующим этапом исследования может стать изучение того, насколько общие особенности российской мен-тальности одинаково или по-разному обнаруживаются в разных регионах страны.
Литература
1. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Под ред. А. Л. Журавлева. М. 1996.
2. Павленко В. Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. 1998. № 1 (в печати).
3. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета). Смоленск. 1997.
4. Политология. Энциклопедический словарь. М. 1993.
5. Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем / Под ред. Г. В. Акопова, В. А. Кольцовой и В. А. Шкуратова. Самара. 1997.
6. Российский менталитет / Под ред. К. А, Абульхановой, М. И. Воловиковой и др. М., 1996.
7. Социологические исследования. N° 5. 1997.
8. Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения // Информационный бюллетень. № 2. 1997.
•ад
IK-
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ш
№
Л. И. Анцыферова *#г
Сейчас наше отечество переживает тяжелые времена. Жизнь наполнена страданиями, горестями, бедами и даже трагедиями, которые трудно пережить. Иногда и сама жизнь кажется невыносимой. Люди даже начинают бояться моментов радости — не последует ли за ними очередное бедствие. В этих условиях — долг психолога — помочь людям перенести великие трудности жизни, увидеть жизнеутверждающий смысл в ударах судьбы. Многолетние занятия психологией личности, изучение накопленных в науке биографических материалов и собственный большой жизненный опыт переживания своих невосполнимых потерь и сопереживания горю других людей, а главное — попыток помочь им побуждают представить хотя бы некоторые, частично обобщенные, а частично совсем конкретные свои соображения по поводу самых главных вопросов человеческого существования — вопросов жизни и смерти. Перед нашими соотечественниками — россиянами стоит главный выбор — отыскать смысл жизни и утверждать его всеми возможными способами или уступить смерти, т. е. отчаянию, чувству безысходности, обесцениванию своего бытия. Опыт показывает, что человек в любом состоянии может найти если не радость, то отраду в своей жизни. Жизнь полна неисчерпаемых возможностей доброго и светлого, и их можно найти.
Человеческое существование в мире, жизнь и смерть человека — явления вселенского масштаба. Их трудно осмыслить в системе научных понятий. В области философии сформировалась «философия жизни», но в психологической науке отсутствует такая дисциплина, как «психология жизни». Психологи разрабатывают проблему жизненного пути человека (личности). Но эта метафора отнюдь не передает многомерности движения жизни человека в пространствах его духовного, психического и телесного бытия. Обращаясь снова к метафоре, можно сказать, что огромная область потенциального в душе субъекта, сфера его замыслов, стремлений, намеченных пер-
Человек перед лицом жизни и смерти
спектив почти не оставляет следов на протаптываемом им, всегда совместно с другими, жизненном пути.
Уникальность человеческого существования заключается в том, что человек не просто живет, увлекаемый заключенными в нем силами, и прилагает усилия, чтобы выстроить свою жизнь. Он способен относиться, занять оценочную позицию к жизни вообще и к своей, в особенности. Он способен распоряжаться ею и далее — что уже совсем немыслимо в остальной природе — по своей воле уйти из жизни.
Жизнь человека, его обычная, повседневная жизнь бесконечно изменчива, полна неожиданностей, изобилует моментами, содержащими стимул для творческого поведения и расширения его сознания. Но у большинства людей их цели и разработанные сценарии жизни становятся такими мощными доминантами, что под их влиянием человек воспринимает как незначимое, неинтересное, оттесняемое им в бессознательное те преходящие обстоятельства, которые могли бы стать новыми ростками «могучей действительности» его жизни. Чудо неповторимости каждого дня исчезает. Этому чувству противостоит распространенный в нашей жизни шаблон «обыденности», «рутинности» повседневной жизни. А между тем каждый день наполнен мимолетностями неожиданности, которые ускользают от сознания, и только гораздо позднее внезапно вспоминаются как ценные моменты прожитой жизни.
Жизнь человека как особая, свойственная ему благодать, противопоставляется, как правило, трагедийности смерти. Но есть крупнейшие мыслители, которые считают трагическим и само существование человека, его появление во Вселенной. Особенно ярко такая точка зрения представлена в работах философа и психолога, создателя «гуманистического психоанализа» Эриха Фромма [5J. Он доказывает, что в мире с появлением человека произошел драматический раскол. Рассуждает он следующим образом. Человек — это единственное существо в мире, которое оказалось наделенным разумом и способностью °сознавания. В результате человек оказался отделенным непроходимой пропастью от всего остального мира природы. У человека нет инстинктов, которые направляли бы его поведение в тех или иных ситуациях. Он должен сам взять на себя ответственность за всю свою жизнь. Он одинок во Вселенной. Этому учению противостоит иная, оптимистическая, представляющаяся нам более убедительной концепция, определяющая место человека в мире. Эта концепция принадлежит
46 ЛИ Аицыферова
С. Л. Рубинштейну [2]. По его мнению, с появлением человека на новый уровень развития поднимаются все нижележащие уровни бытия. В их структуре начинают проявляться совершенно новые свойства, которые потенциально содержались в природных объектах, но проявились лишь с пришествием человека. Таковы красота гор и водопадов, грациозность определенных животных и т. д. Эта концепция развивает идеи, высказываемые в первой трети нашего века некоторыми философами и психологами. Так, Дж. Мид [10], касаясь связи животного и растительного мира, показал, что с появлением животных в растениях выявились совершенно новые качества: съедобность, ядовитость, целебность и т. д. Эти идеи были развиты и обобщены С. Л. Рубинштейном в его положении о том, что с появлением каждого нового уровня бытия в новом качестве выступают свойства всех предшествующих уровней. Заключение С. Л. Рубинштейна о такой связи человека и природы, о наличии природного начала в человеке не преуменьшает, но, наоборот, подчеркивает ответственность человека за такое выстраивание своей жизни, которое бы наиболее полно и глубоко выявляло новые свойства не только предшествующих уровней, но и качества, потенциально присущие своему уровню бытия — нравственность, духовность взаимоотношений людей, их постоянное развитие.
Жизнь человека, не будучи трагедией существа, оторванного от всего остального мира, тем не менее уникальна по насыщенности мощными, дрямо противоположными по своему знаку, чувствами. Жизнь — источник самых ярких положительных чувств, но по временам она переживается как драма и даже как проклятие. Жизнь всегда сложна, противоречива, во-многом непредсказуема. И перед лицом жизненных ситуаций, проблем, испытаний человек должен сделать выбор: противостоять ли угрожающим обстоятельствам, внести в жизнь определенность — или любыми путями уклоняться от тяжелых переживаний, уйти от трудных ситуаций, нередко жертвуя своими духовными ценностями. В последнем случае жизнь человека как личности опускается на более низкий уровень, который тяготеет к полюсу небытия, ибо только небытие полностью избавляет человека от опасностей и страданий. Но есть основания предполагать, что в природе человека заложено стремление к переживанию всей полноты жизни, даже выражающейся в мучительных переживаниях. Года два тому назад я увидела фрагмент телепередачи, посвященной отношению
Человек перед лицам жизни и смерти ___________________________________47_
людей к собственной смерти и предшествующим ей страданиям. В числе вопросов был и такой — какую бы смерть люди себе пожелали. Я испытала некоторое потрясение, когда одна из опрашиваемых ответила, что хотела бы умереть от рака: «не всем ведь приходится испытывать такое состояние». Другая же женщина на предположение корреспондентки, что лучше всего мгновенно погибнуть, например, в автокатастрофе, ре-пгательно заявила, что хотела бы умереть естественной смертью: «потому что я хочу подловить этот самый момент». Такова тяга людей к многообразию переживаний.
Итак, вся жизнь человека выступает как развернутая во времени система выборов. В основе этой системы лежит ба-зальный выбор — между жизнью и смертью. По данным психотерапевтов, в ситуацию такого «выбора» попадают уже новорожденные дети. Конечно, о выборе в этом случае можно говорить лишь в переносном смысле слова. Речь идет о балансе элементарных переживаний ребенка, попавшего из спокойного, защищенного телом матери мира, в совершенно иной мир, привлекательный и пугающий своей новизной. И от того, как примет младенца незнакомый ему мир, олицетворяемый, прежде всего, матерью, во-многом зависит, возобладает ли у ребенка стремление жить или желание уйти в небытие. Горячо и нежно любящая мать быстро овладевает искусством любовного отношения к своему малышу. У нее развивается способность распознавать едва заметные признаки назревающей у новорожденного той или иной потребности, возникающего чувства дискомфорта. И она приходит ему на помощь прежде, чем неприятные ощущения достигнут своего апогея и вызовут У ребенка панические крики. В свою очередь, сам младенец, как существо, полностью зависимое от воли окружающих, повышено чувствителен к их поведению. Особенно сензитивен, восприимчив он к действиям, которые могут быть восприняты как отвержение его, недоверие, обесценивание. Об этом свидетельствуют случаи из практики детской психотерапии. Так Эрик Эриксон [7] описывает ситуацию, когда к нему принесли маленькую девочку, которая не могла действовать ручками. Ее Пальчики были постоянно растопырены и неподвижны. Она не прикасалась ими к вещам и не могла ничего схватить. Оказалось, что вскоре после рождения этой девчушки у ее матери начался туберкулезный процесс. Малышку лишь подносили к ма-Ме> но когда ручки ребенка тянулись к ее лицу или груди, их тотчас же отводили. Мир выразил недоверие пальцам девочки,