86 ______________________________________________________ A H Славская
Возвращаясь, исходя из сказанного, к парадоксу стратегии исследования правовых представлений как психосоциальных явлений, мы предварили это исследование рядом гипотез. Сущность гипотез была связана с центральной проблемой стратегии исследования: насколько имманентны, адекватны российскому правовому сознанию и мышлению сами методические материалы, предложенные женевским центром. Ведь само создание этих методик определялось и теоретической парадигмой западно-европейских исследователей, и теми представлениями о праве и правовом сознании личности западно-европейского общества, которые были им свойственны как гражданам западно-европейского, т. е. традиционно правового общества. Поэтому мы должны были, хотя бы со значительной долей приблизительности, ответить на вопросы: что имели в виду отечественные респонденты, заполняя шкалы опросника, или их ответы были совершенно «пустыми»?
Например, можно спросить российского респондента: «Вы согласны с гуманистическим принципом «свобода-равенетво-братство?». Он ответит: «да». Но понимает ли и вообще знает ли он о том, что в западно-европейском обществе давно осознано противоречие между свободой как свободой предпринимательства, т. е. возможностью обогащения, и, равенством, поскольку свобода обогащения неизбежно привела к реальному экономическому неравенству. Следовательно, он отвечает на этот вопрос с абстрактно-умозрительных позиций, а оказавшись за чертой бедности и поняв взаимосвязь этих явлений, он ответит на этот вопрос иначе.
Первый принцип, который мы сформулировали, исходя из того, что именно интерпретация является основным механизмом правосознания, был принцип контекстности или контекста, в котором осуществляется восприятие основного методического материала — Декларации прав человека. Мы провели различение трех контекстов: абстрактно-социального, жизненно-личностного, и, наконец, исторического, в смысловое пространство одного из которых российский респондент может включить содержание документа и начать выработку своего мнения о нем. Для российской личности восприятие положений Декларации может быть абстрактно-умозрительным, каким было восприятие идеи коммунизма — правильной, но далекой. Почему не согласиться с принципами равенства народов всех стран, всех цветов кожи и т. д.? Однако мы предположили, что абстрактность восприятия этих положений граяс-
Шавовые представления российского общества 87
данином Франции или Испании, связанная с глобальным мак-роконтекстом проблемы, может быть проявлением не пассивной констатации их правильности, а выражением рациональ-аости его сознания, поскольку все правильное в обществе осуществляется государством и не требует проявления личного отношения, осмысления.
Итак, первый абстрактно-социальный контекст является безличным или надличностным в силу макромасштаба самой правовой проблемы. В нем складывается и функционирует все социальное знание, восприятие информации, и принимаемой к сведению, констатируемой, но не требующей самоопределения личности даже при осознании ее важности. Это действительно традиционно упоминаемая картина мира, причем, социального мира, а в данном случае — мира как цивилизованного человеческого сообщества.
Второй контекст является конкретно-личностным. Он выделяется по двум признакам. Первый рассматривался Л. Линном, введшим понятие «социальной вовлеченности*: для личности макропроблемы права (международные, национальные и др. конфликты) становятся личностными, когда она непосредственно участвует в них (например для общественных деятелей).
Второй критерий — когда речь идет о противоречиях личной жизни человека, его личного столкновения с попранием своих прав, с несправедливостью. Здесь восприятие права не абстрактно, констатация прав, их знание уступает место активному интепретированию правовых противоречий, закона и Данной ситуации и т. д.
Третий контекст определяется уже не по основанию абстрактность — конкретность, а по критерию современность-историчность. Мы назвали его историческим. Это также мак-роконтекст, но, на наш взгляд, он гораздо больше связан с Ценностями, оценками, отношением, а не просто знанием или восприятием закона личностью. Здесь всплывает историческое с°знание недавнего прошлого, в котором Декларация прав человека, борьба за права человека в России связывалась с диссидентским движением, с личностью А. Н. Сахарова, нравст-венно-гражданским мужеством его борьбы за эти права.
Другая историческая перспектива обращена в будущее и выявляет отношение к Декларации как программе будущего Подлинно цивилизованного человечества. Это отношение также СПеЦифично для российского общества, мировоззрение которого на вере и идеале. Основным в гипотезах женевских
I
88 _______________________________________________________ А. И. Омшскоя
исследований был контекст (вектор) личность — государство, который мы не выделяли специально. Нельзя утверждать, что соотношение личность — государство в западно-европейском обществе может сравниваться с соотношением личность — государство в России. Соотношение личность — государство выражает дифференцированные правовые позиции личностей в зрелом правовом западно-европейском государстве. По мнению руководителя женевского центра исследований прав человека В. Дуаза, различие позиций разных личностей строилось на ценностной основе и определяло, во-первых, разный тип отношения к государству, и, во-вторых, разный способ восприятия конфликта, противоречия (этнического, политического, идеологического и т. д.).
Женевские исследователи дифференцировали в исследовании следующие четыре типа личности по характеру их отношений к государству: 1. симпатизирующий (правительственным, государственным правовым решениям); 2. скептический; 3. персонифицированный (индивидуализированный); 4. институциональный (полностью государственный — идентифицирующийся с его политикой) тип.
Мы считаем основанием этой типологии разную степень близости — отдаленности личности от позиций государства: индивидуализированный — наиболее удален, скептический — средне, симпатизирующий — ближе, и, наконец, идентифицирующийся — полностью отождествляется с позицией государства.
Женевские исследователи, так же как и мы, считают одним из важнейших принцип «контекстности», когда проводят, например, различие между абстрактным признанием важности положения Декларации, что «каждый человек имеет право на образование», и его конкретной реализацией в жизни данной личности, возможностью или невозможностью такой реализации. Однако для них центральным является контекст личность — государство, мы же не можем считать этот контекст основным в силу отсутствия у нас правового государства и позиций разных типов личностей по отношению к нему, но выделяем три других выше описанных контекста.
Но наиболее существенным при сопоставлении теоретических позиций исследователей разных стран оказывается следующее различие, которое представляется, становится ключевым и для интерпретации эмпирических данных. У разных типов личности западно-европейского общества, выделенных В. Дуа-зом, на основе действующего правопорядка, направленного на
Правовые представления российского общества _________________________89_
поддержание основных ценностей, уже существует то или иное отношение к государству — отдаленное от него или максимально с ним солидаризирующееся. Поэтому интерпретация того или иного конфликтного, противоречивого правового явления лишь выражает сложившееся отношение, а также личный социальный опыт («переживания конфликтов» — по В. Дуазу).
В нашем же обществе, где отсутствует сложившееся отношение к государству (как правовому институту) напротив, только интерпретация, т. е. сам поиск определенности в неопределенных, противоречивых правовых ситуациях, стремление к упорядоченности и целостности личной жизни могут привести к возникновению такого отношения. Иными словами, в западно-европейском обществе интерпретация является лишь конкретным проявлением обобщенных, устоявшихся институционально, зафиксированных правовых взаимоотношений государства и личности. В нашем же обществе интерпретация — психологическая личностная предпосылка, механизм, посредством которого каждый раз заново, в каждом конкретном случае отдельно разрешаются правовые ситуации, что, по мере возникновения все новых мнений, выводов личности, ее обобщений со временем приведет к правовому отношению.
Далее, в теоретическом диалоге нашей и женевской сторон в качестве одного из центральных принципов, наряду с кон-текстностью, выделена ориентация на проблему противоречий или конфликтов, связанных с нарушением прав человека. У разных типов, отмеченных В. Дуазом, разный способ переживания конфликта (и разный личный опыт такого переживания). Мы считаем, что основная совокупность противоречий имеет место в личностном контексте, т. е, на уровне личной жизни человека (хотя, естественно, явления правовых нарушений, расхищения государственной собственности, коррупции и т. д. в масштабах общества составляют едва ли не основную характеристику его современного состояния, но это Уровень, на котором должны действовать — и не действуют объективные правовые механизмы). На личностном индивидуальном уровне можно выделить два рода противоречий, одни из которых связаны с прямым, собственно правовым насилием и Унижением достоинства данной личности со стороны государства, общества, его институтов, вторые — с межличностными отношениями, с отношениями личность — «другой» — "Другие», Можно предполагать, что и восприятие конфликта, и способы его разрешения первой группы противоречий связаны
90 __________________________________________________ A H Славская
с интерпретацией себя как объекта или субъекта и соответственно общества, как субъекта или объекта [1, 3]. Осознание своей позиции по отношению к обществу как объекту, от которого ничего не зависит, по-видимому, прежде всего проявляется в психологии исполнительства, обязанности, долга, но не сознания своих прав.
Противоречия и деловые отношения в сфере личность — «другие» составляют в России основную область практического права. Даже если эти отношения осуществляются в рамках институциональных и других формальных структур, в отличие от западно-европейского общества в ролевое поведение и взаимоотношения вовлечена личность, ее психология — личные интересы и амбиции. В этой сфере преобладают не правовые, а морально-психологические регуляторы, такие как совесть, доверие — недоверие, ложь и т. д. Исходя из этого, наиболее валидным, адекватным российскому сознанию, мы посчитали один из разделов женевского опросника, в котором речь идет о нарушениях и несправедливости, связанных с личностью и ее взаимоотношениями с другими людьми.
В этих взаимоотношениях нас интересует основной психологический механизм, наличие или отсутствие взаимности в интерпретации прав и обязанностей партнеров по отношению друг к другу. А именно, насколько готовность выполнять требования другого соединяется с ожиданием обязательств с его стороны, т. е. с правом требовать и от него, и наоборот, насколько требование гарантий от другого сопровождается готовностью выполнять обязательства самому. Этот психологический механизм можно считать главным не из умозрительных соображений, а потому, что в России при отсутствий законодательного регулирования подобных взаимоотношений сложился особый способ их осуществления, подобный натуральному обмену. В нем устанавливается прямая и одновременная взаимозависимость действий одного от действия другого. Психология обмена является формой натурального — из рук в руки — получения гарантий, что обязательства будут выполнены. При социализме аналогом такого обмена была
В этот раздел входят вопросы такого рода: 1) человек, с которым Вы имеете договоренность, нарушает ее; 2) кто-то нарушил таЙ-ну, которой Вы поделились с ним; 3) кто-то несправедливо критикуе''' Вас за Вашей спиной; 4) кто-то лжет Вам или умышленно дезинформирует Вас (вводит в заблуждение).
П равовые представления российского общества _________________________ 91
формула «ты — мне, я — тебе». Такой негласный договор не сопровождается составлением «протокола», поэтому он характеризуется переживаниями личности (неуверенностью, подозрениями в нечестности партнера, сомнениями в эквивалентности услуг и т. д.). Подобные переживания естественно отсутствуют в западно-европейских, регламентированных, гораздо более отчужденных и отлаженных служебных и других отношениях. В данном случае важны не эти чувства, входящие в комплекс морально-правовых обыденных взаимоотношений, а их взаимность. Это не только взаимность обязательств, но это важнейший факт соединения в сознании личности своих обязательств перед другими и права требовать от другого выполнения его обязательств. Именно это есть, по-видимому, основная психологическая предпосылка правосознания личности в межличностных отношениях. Здесь личность уже перестает сознавать себя целиком обязанной всем — обществу, другим людям, отходит от развитого христианством и социализмом, чувства добровольности своего долга, жертвенности, и по крайней мере психологически начинает переживать свое право требовать от других.
Таким образом, для формирования правосознания российской личности основным оказывается контекст межличностных отношений, который не был выделен в начале, поскольку он связан только с одним из опросников женевской обширной методики и практически не связан с интерпретацией Декларации. Но именно интерпретация межличностных отношений т. е. отношений, где есть различие интересов, несимметричность, противоречивость, реципрокность двух позиций — позиций «Я» и «другого», является главным механизмом диалогического сознания, определяющим мнение и, в конечном итоге позицию «Я». Интерпретация здесь действительно связана с альтернативностью, но не с альтернативой выбора, а с потребностью самоопределиться по отношению к другому человеку. Интерпретация состоит в том, чтобы встать на позицию другого человека, отказавшись от своей, или отстоять свою позицию, проигнорировав позицию другого. Здесь интерпретация ищет резюме наподобие поиска консенсуса, в котором синтезирована и обобщена совокупность прав и обязанностей каж-Дого на основе взаимности. Эта сдособность личности урегулировать взаимоотношения с другим человеком без того, чтобы Игнорировать чужие интересы и жертвовать своими, и есть психологическая, специфическая для России предпосылка ее свободы, в том числе освобождения от обмана и лжи.
_92_______________________________________________________ A H Славская
Литература: >
1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности:: проблемы и стратегия исследования // Психол. журнал. 1994 № 4. с. 39-55.
2. Абульханова-Славская К. А., Енакаева Р, Р. Российский менталитет или игра без правил? (Российско-Французские кросс-культурные исследования я диалоги) // Российский менталитет. Психология личности, сознание, социальные представления. М., 1996,
3. Белицкая Г. Э. Типология проблемности социального мышления личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1990.
4. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
5. Бердяев Н. А. Русская идея. Россия и Европа. Опыт соборного анализа. М., 1992.
6. Валки Л. Ценностное содержание международного права. Венгерский меридиан. // Журнал общественных наук. 1990, N° 1. с. 53-67.
7. Воловикова М. И. Моральное развитие и активность личности // Активность и жизненая позиция личности. М., 1988, с. 170-186.
8. Всеобщая Декларация прав Человека (10 декабря 1948 г.).
9. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1992.
10. Дуаз В. Феномен анкеровки в исследованиях социальной репрезентации. // Психол. журнал, 1994, N° 1.
11. Иванов В. И. Духовный лик славянства // Россия и Европа. М., 1992.
12. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журнал, 1995, № 1, с. 3-18, № 2, с. 3-14.
ХЗ. Общая теория прав человека. Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996.
14. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1979.
15. Сергей Леонидович Рубенштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989.
16. Славская А. Н. Интерпретация как предмет психологического исследования // Психол, журнал, 1994, Т. 15, № 3, с. 78-87.
17. Славская А. Н. Гуманистические аспекты понимания и интерпретации. // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995, с. 83-95.
18. Abric J.-C1. A theoretical and experimental approach to the study of social representations in a situation of Interaction // Social representations / Ed. By R. M. Farr, S. Moscovici, Cembridge, 1984.
19. Feyerabend P.-K. An attempt of a realistic interpretation. Experience-Proceeding of the Aristotelian Society. New Series, vol. 58, 1958.
20. Moscovici S. Social influence and social change. London, N-Y., San-Franc. Academic press, 1976.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОРЯДОЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ1
М. И. Воловикова, Л. Л. Гренкова
На протяжении жизни всего одного поколения в нашей стране произошли, по крайней мере, две коренных ломки общественных отношений: курс на «всеобщее равенство» в 1917-м году и возврат к «буржуазным ценностям» в 1991-м. Более всего изменения коснулись нравственной сферы. Чтобы представить себе путь, проделанный нравами, нужно обратиться к свидетельствам из прошлого.
Велика Россия и не сразу очередные реформы доходили до ее окраин, не сразу рушились привычные устои. Их долго хранил русский Север, веками служивший стране как «нравственный заповедник». Воспоминания о совсем еще недавней старине — надежный источник свидетельств. Другой источник — «русское зарубежье»: запомнившиеся образы из детства были подчас единственным сокровищем людей, покидавших страну навсегда — с тем, чтобы частично воссоздать Родину за рубежом и продолжать служить ей на чужбине верой и правдой. Ныне, когда эмигрантская литература доступна, стало очевидным: они взяли с собою самое необходимое для того, чтобы сохранить ценности прежней России, — запечатленные в памяти образы близких людей и ритмов, которыми жила родная земля.
«Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну что же... Не поймешь чего — подскажет сердде. Как будто я такой как ты. Снежок ты знаешь? Здесь °н — редко, выпадет — и стаял. А у нас повалит, — свету, бывало, не видать дня три!...Тихо у нас зимой и глухо. Несут-ся санки, а не слышно. Только в мороз визжат полозья...» Эти строки из «Лета Господня», написанного Иваном Шмелевым в ЭМиграции, в Париже, — воспоминания о детстве и о безнадежно далекой Родине. Цепкая детская память сохранила, за-Печатлела образы и сценки, вместе составившие живую мо-
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 96-03-044X9.
94 М. И. Валовикова, А. Л Гренковд
заику московской жизни конца прошлого века, так отличной от сегодняшней. Сохранила она и черты человеческих характеров. В них были — доброта, нищелюбие, снисходительность к чужим слабостям, подчинение размеренным ритмам жизни (связанным со вселенскими ритмами праздников и буден), широтой, немелочностью — страна-то большая, богатая...
Опять сценка из «Лета Господня»: «Мясник, бывало, рубит топорам свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, — наплевать! Нищий подберет, эту свиную «крошку» охапками бросали нищим: на, разговейся!»- Отец Ивана Шмелева — молодой и преуспевающий в то время московский купец, устраивал в доме специальные праздничные обеды «для разных» (т. е. для людей бедных и убогих), а милостыню подавал тайно (хотя от цепкого детского взора ничто укрыться не могло). И вот во время похорон этого рано погибшего, но очень доброго и хорошего человека тайное обнаружилось: потоки нищей братии со всей Москвы собрались проводить своего благодетеля в последний путь, оплакивая искренними слезами раннюю смерть. Так и запечатлелось это в памяти ребенка: дождь, ливень и толпы людей, идущих за гробом...
Нищелюбие, жалость к убогим сохранялись в народе долго. Книга Василия Белова «Лад» (сделанная, в том числе, и по детским воспоминаниям о русском Севере 30-х и 40-х годов) рассказывает: «Не подать милостыню считалось величайшим в мире грехом» [2, с. 56]. В то время нищих по хитрому умыслу (ленивых) было очень мало. Не считалось зазорным просить милостыню после пожара или другого стихийного бедствия. Помогать арестантам и каторжникам тоже считалось нравственной обязанностью. Обязанностью было и приютить странника. «Калеки и убогие особенно почитались в народе. Слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали на ночлег» (там же). В людях ценились ум, смекалка, трудолюбие и то, что называлось «добрая слава»: чистота и хранение семейных устоев. Незлобивость характера поддерживалась повсеместной традицией просить прощения у всех, кого обидел. Описание того, как это происходило перед исповедью, приведем опять из «Лета Господня»: «В пятницу, перед вечерней, подходит самое стыдное: у всех надо просить прощения. Горкин говорит, что стыдиться тут нечего, такой порядок, надо очистить душу. Мы ходим вместе, кланяемся всем смиренно Я говорим: «Прости меня грешного*. Все ласково говорят: «Бог простит, и меня простите...»
Современные представления о порядочно» человеке95
В детской исповеди, в общении со взрослыми закладывались такие личностные черты как снисходительность к чужим слабостям, привычна к духовному самоанализу: все то, что служило основой духовного здоровья нации. Рядом с ребенком были «образцы» — прежде всего это, конечно, отец. А через отца, его образ, его способы поведения, воспринимался и складывался образ других людей. Сколько их было, «подобных отцу», настолько и «богат» был ребенок и своей образной сферой был защищен в грядущих испытаниях. На долю Ивана Шмелева их выпало с лихвой: голод в Крыму («Солнце мертвых»), расстрел красноармейцами сына, эмиграция. Но и через десятилетия он пронес образы отца, доброго («святого») старичка Горкина и всех, с кем встретился «в той России». И тогда в памяти, может быть, самым главным оказывались эти ласковые лучики-морщинки на лице Горкина, делавшие его доброе лицо «святым», и все-все вокруг, становившееся в дни праздников «святым* — необычным, не от мира сего. Это не «идеализация», а именно способность в окружающем увидеть сокровенное, чем так отличается пора детства.
Другие детские воспоминания — священника и ученого Павла Флоренского помогут пояснить суть происходящего в определенную пору с каждым ребенком (когда он во всем ищет — и находит, таинственное, сокровенное). Но сначала — о похожем в образе отца с тем, что писал о своем отце Иван Шмелев: «Папа не любил, когда нищие просили у него на виду, при других, и часто сердился на них за это, и гнал их... Когда же думал, что никто его не видит, то всегда давал, но никогда медных монет, а всегда серебряную... При мне, маленьком, он обыкновенно давал, но и то стеснялся моего присутствия» [12, с. 324]. Именно отец сначала почувствовал, а потом определил ту особенную область, в которой затем Павел Флоренский трудился всю жизнь: «Папа неоднократно говаривал мне, что не считает меня сильным ни в чисто теоретической, отвлеченной сфере, ни в сфере конкретной, а там, где «конкретное и абстрактное соприкасаются». В этой-то полосе их взаимного перехода папа ждал от меня чего-то нового и важного» [там же, с- 323]. В детстве у будущего ученого и богослова была неистребимая тяга узнать, увидеть то, что находится за предмета-ми и событиями видимого мира, узнать о реальности, просве-чивающей через привычные предметы и явлений — сущности их вещей. Речь идет о символе, назначение которого — быть Прообразом мира горнего, духовного. «Я искал того явления,
96 _______________________________ М И Воловикова, Л Л Гренкова
где ткань организации наиболее проработана формирующими ее силами, где проницаемость плоти мира наяболыиая, где тоньше кожа вещей и где яснее просвечивает чрез нее духовное единство. <...> Явление и было для меня явлением духовного мира, и духовный мир вне явления своего сознавался мною как не-яв-ленный, в себе и о себе сущий, — не для меня» [12, с. 153-154]. При таком устроении все случайное как бы не замечается: например, зло, поскольку оно, по словам отца Павла Флоренского, лишено онтологического статуса: это просто отрицание добра.
Встреча с человеком, воплощающим добро своею жизнью, поступками, своим лицом даже, производит на открытую к запечатлениям психику ребенка большое впечатление, становясь образцом (прототипом) для узнавания доброго в последующие годы жизни. И в этом смысле образ человека симво-личен, а добрые лица являюся нравственным богатством страны и народа (одна из работ известного историка В. О. Ключевского так и называлась: «Добрые люди древней Руси»). Но даже если их становится все меньше, подрастающий человек будет их искать всю жизнь (хотя не без ошибок). Способность различать доброе (от злого) и есть нравственость.
Сохранилось ли ныне что-то из нравственных устоев той, прежней, больше устремленной к горнему, чем к земному, России? Какие образы запечатлевают дети теперь, имеют ли такие запечатления значение для взрослых людей, возможно ли это выловить научными средствами?
Мы решили пойти по пути записи и анализа рассказов о лицах, событиях, поступках, запомнившихся нашими современниками (детьми — школьниками и взрослыми — студентами). Это и стало темой нашего исследования, об одном из этапов которого пойдет речь в настоящей статье.
Эксперимент1. Суть эксперимента состояла в сборе современных свидетельств о том, что вкладывают ныне в понятие нравственной личности. Сам эксперимент состоял из двух заданий:
1) описать (составить «психологический портрет») человека, о котором можно было бы сказать: «О, это действительно порядочный человек!»
2) описать запомнившуюся сценку или ситуацию, свидетельствующую о порядочности данного лица.
1 В проведении эксперимента приняла участие А. Морскова (МГУ), см. также [5].
представления о порядочном человеке 97
Первое задание является традиционным в русле исследования имплицитных концепций (обыденных представлений) одобряемых обществом качеств [1, 8, 9]. В его основе лежит понимание, идущее от когнитивной психологии, того механизма абстрагирования, который связан с прототипом — конкретным образом, являющимся одновременно представителем некоторого класса [9].
Обучение распознаванию доброго и злого, хорошего и плохого неразрывно от лиц, воплощающих нравственные качества. Это конкретные люди, встретившиеся на жизненном пути и чем-то особенно запомнившиеся. Чем именно?
Мы искали не просто набор качеств (черт), а то главное, системообразующее свойство, которое позволяло определить описываемое лицо как нравственное. Этой цели и служил второй вопрос, построенный в виде задачки: доказать с помощью описания конкретного события или действия, что данное лицо действительно порядочное. Школьникам разрешалось также в качестве примера приводить литературного героя
В эксперименте приняло участие 276 человек, составивших две группы: 206 школьников в возрасте от 12-ти до 15-ти лет и 70 студентов в возрасте от 16-ти до 30-ти лет. Задания предъявлялись в письменной форме всем, кроме небольшой группы студентов (20 чел.), с которыми эксперимент проводился индивидуально в виде клинической беседы. Результаты выполнения заданий подвергались контент-анализу (выделялись темы, вокруг которых группировались черты, описывающие порядочного человека) и микросемантическому (по Брушлинскому [3]) анализу решения второго задания-задачи; по 3-балльной шкале оценивалась когнитивная сложность всего ответа.
Результаты (и их обсуждение). Явных отказов выполнять задание обнаружено не было, но, скажем так, — недобросовестное его исполнение наблюдалось в группе школьников (включая хулиганский рисунок — 1 случай; «шутливых» ответов о «Деде Мазае» — 4 человека, а также явного списывания друг у друга — 6 случаев). Все эти уходы от прямого отве-Та могут быть показателем некоторой болезненности, закрытости» от части подростков нравственной темы которая, по наблюдениям Т. А. Флоренской, в молодежной сРеде становится «вытесняемой», почти неприличной [11]). Но Целом искренний тон многих ответов, жизненная важность Срыгиваемых в них вопросов свидетельствовали о том, что
98 _______________________________________ М И Воловикова, Л, Л. Греикова
тема нравственности («порядочности») — как у школьников, так и у людей достаточно взрослых, вызывает (пока) типичную для российского сознания заинтересованность.
Портрет «порядочного человека» у взрослых и детей, отличаясь в деталях, в самом важном оказался, практически, идентичным: порядочный человек 9*>:
— это тот, кто умеет прийти на помощь; >*•>
— добрый;
— честный.
Практически, половина респондентов указали эти черты, причем как для взрослых, так и для детей способность прийти на помощь прочно заняла первое место. А вот дальше наметились различия.
Как известно, в науке нравственность изучается этикой. Есть еще одно слово, близкое по звучанию: «этикет», т. е. внешние правила поведения. Оказалось, что для многих школьников «соблюдение правил этикета», «вежливость», «культурность» являются главными чертами порядочного человека.