Обработка и интерпретация данных

Анализ рисунка ребенка строится на основе оценки содержа­тельных и формальных его характеристик, диагностически значи­мых для каждого типа учащегося. Рисунок и экспертное оценива­ние позволяют отнести развитие первоклассника к одному из ва­риантов (рис. 6).

Как видно из схемы, адекватное переживание первоклассни­ком новой социальной ситуации развития, представленное двумя типами отношений (учебным и предучебным), соответствует кри­зисной и посткризисной фазам проживания возрастного периода 7 лет. Эти дети принимают задачи возрастного развития (выделя­ют учебную задачу — УЗ — как предмет своего взаимодействия с учителем). Переживание первоклассником дошкольного (игрово­го) типа взаимоотношения со взрослым свидетельствует пока еще о дошкольном статусе ребенка. Два других варианта индивидуаль­ного развития ребенка свидетельствуют об определенных трудно­стях принятия нового возрастного статуса.

Апробация проективного рисунка «Урок в моем классе» на вы­борке 249 первоклассников показала устойчивые различия содер­жательных и формальных его сторон у групп детей, принимаю­щих задачи развития на новом возрастном этапе (идентифициру­ющие себя с новым возрастным статусом школьника) и не при-

Коммуникативный тип

Рис. 6. Варианты возрастного и индивидуального развития детей в период кризиса 7 лет


нимающих их (трудности идентификации или ее отсутствие). Внутри каждой выделенной группы прослеживаются различия в отноше­нии к содержанию ситуации урока (люди, их действия; предме­ты, их функции) и к деталям обстановки, в настроении рисунка.

Для каждой подгруппы выделены типичные наборы рисунков, описаны их диагностические показатели.

Для первоклассников учебного типа отношения к школьной си­туации, полностью принимающих свой возрастной статус, диаг­ностическими показателями в содержании рисунков выступают:

1) показ учебных записей, учебных действий, что говорит о принятии детьми школьной ситуации через ее содержательные стороны;

2) отсутствие (или отсутствие в доминирующей позиции) фи­гуры учителя, что свидетельствует о значимости переживаний соб­ственной деятельности;

3) отсутствие неспецифической для учебной ситуации атрибу­тики урока;

4) использование светлых тонов.

Для учащихся предучебного типа отношения к школьной ситуа­ции, принимающих возрастной статус первоклассника, диагнос­тическими показателями выступают следующие содержательные и формальные характеристики рисунка:

1) фигура учителя изображена в центральной или доминирую­щей позиции (учитель с указкой);

2) учитель показан в ситуации либо объяснения учебного ма­териала, либо оценивания устного ответа, письменной работы первоклассника;

3) редко присутствует изображение учебных действий, выпол­ненных самим учеником; чаще авторство этих действий или труд­но определить, или оно принадлежит учителю как носителю об­разцов выполнения действий;

4) ситуация урока дополнительно украшена (украшения в одеж­де, выразительно представлены элементы интерьера);

5) использованы яркие, светлые тона.

Рисунки детей псевдоучебного типа отношения, имеющих труд­ности идентификации с новой возрастной позицией первокласс­ника, отличаются следующими особенностями:

1) часто уход от задачи рисования темы урока в своем классе;

2) не встречается обращения к содержательным сторонам школьной жизни;

3) скудно представлена обстановка урока;

4) отсутствует изображение учителя, так как он выступает для ребенка источником переживания неудачного школьного опыта;

5) грубая, сильная штриховка рисунка и доминирование тем­ного или ахроматического цвета показывают, что ребенок пребы­вает в состоянии тревожности.





Для рисунков детей игрового типа отношения, переживающих дошкольный возрастной статус, характерен следующий типичный набор содержательных и формальных параметров:

1) уход от заданной темы, ее подмена;

2) отсутствие изображения участников и предмета учебного взаимодействия — учителя и учебных действий;

3) по настроению рисунки всегда жизнерадостны; часто цвет используется неадекватно; небрежная прорисовка деталей; неред­ко рисунок не закончен по замыслу.

Результаты анализа содержательных параметров рисунков, ха­рактерных для первоклассников каждого типа, представлены в табл. 6, где условно обозначена частота проекции в рисунке того или иного элемента школьной ситуации: ++++ (встречается прак­тически всегда), +++ (встречается в большинстве случаев), ++ (встречается часто), + (встречается), — (отсутствует).


Окончание таблицы 6

Элемент содержания Принятие статуса (тип отношения к школьной ситуации)
полностью принимают (учебный тип) принимают новый статус (предучебный тип) трудности принятия (псевдоучеб­ный тип) не прини­мают но­вый статус (игровой тип)
Учитель + ++++
Учитель с указкой ++
Одноклассники (дети) +++ ++ +


Таблица 6

Частота проекции элементов содержания школьной ситуации в рисунках первоклассников

Элемент содержания Принятие статуса (тип отношения к школьной ситуации)
полностью принимают (учебный тип) принимают новый статус (предучеб-ный тип) трудности принятия (псевдоучеб­ный тип) не прини­мают новый статус (иг­ровой тип)
Принятие темы рисунка ++++ ++++ +  
Полная обстанов­ка урока ++++ +++ __  
Доска с записью ++++ ++ +
Запись собствен­ных учебных дей­ствий ++++ +    
Отдельные школь­ные атрибуты (учебники и др.) + +++ + +
Атрибуты интерьера (цветы на окне, часы и ,др) + ++   _


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: