йасмин харир бхагаван иджйамана
иджйатма-муртир йаджатам шам таноти
каман амогхан стхира-джангаманам
антар бахир вайур иваиша атма
йасмин - в таких ритуалах жертвоприношения; харих - Верховному Господу; бхагаван - Личности Бога; иджйаманах - поклоняются; иджйа-атма - душе всех божеств; муртих - в образах; йаджатам - которым поклоняются; шам - благосостояние; таноти - распространяется; каман - желания; амогхан - нерушимой; стхира-джангаманам - всего движущегося и неподвижного; антах -внутри; бахих - снаружи; вайух - воздух; ива - как; эшах - всех их; атма - духовная сущность.
Все жертвенные обряды, даже если они проводятся ради какогонибудь полубога, - это способ поклонения Верховному ГосподуЛичности Бога, ибо Он - Сверхдуша каждого и, подобно воздуху, пребывает как внутри, так и снаружи. Таким образом, именно Он дарует поклоняющимся все блага.
КОММЕНТАРИЙ: Иногда можно даже видеть, как поклоняются таким полубогам, как Индра и Чандра, и подносят им жертвенные дары, однако вознаграждает за подобные жертвоприношения Верховный Господь, и только Он может даровать поклоняющемуся всеблага. Полубоги, хотя им и поклоняются, не могут сделать ничего без дозволения Господа, ибо Господь - Сверхдуша всех: двигающихся и неподвижных.
|
|
В «Бхагавад-гите» (9.23) Господь Сам подтверждает это в следующей шлоке:
йе 'пй анйа-девата-бхакта йаджанте шраддхайанвитах
те 'пи мам эва каунтейа йаджантй авидхи-пурвакам
«Что бы человек ни жертвовал другим богам, о сын Кунти, в действительности предназначено только Мне, но такие приношения совершаются без правильного понимания».
Верховный Господь един, это не подлежит сомнению. Нет иного Бога, кроме Самого Господа. Верховный Господь вечно трансцендентен к материальному творению. Но многие поклоняются полубогам, например, Солнцу, Луне и Индре, которые являются всего лишь материальными представителями Верховного Господа. Эти полубоги - косвенные проявления качеств Верховного Господа. Однако сведущему ученому или преданному известно, кто есть кто. Поэтому он поклоняется непосредственно Верховному Господу и не отвлекается на проявления материальных качеств. Несведущие люди поклоняются подобным материальным проявлениям качеств, но их поклонение является грубым нарушением установленных порядков.