Нормы оценки диктанта и требования к проверке

Объем диктанта устанавливается исходя из следующих нормативов:

Классы V VI VII VIII IX Х ХI
Количество слов 90-100 100-110 110-120 120-140 150-170 170-190 190- 21О

Объем школьных диктантов для классов с углубленным изучением предмета может быть увеличен на 20-30 слов.

Примечания:

- При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.

- Если контрольный диктант сопровождается дополнительной работой, то берется текст объемом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.

- Текст диктанта должен быть понятным для учащихся.

- Слова, редко употребляемые и непонятные для учащихся, выписываются на доске и объясняются.

- Отдельно выписываются слова, с написанием которых учащиеся еще не ознакомились.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых бы изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были представлены не менее чем 2-3 случаями.

Рекомендуется по возможности подбирать тексты следующей насыщенности:

Классы Число видов орфограмм Число видов пунктограмм
V   2 - 3
VI   3 - 4
VII   4-5
VIII    
IX    
Х-ХI    

В диктантах должно быть: в V классе - не более 5, в VI-VII - не более 7, в VIII-IX - не более 10, в Х-ХI - не более 12 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

Примечание:

- До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Оценивая орфографическую и пунктуационную грамотность, следует исходить из общего правила: ученикам предъявлять требования в объеме знаний и умений, которым их обучали. Поэтому при проверке письменных работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все.

Не учитываются и не выносятся на поля при оценке ошибки:

· в переносе слов;

· на те правила, которые не предусмотрены школьной программой;

· на еще не изученные правила;

· в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась;

· явные описки, искажающие звуковой облик слова («пульба» вместо слова «бульба», «мемля» вместо «земля» и т. д.);

· в передаче авторской пунктуации.

По орфографии необходимо различать:

· орфографические и грамматические ошибки;

· орфографические и фактические ошибки;

· орфографические ошибки и описки;

· грубые и негрубые ошибки;

· повторяющиеся и неповторяющиеся ошибки;

· однотипные и неоднотипные ошибки.

Грамматическими являются ошибки в образовании форм слов: «ляжь» вместо «ляг».

К  фактическим ошибкам относятся неверные написания, связанные с незнанием реалий: "у Нагульного" вместо "у Нагульнова" и т. д.

Описки - неверные написания, искажающие звуковой и буквенный облик слов («стл» вместо «стол», «дулпо» вместо «дупло» и т. п.).

Негрубыми орфографическими ошибками являются:

· ошибки в исключениях из правил;

· написание ы и и после приставок;

· большие буквы вместо малых и наоборот в составных собственных наименованиях;

· написание собственных имен нерусского происхождения;

· нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных от существительных и предлогов;

· случаи трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он только ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);

· случаи слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого.

Негрубыми пунктуационными ошибками являются:

· постановка одного знака препинания вместо другого;

· пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности (сочетание запятой и тире, вопросительного и восклицательного знака и т. п.).

Повторяющимися считаются орфографические ошибки, допущенные в одном и том же слове, использованном несколько раз, или в корне однокоренных слов.

Однотипными называют ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических ( пирожок, сверчок ) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такие правила, в которых для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое опорное слово или его форму ( вода – воды, рот – роток, грустный – грустить, резкий – резок ).

Примечания:

- Грамматические, фактические ошибки, описки при проверке диктантов исправляются, но при подсчете не учитываются.

- Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

- Повторяющиеся (сколько бы их ни было) считаются за одну.

- Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

- Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну.

- При наличии в контрольном диктанте более пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

- Диктант оценивается одной отметкой.

При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок, вторая – пунктуационных):

Оценка Количество допускаемых ошибок
«5» 0 / 0
«4» 2 / 2, 1 / 3, 0 / 4
«3» 4 / 4, 3 / 5, 0 / 7
«2» 7 / 7, 6 / 8, 5 / 9, 8 / 6

Примечания:

- «5» может выставляться за диктант при наличии в нем одной негрубой орфографической ошибки или одной негрубой пунктуационной ошибки.

- «4» может выставляться за три орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.

- «3» может быть поставлена при наличии шести орфографических и шести пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

- В V классе допускается выставление «3» за диктанты при пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку: для «4» - две орфографические ошибки, для «3» - четыре орфографические ошибки (необходимо учитывать, что для V класса предел «3» ограничен пятью орфографическими ошибками).

Диктант оценивается одной отметкой.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) задания, выставляются две оценки - за каждый вид работы. Обе оценки выставляются в одну графу по русскому языку: 5/4, 4/3, 3/2.

При оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим:

Оценка Объём правильно выполненной работы
  Все задания
  Не менее 3 / 4
  Не менее 1 / 2
  НЕ ВЫПОЛНЕНО более половины
  НЕ ВЫПОЛНЕНО ни одного задания

Примечание:

- Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

Классы V VI VII VIII IX Х-ХI
Количество слов 15-20 20-25 25-30 30-35 35-40 45-50

При оценке контрольного словарного диктанта действуют следующие нормы:

Оценка «5» «4» «3»
Количество допускаемых ошибок   1 – 2 3 – 4

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: